Формирование готовности специалистов государственного и муниципального управления к применению информационно-коммуникационных технологий – социально-педагогическая проблема
- Авторы: Веселицкий О.И.1, Титов Е.В.1,2
-
Учреждения:
- Университет Правительства Москвы
- Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 230-244
- Раздел: Актуальные вопросы профессиональной педагогики
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-1327/article/view/288276
- DOI: https://doi.org/10.51955/2312-1327_2025_1_230
- ID: 288276
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается готовность к применению информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности как социально значимое качество личности специалистов государственного и муниципального управления, формирование которого отвечает запросам личности и общества. Целью исследования является определение подходов к формированию готовности специалистов государственного и муниципального управления к применению информационно-коммуникационных технологий как социально-педагогической проблеме. Готовность специалистов к применению информационно-коммуникационных технологий охарактеризована как устойчивое функциональное состояние личности, которое проявляется в виде комплекса способностей. Выявлены противоречия современного образования, разрешение которых при определённых условиях обеспечит формирование готовности специалистов к применению информационно-коммуникационных технологий. Определены подходы к исследованию формирования готовности специалистов к применению информационно-коммуникационных технологий как социально-педагогической проблемы, которую предлагается рассматривать в методологическом, науковедческом, теоретическом, методическом и практическом аспектах.
Полный текст
Введение
В современном мире информационно-коммуникационные технологии играют значительную роль во всех социально значимых профессиональных сферах, включая образование, медицину, экономику, а также государственное и муниципальное управление. Существенно ускорив сбор, обработку и передачу социально значимой информации посредством современных программно-аппаратных средств, информатизация запустила процесс реконструкции сложившихся моделей управления в разных областях общественной жизни. Проникнув почти во все сферы общества, информатизация стала важным фактором не только технико-технологического, но и социального развития современной цивилизации. Правительства большинства стран всё больше используют различные средства информационных технологий для оптимизации и повышения эффективности своей деятельности.
Глобальные тенденции убедительно продемонстрировали, как справедливо отмечается в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», что информационные технологии стали частью современных систем управления во всех сферах экономики, государственного управления, обороны, безопасности и обеспечения правопорядка. Причём в перечень ключевых компетенций кадров для цифровой экономики должны входить коммуникация, кооперация, креативное и критическое мышление в цифровой среде [Хорошилов, 2021]. При этом, как отмечается там же, большинство государств вынуждены «на ходу» адаптировать государственное регулирование сферы информации и информационных технологий к новым обстоятельствам. А это значит, что стратегические преимущества получат те страны и государства, которые своевременно, безопасно и продуктивно начнут использовать инновационный потенциал, заложенный в современных информационно-коммуникационных технологиях, основным проводником которого являются специалисты в области социального управления, в том числе и в первую очередь – государственного и муниципального управления.
Проведенные Ершовой Т. В. с соавторами исследования показали, что в большинстве зарубежных и отечественных методик оценки готовности используются показатели, разработанные с учётом содержания деятельности в определенных предметных областях (государственное управление, образование, здравоохранение, бизнес, домохозяйства и др.) [Ершова и др., 2021]. Актуальность готовности специалистов государственного и муниципального управления обусловлена тем, что применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности позволяют существенно а) уменьшить количество документов на бумажных носителях; б) сократить время на поиск, сбор, обработку и предоставление управленческой информации; в) оптимизировать пространство для хранения управленческой информации; г) уменьшить временные и ресурсные затраты на контролирование работы органов исполнительной власти и подведомственных организаций; д) снизить коррупционные риски, обеспечив тем самым высокий уровень лояльности населения к работе органов государственного управления.
В последние годы наблюдаются значительные усилия государства по созданию открытых цифровых систем взаимодействия с населением [Соколов и др., 2022]. Но, несмотря на очевидные преимущества информационно-коммуникационных технологий, скорость и масштабы их внедрения в практику социального управления столь значительны, что контуры и среднесрочные последствия информатизации этой важнейшей социальной сферы нельзя оценить однозначно. Информатизация стремительно, в течение одного поколения профессионалов изменила требования к скорости и качеству принятия управленческих решений, «бросив» вызов представлениям, сложившимся в многолетних практиках социального управления. Поэтому обеспечение активного и квалифицированного включения специалистов социального управления в деятельность, направленную на внедрение и продуктивное использование средств современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональную практику, потребовало пристального и постоянного внимания со стороны государства, в том числе в лице системы профессионального образования – среднего, высшего и дополнительного (постдипломного).
