Pedagogical approaches to the formation of patriotic identity among university students
- Authors: Paskevskaya N.A.1,2
-
Affiliations:
- Sechenov First Moscow State Medical University
- Irkutsk State University
- Issue: No 4 (2025)
- Pages: 200-211
- Section: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-1327/article/view/360061
- DOI: https://doi.org/10.51955/2312-1327_2025_4_200
- ID: 360061
Cite item
Full Text
Abstract
The paper presents the results of a theoretical study devoted to determining the key aspects of the development of patriotic identity among university students. Theoretical analysis and synthesis, axiomatic and inductive methods are used as methods of analyzing scientific literature. It is shown that the result of patriotic education should be a patriotic person with a patriotic identity, an integrative personality quality that includes a system of knowledge in the field of patriotic issues, patriotic feelings, qualities, attitudes and behavior. A person's patriotic identity is formed in the process of identifying oneself with an ideal model, the image of a patriotic person, and acts as a guideline for professional, social, family, and personal life activities for building a young person's life strategy aimed at serving the Fatherland to ensure national security and sustainable development of the country. It is proved that the achievement of these results can be ensured when the educational activities of the teacher / educator and the activities of the educatee are organized in accordance with the structure and content of the psychological processes of interiorization and exteriorization, which requires a revision of approaches to patriotic education in the higher education system.
Full Text
Introduction (Введение)
Вызовы, которые в настоящее время стоят перед нашей страной, побуждают население России вносить свой посильный вклад в обеспечение национальной безопасности и достижение национальных целей развития, которые строятся на таких традиционных российских духовно-нравственных ценностях, как патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу1.
Студенты высших учебных заведений играют ключевую роль в формировании будущего страны. От их готовности осознанно служить Отечеству, транслировать и аргументированно отстаивать патриотические ценности, передавать их следующим поколениям, препятствовать распространению деструктивной антипатриотической идеологии зависит, в каком направлении будет развиваться страна, что в свою очередь предъявляет высокие требования к результативности патриотического воспитания в высшей школе.
В настоящее время примерная программа воспитания высшей школы определяет целью воспитательной работы «создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения, профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации в созидательной деятельности для удовлетворения потребностей в нравственном, культурном, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей»2, тогда как основные нормативные документы определяют первоочередной задачей «обеспечение национальной безопасности и устойчивого развития нашей страны»3, решить которую под силу только настоящим патриотам нашего Отечества. А это, безусловно, требует пересмотра подходов к воспитанию человека-патриота в высшей школе, к воспитательной деятельности педагогов в образовательной организации, ее учебно-методическому обеспечению.
Целью настоящего исследования является анализ педагогических подходов к патриотическому воспитанию студентов, позволяющих обеспечить выполнение актуального государственного заказа в системе высшего образования.
Materials and methods (Материалы и методы)
Проведённое исследование носит теоретический характер, в качестве методов анализа научной литературы используются теоретический анализ и синтез, аксиоматический и индуктивный методы.
Discussion (Дискуссия)
В настоящее время в части патриотического воспитания законом об образовании РФ зафиксировано, что «воспитание – деятельность, направленная на... формирование у обучающихся чувства патриотизма...»4, из чего следует, что воспитание, являясь неотъемлемой частью процесса образования, реализует воспитание патриотизма на всех его ступенях.
Федеральный закон о молодёжной политике определяет, что «патриотическое воспитание молодёжи – систематическая и целенаправленная деятельность органов публичной власти и иных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодёжной политики, по формированию у молодых граждан любви и уважения к Отечеству, верности ему и чувства личной ответственности за судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями, готовности к выполнению гражданского долга и конституционной обязанности по защите Отечества, а также по защите исторической правды и сохранению исторической памяти, формированию и укреплению у молодых граждан общероссийской гражданской идентичности (в том числе на основе региональных особенностей и народных традиций соответствующей территории), уважения к отечественной истории и гордости за достижения Отечества и её граждан, развитию общественно значимой созидательной активности молодёжи»5.
