Образовательная проектность как ресурс повышения качества подготовки будущих инженеров

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Образовательная проектность является интеллектуальным фундаментом и креативным источником инновационного в созидательной обращенности к профессиональному становлению будущих инженеров. В статье рассмотрены особенности использования проект-технологий в учебном процессе вуза. Показана необходимость подготовки инженеров в условиях становления образовательной проектности будущих инженеров на основе алгоритмов трансформации фундаментальных (теоретических) знаний в область практических умений и навыков проектной деятельности в междисциплинарных областях инженерного знания. Рассмотрена эволюция проект-технологий. В работе представлены основные концептуальные положения для эффективной практической реализации становления проектности при подготовке будущих инженеров, сформулированные на основе всестороннего анализа опыта реализации исследовательских проектов в российских вузах. Обоснована целесообразность базирования методологии проектного обучения на основе информационных технологий, на междисциплинарном подходе и комплексном проектировании. Рекомендовано использование персонализированной информационной образовательной среды для обучения. Показана важность коммуникации и участия в образовательном процессе работы над проектом студентов разных курсов, работы в одной команде единомышленников. Подчеркнута особая важность использования системы мотивации участия студентов в проектной деятельности, а также привлечения работодателей к обсуждению / внедрению полученных результатов. Приведенные решения носят исследовательский характер и могут быть использованы в других аналогичных российских и зарубежных проектах, а также реализовываться при создании персонализированных систем электронного обучения и онлайн-курсов в динамике становления и развития образовательной проектности.

Об авторах

Ирина Николаевна Чарикова

Оренбургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vikira@list.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Форсайт высшей школы России - 2030: базовый сценарий - «конверсия» высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3 (85). С. 6-21.
  2. Кузьминов Я.И. Направления развития образования в России // XII междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Кн. 1. М.: НИУ ВШЭ, 2012. С. 75-87.
  3. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 87-104.
  4. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751. 7 с.
  5. Постиндустриальный переход в высшем образовании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада Российской Федерации. Доклад Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». СПб., 2005. 127 с.
  6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
  8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.
  9. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.
  10. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. 3-е изд. М.: Издательский дом «Академия», 2014. 160 с.
  11. Бтемирова Р.И. Об общих принципах методики преподавания в вузе // Вестник развития науки и образования. 2006. № 6. С. 172-175.
  12. ГОСТ Р ISO 21500:2012 Руководство по менеджменту проектирования. Общие требования. Дата введ. 03.09.2012. М.: Стандартинформ, 2012. 44 с.
  13. Игнатова И.Б., Сушкова Л.Н. Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. С. 164-167.
  14. Лаштабова Н.В. Проектирование и метод проектов в современном образовательном процессе средней и высшей школы // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса. Секция 6. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. С. 122-126.
  15. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. вузов. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.
  16. Стернберг В.Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХ века: дис. … канд. пед. наук. Владимир, 2002. 194 с.
  17. Громыко Н.В. Деятельностная эпистемология и проблема трансляции теоретического знания в образовательной практике: автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2011. 48 с.
  18. Чарикова И.Н. Информационно-когнитивные технологии в управлении проектными знаниями // Информационные технологии в моделировании и управлении: подходы, методы, решения. Тольятти: Издатель А.В. Качалин, 2019. С. 530-534.
  19. Чарикова И.Н., Жаданов В.И. Эпистемотека проектных знаний как система информационной поддержки организации обучения инженеров строительного направления // Engineering Education. 2019. № 25. P. 130-138.
  20. Чарикова И.Н., Манаева Н.Н., Руднев И.В. Информационные технологии в строительстве (программный продукт, версия 2.1): электронное гиперссылочное учебное пособие. Рег. номер 0321802681. Информрегистр. М., 2018.
  21. Чарикова И.Н. Проект-технология в развитии инженерного потенциала // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: всерос. науч.-метод. конф. 31 января 2019 г. Оренбург: ОГУ, 2019. С. 4479-4482.
  22. Charikova I.A., Zadanov V.I. Phenomenon of «Living Knowledge» in Engineering and Technical Education // International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET). 2018. Vol. 9, is. 10. P. 325-333.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Чарикова И.Н., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».