Российская государственная система образования осознала данную потребность, о чём свидетельствуют, в частности, нормативно-правовые документы, принятые отраслевыми органами исполнительной власти федерального уровня и регламентирующие образовательную и профессиональную деятельность государственного и муниципального управления. Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) бакалавр, прошедший обучение по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, должен быть «способным использовать в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии, государственные и муниципальные информационные системы; применять технологии электронного правительства и предоставления государственных (муниципальных) услуг». ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление включает требование овладения «способностью организовывать внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в соответствующей сфере профессиональной деятельности и обеспечивать информационную открытость деятельности органа власти». В «Справочнике квалификационных требований к специальностям, … которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих», утверждённом Минтруда России, «знания и умения в области информационно-коммуникационных технологий включены в число базовых квалификационных требований». Также, необходимо принять во внимание факт, что цифровые компетенции стали необходимой составляющей профессиональной подготовки специалиста любой отрасли [Эльтемеров, 2024]. Более того, границы между профессиональными и пользовательскими цифровыми навыками все больше стираются, что требует переосмысления результатов профессионального и общего образования в части формирования цифровых навыков [Эволюция цифровых …, 2024].
Необходимо также отметить наличие и роль «цифрового» участия граждан в процессах управления. Несмотря на активное взаимодействие органов государственной власти и населения, в том числе и с применением информационно-коммуникационных технологий, ещё имеется нереализованный потенциал развития данного взаимодействия. Чтобы каналы участия стали более «обитаемыми», за вложениями в цифровую инфраструктуру должны следовать меры по формированию спроса на подобные механизмы, который обеспечивается активным инвестированием в человеческий потенциал [Кабанов и др., 2021]. В подготовке специалистов государственного и муниципального управления к квалифицированному применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности ключевую роль играет педагогическая наука, которая определяет содержание, формы, средства и методы процесса, обеспечивающего формирование рассматриваемого качества личности, и тем самым задаёт вектор развития не только профессиональному образованию, но и профессиональной деятельности в области государственного и муниципального управления.
Материалы и методы
Целью статьи является рассмотрение формирования готовности специалистов государственного и муниципального управления к применению средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, как социально-педагогической проблемы. В работе нами использовался комплекс методов, включающий систематический поиск и анализ содержания научной информации по теме исследования, классификацию, моделирование, обобщение. Материалами для исследования послужили научные публикации отечественных и зарубежных учёных и практиков высшего образования, нормативные документы и другие открытые источники. В первой части основного блока статьи представлена структура готовности специалистов к применению информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Далее рассмотрены аспекты исследования формирования готовности специалистов государственного и муниципального управления к применению информационно-коммуникационных технологий как социально-педагогической проблемы. Третья часть статьи посвящена описанию противоречий образования, которые послужили отправной точкой данной работы и обусловили текущее состояние готовности специалистов государственного и муниципального управления к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, а также возможные подходы к разрешению противоречий, препятствующих формированию рассматриваемого качества личности.
Дискуссия и результаты
Основные понятия представленного в статье исследования заключены в её названии. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к информационным технологиям относятся «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». Зафиксированное в данном определении понятие охватывает широкий круг технологий, основанных на разных средствах и способах работы с информацией – от наскальных фресок, пергаментных свитков, берестяных писем до книгопечатания и компьютерных технологий [Алексеев, 2012]. Поэтому информационные технологии, основанные на применении электронных носителей информации, компьютерной техники и информационно-телекоммуникационных сетей, часто именуют «современными» или «новыми». Также для обозначения современных информационных технологий используется термин «информационно-коммуникационная технология», под которым в соответствии с национальным стандартом «ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» рекомендуется понимать «информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации».