Патриотическое воспитание, несомненно, является приоритетным направлением воспитания в нашей стране. Вуз выступает преемником, продолжая развивать патриотизм, сформированный у молодых людей ранее, на протяжении примерно двух десятков лет в семье, школе, ссузе. Важно отметить, что в вузе происходит именно дальнейшее развитие патриотизма, так как его основы уже сформированы в результате масштабной воспитательной работы в рамках созданной в нашей стране системы патриотического воспитания, реализуемой совместными усилиями органов государственной власти и структурами гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Значение для настоящей работы представляют следующие результаты проведённых М.В. Шакуровой исследований на выборке 610 студентов 2-го курса пяти вузов страны, осуществляющих подготовку будущих педагогов. В отличие от современных многочисленных традиционных исследований, перед респондентами не ставилась задача ранжировать ценности, а предлагалось в заданных ситуациях определить свою позицию (уровень знаний, уровень отношений, уровень деятельности). Так, по уровню знаний патриотизм находится на 16-й позиции – практически в конце общего списка, по уровню отношений на 14-й позиции, по уровню деятельности на 10-й позиции, благодаря огромному количеству активностей в школе и в вузе. На открытый вопрос «Считаете ли вы себя патриотом России?» 1/3 опрошенных открыто говорит «нет». На вопрос «Насколько присуще вам такое качество как патриотизм?» 50% ответили отрицательно6. М.В. Шакурова комментирует: «Сама личность имеет особенности ценностных ориентаций, особенности того, какие смыслы они вкладывают в ту или иную ценность. Смысловое наполнение ценности для молодого человека очень важно для того, чтобы он не просто воспринимал ценности как нечто внешне расположенное, а на самом деле включался в процесс присвоения и приобщения к этому ряду ценностей». Как отмечает Т.А. Ромм, «Низкая оценка патриотизма говорит не о том, что молодёжь не патриотична, а о том, что они не знают, что вкладывается в это понятие»7, и данную точку зрения разделяют многие учёные и педагоги.
Данные результаты наглядно демонстрируют, что молодые люди, в которых почти с рождения воспитывается чувство патриотизма, «не знают, что вкладывается в это понятие», наделяют его собственными смыслами. Возможны ли такие результаты воспитательной работы в современной ситуации, когда нашему Отечеству жизненно необходимо поколение «российских граждан, способных гарантировать суверенитет, укрепить национальную безопасность и обеспечить эффективное, поступательное развитие страны» [Пономарев и др., 2025, с. 96]?
В условиях внешних и внутренних угроз национальной безопасности патриотизм является наивысшей ценностью нашего Отечества, что требует пересмотра подходов к патриотическому воспитанию и смещения акцентов в сторону формирования патриотической идентичности граждан России. Сейчас на первый план выходит задача формирования человека-патриота, считающего себя патриотом, принимающего ответственность за судьбу Отечества и осознанно выбирающего смыслом своей жизни служение Отечеству во всех сферах своей жизнедеятельности, и нам представляется важным в данном исследовании уделить внимание вопросам формирования патриотической идентичности студенческой молодёжи.
Понятие идентичности в аспекте патриотизма рассматривается многими авторами диссертационных исследований в области философии: Т.В. Беспаловой, С.И. Имгрунт, Л.В. Хачатрян, К.А. Шаровара, социологии: Т.С. Колябиной, Е.Н. Карловой, О.Ю. Узановой, Ж.Н. Тория, политологии: М.А. Юшина, И.В. Конода, А.И. Габеркорн, Ю.В. Сурсановой, В.В. Титова, М.В. Назукиной, психологии: Д.Х. Нахоковой.
В области педагогики профессионального образования исследования ученых посвящены следующим аспектам. С.Н. Голиковой разработана педагогическая система, направленная на развитие гражданской идентичности будущих педагогов [Голикова, 2012, с. 6]. Г.Х. Ахметшиной предложена концептуальная модель патриотического воспитания как фактора формирования гражданской идентичности учащейся молодежи [Ахметшина, 2015, с. 17], Л.Ю. Максимовой представлена педагогическая система формирования гражданской идентичности обучающихся ОО Министерства обороны РФ [Максимова, 2021, с. 11]. И.В. Кожановым разработана модель формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования [Кожанов, 2018, с. 6]. Л.С. Пастуховой разработана концепция формирования гражданской идентичности в воспитательном пространстве, создаваемом социально-проектной деятельностью [Пастухова, 2019, с. 8] и др.
