Образовательная проектность как ресурс повышения качества подготовки будущих инженеров
- Авторы: Чарикова И.Н.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный университет
- Выпуск: Том 9, № 1 (2020)
- Страницы: 293-300
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/34579
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202091314
- ID: 34579
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Образовательная проектность является интеллектуальным фундаментом и креативным источником инновационного в созидательной обращенности к профессиональному становлению будущих инженеров. В статье рассмотрены особенности использования проект-технологий в учебном процессе вуза. Показана необходимость подготовки инженеров в условиях становления образовательной проектности будущих инженеров на основе алгоритмов трансформации фундаментальных (теоретических) знаний в область практических умений и навыков проектной деятельности в междисциплинарных областях инженерного знания. Рассмотрена эволюция проект-технологий. В работе представлены основные концептуальные положения для эффективной практической реализации становления проектности при подготовке будущих инженеров, сформулированные на основе всестороннего анализа опыта реализации исследовательских проектов в российских вузах. Обоснована целесообразность базирования методологии проектного обучения на основе информационных технологий, на междисциплинарном подходе и комплексном проектировании. Рекомендовано использование персонализированной информационной образовательной среды для обучения. Показана важность коммуникации и участия в образовательном процессе работы над проектом студентов разных курсов, работы в одной команде единомышленников. Подчеркнута особая важность использования системы мотивации участия студентов в проектной деятельности, а также привлечения работодателей к обсуждению / внедрению полученных результатов. Приведенные решения носят исследовательский характер и могут быть использованы в других аналогичных российских и зарубежных проектах, а также реализовываться при создании персонализированных систем электронного обучения и онлайн-курсов в динамике становления и развития образовательной проектности.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ирина Николаевна Чарикова
Оренбургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vikira@list.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики
Россия, ОренбургСписок литературы
- Ефимов В.С., Лаптева А.В. Форсайт высшей школы России - 2030: базовый сценарий - «конверсия» высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3 (85). С. 6-21.
- Кузьминов Я.И. Направления развития образования в России // XII междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Кн. 1. М.: НИУ ВШЭ, 2012. С. 75-87.
- Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 87-104.
- О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751. 7 с.
- Постиндустриальный переход в высшем образовании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада Российской Федерации. Доклад Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». СПб., 2005. 127 с.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.
- Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.
- Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. 3-е изд. М.: Издательский дом «Академия», 2014. 160 с.
- Бтемирова Р.И. Об общих принципах методики преподавания в вузе // Вестник развития науки и образования. 2006. № 6. С. 172-175.
- ГОСТ Р ISO 21500:2012 Руководство по менеджменту проектирования. Общие требования. Дата введ. 03.09.2012. М.: Стандартинформ, 2012. 44 с.
- Игнатова И.Б., Сушкова Л.Н. Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. С. 164-167.
- Лаштабова Н.В. Проектирование и метод проектов в современном образовательном процессе средней и высшей школы // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса. Секция 6. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. С. 122-126.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. вузов. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.
- Стернберг В.Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХ века: дис. … канд. пед. наук. Владимир, 2002. 194 с.
- Громыко Н.В. Деятельностная эпистемология и проблема трансляции теоретического знания в образовательной практике: автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2011. 48 с.
- Чарикова И.Н. Информационно-когнитивные технологии в управлении проектными знаниями // Информационные технологии в моделировании и управлении: подходы, методы, решения. Тольятти: Издатель А.В. Качалин, 2019. С. 530-534.
- Чарикова И.Н., Жаданов В.И. Эпистемотека проектных знаний как система информационной поддержки организации обучения инженеров строительного направления // Engineering Education. 2019. № 25. P. 130-138.
- Чарикова И.Н., Манаева Н.Н., Руднев И.В. Информационные технологии в строительстве (программный продукт, версия 2.1): электронное гиперссылочное учебное пособие. Рег. номер 0321802681. Информрегистр. М., 2018.
- Чарикова И.Н. Проект-технология в развитии инженерного потенциала // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: всерос. науч.-метод. конф. 31 января 2019 г. Оренбург: ОГУ, 2019. С. 4479-4482.
- Charikova I.A., Zadanov V.I. Phenomenon of «Living Knowledge» in Engineering and Technical Education // International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET). 2018. Vol. 9, is. 10. P. 325-333.
Дополнительные файлы