Внедрение новых технологий в практику производства устраняет одни профессии и требует серьезной модернизации других [Токтарова и др., 2023]. Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении определяется состоянием специалистов как субъектов профессиональной деятельности, которое следует охарактеризовать как готовность к поиску, освоению и квалифицированному применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в соответствии с определёнными, профессионально обусловленными целями, то есть к совершению действий и операций по поиску, сбору, хранению, обработке, предоставлению и распространению управленческой информации с использованием средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.
С учётом сложившихся представлений готовность специалистов государственного управления к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности следует рассматривать как сложное, целостное психическое образование, включающее мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты [Титов, 2003]. Более того, готовность специалиста решать профессиональные задачи с применением информационно-коммуникационных технологий в большинстве случаев связана с готовностью к инновациям.
Современные исследователи акцентируют внимание на том, что в целом подготовка будущих специалистов государственного и муниципального управления основывается на получении определенной базы знаний, необходимой для выполнения профессиональных задач в регламентированных условиях. Вместе с тем исследователи указывают на необходимость построения процесса обучения в соответствии с требованиями времени, основным из которых является профессиональная готовность к инновационной деятельности [Провоторова, 2023].
Мотивационно-потребностный компонент готовности характеризуется эмоциональным и инициативным отношением специалиста к любым ситуациям в профессиональной деятельности, в том числе требующим применения информационно-коммуникационных технологий [Вилюнас, 1990; Черкашин и др., 2023]. Это качество личности занимает особое положение в структуре готовности, так как посредством эмоций осуществляется «фиксация мотивационных отношений» [Вилюнас, 1990]. Эмоции отражают отношения между мотивами, оказывая прямое влияние на такой важнейший момент деятельности субъекта, как целеобразование [Леонтьев, 1971]
Когнитивный компонент включает а) систематизированные знания о существующих и перспективных информационно-коммуникационных технологиях, а также о способах их поиска, освоения и применения; б) представления о профессиональной значимости информационно-коммуникационных технологий; в) представления о собственных возможностях и способностях по поиску, освоению и применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности государственного управления.
Деятельностно-практический компонент характеризуется опытом а) распознавания, обследования и анализа ситуаций профессиональной деятельности, требующих применения информационно-коммуникационных технологий; б) выбора и применения информационно-коммуникационных технологий в конкретных ситуациях профессиональной деятельности; в) поиска и освоения субъективно новых информационно-коммуникационных технологий. Сформированность каждого компонента готовности к применению информационно-коммуникационных технологий влияет на реализацию данного качества личности в каждой конкретной ситуации профессиональной деятельности. В зависимости от условий ситуации любой из компонентов может оказаться недостаточно сформированным, что ситуативно будет ограничивать готовность.
Учитывая сказанное, определим готовность специалистов государственного и муниципального управления к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности как устойчивое функциональное состояние личности, которое проявляется в способности а) воспринимать информационно-коммуникационные технологии как важный фактор профессиональной социализации и эффективное средство профессиональной деятельности, обеспечивающее широкую социальную коммуникацию; б) распознавать и анализировать профессионально значимые ситуации, для разрешения которых необходимо применение информационно-коммуникационных технологий; в) вести поиск и осваивать информационно-коммуникационные технологии, необходимые для профессиональной деятельности; г) применять информационно-коммуникационные технологии для поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения управленческой информации с использованием средств вычислительной техники и средств телекоммуникации с учётом конкретных ситуаций профессиональной деятельности государственного и муниципального управления.
Согласно существующим представлениям проблемой в педагогике считают «объективно возникающие в педагогической теории и практике вопросы или комплексы вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека» [Воронин, 2006]. Исследование, результаты которого представлены в статье, включало а) описание противоречий образования, которые обусловили текущее состояние готовности будущих и настоящих специалистов государственного и муниципального управления к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; б) рассмотрение возможных подходов к разрешению противоречий, препятствующих формированию рассматриваемого качества личности специалистов.