Представляет значительный научный интерес позиция Т.В. Беспаловой, интерпретирующей патриотизм как «феномен самоопределения российского социума» [Беспалова, 2011, с. 45], «интегрирующий и консолидирующий фактор, выступающий важнейшей формой социальной идентификации индивида» [Беспалова, 2011, с. 11]. По ее мнению, «наиболее продуктивной представляется концепция И.А. Ильина, интерпретирующего патриотизм как духовно-творческий акт самоидентификации как личности, так и нации в целом» [Беспалова, 2011, с. 20]. При этом «проблема национально-патриотической идентичности рассматривается как концептуальное ядро, детерминирующее стратегические направления модернизации российской государственности» [Беспалова, 2011, с. 3].
В целом же ключевые выводы исследований об идентичности можно объединить в рамках комплексной теории, согласно которой, идентичность – изменчивое явление со сложной структурой, главная функция которой поддерживать преемственность социальных и политических институтов. Это происходит благодаря тому, что индивидуальные и коллективные мировоззрения людей соотносятся с некой идеальной моделью. По мнению К.В. Патырбаевой, «обладать идентичностью – значит иметь твёрдо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всём многообразии отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от внешних и внутренних изменений (ситуации, роли, самовосприятия); способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе её развития» [Идентичность... 2012, с. 14]. Идентичностью личность овладевает в процессе идентификации и «роль механизма идентификации в развитии личности, безусловно, выделяется как определяющая» [Басюк и др., 2024, с. 168].
Results (Результаты)
В проведённом теоретическом исследовании особого внимания заслуживают следующие аспекты. Во-первых, в настоящее время рассматриваются различные виды идентичности: политическая идентичность – как «устойчивая психологическая взаимосвязь человека с определенным социально-политическим сообществом, в основе которой лежат общие смыслы, ценности, символы, установки социального восприятия и поведения... политическое самоопределение человека», гражданская идентичность – «самоопределение человека как члена политической нации и/или национального государства, основанное на закреплении правового статуса гражданина и вытекающих из такого статуса свобод, прав и обязанностей», национально-государственная идентичность – которая включает помимо гражданской духовную и культурную составляющую, цивилизационная идентичность – «тесно переплетена с историей, культурой, традициями, поскольку внутренняя целостность социума обеспечивается существованием набора общих ценностей, разделяемых обществом, и осознанием собственной ответственности за будущее страны8. Какая из этих идентичностей решает задачу обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития нашего Отечества?
Во-вторых, если процесс идентификации осуществляется «посредством соотнесения мировоззренческих ориентаций отдельных индивидов и их сообществ с определённой идеальной моделью», то такой моделью может быть только человек-патриот, с которым субъект может себя идентифицировать. Такой моделью не могут стать граждане (представляющие собой совокупность, не имеющую общих мировоззренческих установок и ограниченных исключительно юридическими взаимоотношениями с государством), а тем более государство, нация или цивилизация. Патриотическое воспитание должно обеспечивать единое и исчерпывающее смысловое поле не о чувствах любви к Родине, гордости и т. д., а о самом понятии патриотизма, «патриотических чувствах, патриотических качествах, патриотическом отношении и патриотическом поведении» [Коломиец, 2024, с. 319], предъявляя образец человека-патриота. Только в этом случае возможно самоопределение субъекта как патриота, готового нести ответственность за судьбу Отечества служением во всех сферах своей жизнедеятельности, так как «Патриотизм, как качество личности, формируется одновременно с присвоением человеком традиционных духовно-нравственных ценностей» [Идеология патриотизма…, 2023, с. 171]. Но, сохранить и отстоять их «может только патриот, который несёт ответственность перед своими предками и потомками за это историческое наследие. Только патриот готов и может жертвовать собой ради Отечества и его ценностей. Только патриот воспитает будущего патриота и со спокойной душой передаст в его руки свое наследие. И только патриот способен в должной мере усвоить и сохранить духовность, нравственность и культуру своего народа» [Идеология патриотизма…, 2023, с. 171].