Как социально-педагогическая проблема формирование готовности специалистов государственного и муниципального управления к применению информационно-коммуникационных технологий может быть рассмотрено в аспектах:
а) методологическом – дескриптивном и прескриптивном, который заключается в поиске и/или разработке подходов к исследованию готовности специалистов как социально значимого качества личности, а также подходов к моделированию его содержания и процесса формирования [Морозова, 2015];
б) науковедческом, предполагающем исследование массива научно-педагогической информации с целью выявления и анализа работ, посвящённых готовности специалистов к применению средств информационно-коммуникационных технологий;
в) теоретическом, который заключается в исследовании этого качества личности, предполагающем построение модели специалиста, обладающего готовностью к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
г) методическом, который предполагает построение и практическую апробацию методики формирования готовности специалистов к применению информационно-коммуникационных технологий, включающую организацию, этапы и содержание, а также средства и методические приёмы педагогического сопровождения формирования рассматриваемого качества личности;
д) практическом, который предполагает проявление этого качества личности специалистов в конкретных ситуациях профессиональной деятельности.
Источником содержания, развития и разрешения педагогических проблем выступают противоречия деятельности в сфере образования. Противоречия высшего образования рассматривали в контексте готовности специалистов государственного и муниципального управления к применению информационно-коммуникационных технологий с опорой на представление об этом качестве личности специалистов как ценности, цели и результате.
Как ценность, имеющая индивидуальное и общественное значение, готовность специалистов к применению информационно-коммуникационных технологий отвечает запросам личности и общества в долгосрочной перспективе. Включение этого качества личности в содержание целевого компонента высшего образования обеспечивает специалистам профессиональную социализацию и задаёт вектор профессионального развития. В качестве ценности готовность специалистов к применению информационно-коммуникационных технологий предъявляет требования к образованию, реализация которых возможна при разрешении противоречий профессионального образования. Они определили направленность исследования, результаты которого представлены в статье.
Организация образовательного процесса, обеспечивающего готовность специалистов к применению информационно-коммуникационных технологий, находится в плоскости разрешения противоречий высшего образования и определяется особенностями рассматриваемого качества личности. К характеристике и классификации противоречий исследователи подходят в зависимости от контекста и предмета своих изысканий. Так, рассмотрение высшего образования в контексте реформирования позволяет идентифицировать группу стратегических противоречий [Еделев и др., 2012]. Рассмотрение качества высшего образования в контексте двух основных образовательных общностей – студенчества и научно-педагогического сообщества обусловило выделение противоречия развития образовательных университетских общностей [Зборовский и др., 2019]. Рассмотрение российского образования в контексте современных ценностей приводит к выделению «противоречий между провозглашаемыми и реальными целями/ценностями образования», в основе которых лежит их дифференция на терминальные и инструментальные [Ключко, 2014]. Рассмотрение профессионального образования в контексте интересов социальных акторов – государств, университетов, студентов, работодателей и с недавнего времени – надгосударственных, международных структур привело к выделению противоречий интернационализации [Комлева, 2017].
В контексте проблематики формирования готовности специалистов к применению информационно-коммуникативных технологий был выявлен ряд противоречий высшего образования. Значимым для рассматриваемого качества личности является противоречие между традиционно применяемыми методами включения обучающихся в учебную деятельность, основанными на внешнем стимулировании, и необходимостью использования методов, ориентированных на формирование устойчивых внутренних стимулов (мотивов) включения в ситуации применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности [Титов, 2003]. Кроме того, образовательный процесс, построенный на основе ситуаций, приближенных к профессиональной деятельности и требующих применения информационно-коммуникационных технологий, предъявляет особые требования не только к форме и содержанию занятий, но и к уровню опыта и квалификации педагогов [Титов, 2003]. Преодоление данного противоречия в учебном процессе возможно с опорой на личностное целеполагание обучающихся с учётом их будущих профессиональных интересов, а также с учётом педагогического опыта преподавателя. Для этого необходима методика формирования рассматриваемого качества личности будущего специалиста, предполагающая оценивание педагогом образовательной ситуации для последующего вовлечения обучающихся в учебную деятельность на основе специально созданных ситуаций, моделирующих применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Таким образом, интегральным критерием личностно-профессионального развития будущих специалистов выступает информационная компетентность личности, точнее, уровень её сформированности [Гагарин и др., 2013].
Результативность распознавания, обследования и разрешения ситуаций профессиональной деятельности, требующих применения информационно-коммуникационных технологий, определяется когнитивными особенностями специалистов. Поэтому формирование готовности специалистов к применению информационно-коммуникационных технологий является индивидуально ориентированным процессом. По мысли Б.Г. Ананьева, индивидуальность составляет совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, порожденных в его жизни в обществе [Ананьев, 2008]. Индивидуальность формируется в тех выборах, которые осуществляет сам человек [Яковлева, 1997]. Однако на практике в условиях ограниченного по времени аудиторного обучения учёт индивидуальных особенностей обучающихся не всегда возможен. Это является основанием для противоречия между подходом к комплектованию учебных групп без учёта индивидуальных познавательных особенностей обучающихся и подходом к организации учебного процесса в рамках аудиторных занятий. Разрешение этого противоречия требует разработки подходов к организационно-педагогическим условиям формирования рассматриваемого качества личности, предполагающим комплектование учебных групп, отбор учебных площадок, внедрение средств и методических приёмов, обеспечивающих индивидуализацию обучения.
Полноценное проявление индивидуальности возможно только в деятельности творческого типа, в основе которой лежит способность будущих специалистов к процедурному творчеству поиска, выработки и/или открытия способов собственной деятельности в разных типах профессиональных ситуаций, в которых необходимо применение информационно-коммуникационных технологий [Холодная, 2019]. Однако распространённые в педагогической практике подходы к организации учебной деятельности недостаточно ориентированы на развитие творческих способностей будущих специалистов, без которых невозможно устойчивое профессиональное развитие. Как справедливо полагает Н.Г. Провоторова, наличный процесс подготовки будущих специалистов в больше мере направлен на формирование знаний, умений и навыков и в меньшей – на развитие личностных особенностей обучающихся [Провоторова, 2021].
Это обусловило противоречие между обязательностью включения обучающихся в учебный процесс и спонтанностью их включения в деятельность творческого характера, которая зависит не столько от внешних, сколько от внутренних условий и отношений. Разрешение этого противоречия заключается в предоставлении обучающимся права самостоятельного и осознанного выбора или поиска элементов образования, которое реализуется по мере выявления педагогом индивидуальных особенностей обучающихся, а также по мере освоения обучающимися способов деятельности, направленной а) на распознавание и анализ профессионально значимых ситуаций, для разрешения которых необходимо применение информационно-коммуникационных технологий; б) на поиск и освоение информационно-коммуникационных технологий, необходимых для успешной профессиональной деятельности; в) на выбор и применение информационно-коммуникационных технологий с учётом конкретных ситуаций деятельности государственного и муниципального управления.
Применение информационно-коммуникационных технологий в конкретных профессиональных ситуациях требует от специалистов ответственности и самостоятельности в выборе средств и способов их разрешения, что обусловило противоречие между сложившимся в практике высшего образования подходом к организации учебного процесса, предусматривающим личную ответственность педагога за учебные достижения, и персональной ответственностью сегодняшних обучающихся за результаты применения информационных технологий в профессиональном будущем. Разрешение данного противоречия обеспечивается посредством реализации принципов индивидуализации, диалогичности, совместной рефлексии и социальной обусловленности эмоций субъектов образовательного процесса, что требует пересмотра традиционных и разработки новаторских подходов к организации совместной деятельности педагогов и обучающихся в рамках образовательного процесса, направленного на формирование готовности к применению информационно-коммуникационных технологий.
Важным компонентом учебного процесса является диагностика учебных достижений, которая в ходе реформы российского образования конца ХХ – начала XXI вв. была переориентирована «с формирования у студентов профессиональных знаний на формирование способности решать тестовые задачи» [Ахметов, 2008]. Требования к формированию готовности будущих специалистов к применению информационно-коммуникационных технологий закреплены в нормативных документах, регламентирующих содержание высшего образования, в частности, в ФГОС 38.03.04 и ФГОС 38.04.04. Однако, как показывает практика, для контроля усвоения процедурных знаний, источником которых выступает опыт применения информационно-коммуникационных технологий, используются типовые тесты закрытого типа. Этим обусловлено противоречие между способами оценивания продуктов учебной деятельности и многомерностью и неоднозначностью индивидуальных достижений обучающихся.
Данное противоречие отражает известную педагогам неудовлетворенность сложившейся системой оценивания учебных достижений, которая должна, если следовать принципу гуманизации образования, не только осуществлять функцию контроля, но и создавать условия для профессионального развития обучающихся. Разрешение этого противоречия заключается в разработке и внедрении в практику критериев и соответствующих им показателей готовности будущих специалистов к применению информационно-коммуникационных технологий, что предполагает содержательный анализ и моделирование диагностируемого качества, выявление условий проявления признаков, характеризующих сформированность диагностируемого качества, разработку методики измерения и оценки этих признаков с последующей интерпретацией результатов.
Описанные противоречия являются не только источниками социально-педагогической проблемы формирования готовности специалистов государственного и муниципального управления к применению информационно-коммуникационных технологий, но и выступают ключевыми факторами процесса, обеспечивающего искомое качество личности специалистов. Это обстоятельство, как и различный вес данных противоречий, следует учитывать при целеполагании и выработке исследовательской позиции при продолжении научной работы в данном направлении.
Заключение
Готовность к применению информационно-коммуникационных технологий является важным качеством личности специалиста государственного и муниципального управления, которое отвечает общественным запросам в долгосрочной перспективе, обеспечивает профессиональную социализацию и задаёт вектор профессионального развития. Организация образовательного процесса, направленного на формирование готовности специалистов к применению информационно-коммуникационных технологий, требует разрешения противоречий высшего образования в контексте содержания рассматриваемого качества личности, в числе которых противоречия между а) традиционными методами стимуляции учебной деятельности и необходимостью формирования устойчивой мотивации; б) необходимостью индивидуализации обучения и существующим в практике подходом к организации учебного процесса; в) обязательностью включения обучающихся в учебный процесс и спонтанностью деятельности творческого характера, которая является условием формирования рассматриваемого качества личности; г) сложившимся в практике подходом к организации учебного процесса, предусматривающим ответственность педагога за учебные достижения, и персональной ответственностью обучающихся за профессиональные достижения в будущем; д) традиционно сложившимися в практике способами оценивания продуктов учебной деятельности и многомерностью и неоднозначностью индивидуальных достижений обучающихся. Таким образом, формирование рассматриваемого качества личности специалистов является социально-педагогической проблемой, что определяется его личностной и социальной значимостью, а также тем, что его обеспечение лежит в плоскости разрешения противоречий современного высшего образования.
Об авторах
Олег Игоревич Веселицкий
Университет Правительства Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: veselitsky@list.ru
ORCID iD: 0009-0005-9337-4646
старший преподаватель
Россия, ул. Сретенка, 28, Москва, 107045Евгений Викторович Титов
Университет Правительства Москвы; Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Email: tevgeni777@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3001-5214
доктор педагогических наук, доцент
Россия, ул. Сретенка, 28, Москва, 107045; ул. 2-я Бауманская, д. 5, к. 1, Москва, 105005Список литературы
- Алексеев В. И. Образовательные информационные технологии: история и перспективы развития // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 133-136. EDN PLUURV.
- Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: монография / Избранные психологические труды. Под ред. А.А. Бодалёва. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. 431 с. EDN QXXTZX.
- Ахметов Л. Г. Реформирование Российской системы высшего профессионального образования: проблемы и противоречия // Казанский педагогический журнал. 2008. №11. С. 7-11. EDN KNWOKZ.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы развития мотивации : специальность 19.00.01 "Общая психология, психология личности, история психологии" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Вилюнас Витис Казиса. Москва, 1990. 35 с. EDN ZJOUTH.
- Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: Уральский государственный технический университет – Уральский политехнический университет. 2006. 135 с.
- Гагарин А. В. Развитие информационной личности в деятельности: энвайронментальная составляющая / А. В. Гагарин, Л. К. Раицкая // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 3. С. 5-13. EDN RCAFSH.
- Еделев Д. А. Стратегические противоречия реформ системы образования / Д. А. Еделев, Н. В. Майорова // TERRA ECONOMICUS. 2012. №4-3. С.234-237. EDN PXYBSX.
- Ершова Т. В. Методология мониторинга развития и использования технологий работы с большими данными / Т. В. Ершова, Ю. Е. Хохлов, С. Б. Шапошник // Информационное общество. 2021. № 4-5. С.2-32. doi: 10.52605/16059921_2021_04_02. EDN JNMDKO.
- Зборовский Г. Е. Мечта о хорошем образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова // Мир России. Социология. Этнология. 2019. №2. С.98-124. doi: 10.17323/1811-038X-2019-28-2-98-124. EDN TSIHQC.
- Кабанов Ю. А. Развитие человеческого потенциала, социальная политика и электронное гражданское участие в российских регионах / Ю. А. Кабанов, А. В. Чугунов // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19, № 1. С. 101-114. doi: 10.17323/727-0634-2021-19-1-101-114. EDN VSGQVB.
- Ключко О. И. Ценности и цели современного образования: противоречия реального и провозглашаемого // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2014. №1 (9). С.42-53. EDN QHQNHA.
- Комлева В. В. Противоречия интернационализации высшего образования // Социально-экономические явления и процессы. 2017. №6. С.469-477. EDN YNXGNW.
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Московского университета, 1971. 40 с. EDN QULTPW.
- Морозова Т. П. Функции и уровни методологического знания: педагогический аспект // Наука и современность. 2015. №38. C. 91-95. EDN UAWBGP.
- Провоторова Н. В. Профессиональная готовность к инновационной деятельности: Государственное и муниципальное управление // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2023. Т. 21, № 3. С. 118-133. doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-3-118-133. EDN SEKEBT.
- Провоторова Н. В. Профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. №1. С. 138-142. doi: 10.34216/2073-1426-2021-27-1-138-142. EDN RSIQUL.
- Соколов А. В. Трансформация взаимодействия власти и общества под влиянием цифровизации: пример Ярославской области / А. В. Соколов, Е. А. Исаева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022. Т.24, № 4. – С. 686-710. doi: 10.22363/2313-1438-2022-24-4-686-710. EDN TWZBZP.
- Титов Е. В. Теория и практика формирования готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. 265 с. EDN QTOHDF.
- Токтарова В. И. Развитие цифровых компетенций в контексте цифровизации системы образования: опыт Марийского государственного университета / В. И. Токтарова, О. В. Ребко // Информатика и образование. 2023. Т. 38, № 1. С. 64-71. doi: 10.32517/0234-0453-2023-38-1-64-71. EDN CMSOER.
- Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Изд-во «ЮРАЙТ», 2019. 334 с. EDN YOZTUL.
- Хорошилов А. В. Цифровая эпоха: новые компетенции и профессии, определяющие устойчивое развитие в условиях Промышленной революции 4.0 // Вопросы статистики. 2021. Т. 28, № 3. С. 31-44. doi: 10.34023/2313-6383-2021-28-3-31-44. EDN IBVWRJ.
- Черкашин Е. О. Социально значимая деятельность учащейся молодёжи в сфере экологии как элемент воспитательной деятельности / Е. О. Черкашин, Е. В. Титов // Современное педагогическое образование, 2023. № 8. С. 15-19. EDN YNDINK.
- Эволюция цифровых навыков обучающихся как источник трансформации учебного процесса в организациях общего и профессионального образования / В. А. Захарова, К. Б. Егоров, А. Ю. Скорнякова, И. П. Половина // Информатика и образование. 2024. Т. 39, № 2. С. 25-33. doi: 10.32517/0234-0453-2024-39-2-25-33. EDN LXNKSQ.
- Эльтемеров А. А. Востребованность цифровых компетенций в профессиональной подготовке сотрудников МЧС России // Информатика и образование. 2024. Т. 39, № 3. С. 76-85. doi: 10.32517/0234-0453-2024-39-3-76-85. EDN ALZFPZ.
- Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала школьников : специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология» : диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Яковлева Евгения Леонидовна. Москва, 1997. 368 с. EDN NLKYMT.
Дополнительные файлы