Человеком-патриотом является человек, обладающий патриотической идентичностью в результате отождествления, соотнесения себя с патриотами Отечества, осознанного определения своей принадлежности к патриотам и выбора посвятить свою жизнь служению Отечеству. Идеальной моделью для идентификации в данном случае выступает не нация, граждане и т. д., а конкретный образ человека-патриота – человека, который обладает [Коломиец, 2021, с. 176]:
1) патриотическим мировоззрением – системой знаний и представлений о базовых понятиях патриотической идентичности: Родина, Отечество, государство, суверенитет, национальная безопасность, угрозы национальной безопасности, стратегические национальные интересы, стратегические национальные приоритеты, устойчивое развитие страны, формальное и неформальное служение Отечеству, ответственность за его судьбу, гражданин, патриотизм, патриот, лжепатриот, ура-патриот, патриотическая идентичность, патриотическое поведение, антипатриотическое поведение;
2) патриотическими чувствами – долг, персональная ответственность за судьбу Отечества, любовь к родине, гордость, сопричастность и т. д.;
3) патриотическими качествами – ответственность, бескорыстие, самопожертвование, решительность, мужество, стойкость духа, храбрость, воля, трудолюбие и т. д.;
4) патриотическим отношением – ценностное отношение к понятиям Родина и Отечество, сочувствие, сопричастность к событиям, происходящим в стране и т. д.;
5) патриотическим поведением – «выполнение конкретных каждодневных практических действий для укрепления могущества, отстаивание чести, достоинства и независимости Отечества», служение и самоотверженный труд; противодействие деструктивной идеологии, предотвращение угроз безопасности страны, сбережение и передача наследия из поколения в поколение и т. д.
Данный образ человека-патриота закладывает единый смысл понятия «патриотизм», и молодой человек в процессе идентификации соотносит себя с эталоном, а в итоге этого сравнения сможет дать однозначный ответ на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» Поиск ответа на этот вопрос станет серьёзной рефлексией молодого человека на тему «Могу ли я назвать себя патриотом? Достаточно ли я об этом знаю? Испытываю ли я патриотические чувства? Обладаю ли нужными качествами? Что мне нужно в себе развить? Каково моё отношение к моему Отечеству? К людям? К тем проблемам, которые существуют в обществе? Является ли происходящее моей ответственностью? Зависит ли будущее от меня? Что лично я могу сделать для будущего своего Отечества своим трудом, в своей профессии, в своей семье, в своей общественной и личной жизни? Какие патриотические поступки я могу совершать уже сейчас? Какие должен совершить? Я делаю всё, что могу для Отечества? Чего мне не хватает, чтобы считать себя патриотом? С какими людьми я могу объединить свои усилия, чтобы принести ещё больше пользы Отечеству? И так далее.
В результате именно патриотическая идентичность выступает ориентиром профессиональной, общественной, семейной и личной жизнедеятельности человека для выстраивания жизненной стратегии в соответствии с интересами своей страны, направленными на обеспечение национальной безопасности и устойчивого развития России, а значит «определяет, каким станет новый член общества – патриотом, направляющим все свои усилия на защиту и развитие своего Отечества, или человеком, который руководствуется только узколичностными мотивами, заботится исключительно о собственном благополучии, а возможно даже использует полученные в вузе профессиональные знания и имеющиеся у него возможности во вред Отечеству, обществу, семье и себе» [Паскевская, 2025, с. 98].
Формирование патриотической идентичности происходит в результате присвоения ценностей, социальных норм, образцов поведения и образа жизни человека-патриота и должно осуществляться в воспитательном процессе «в соответствии с психологической природой усвоения субъектом общечеловеческих ценностей, теоретические положения которого раскрыты в Культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. Реализация принципа научности в воспитательном процессе предполагает, что воспитательная деятельность педагога/воспитателя и деятельность воспитуемого должны быть организованы в соответствии со структурой и содержанием психологических процессов интериоризации и экстериоризации, что гарантирует реализацию субъектом поставленной цели и достижение запланированных результатов» в области воспитания [Коломиец и др., 2023, с. 136]. «Результативное управление деятельностью воспитуемого» [Коломиец и др., 2025, с. 39] требует разработки соответствующих учебно-методических комплексов и повышения квалификации педагогов высшей школы в области патриотического воспитания, что требует пересмотра подходов к патриотическому воспитанию в высшей школе.
Conclusion (Заключение)
Патриотическое воспитание студентов вуза является завершающим этапом формирования человека-патриота, в руках которого находится будущее нашей страны. На педагогов возложена величайшая миссия выпустить в жизнь человека, который возьмёт на себя ответственность за судьбу Отечества во всех сферах своей жизнедеятельности, посвятит свою жизнь служению Отечеству, станет носителем и транслятором ценности патриотизма для окружающих, образцом человека-патриота.
В результате проведённого исследования было выявлено, что педагогическим подходом к патриотическому воспитанию, позволяющим наиболее полно и результативно способствовать реализации государственной задачи по формированию человека-патриота, является развитие патриотической идентичности студентов высших учебных заведений. Организация воспитательного процесса в соответствии с теоретическими положениями Культурно-исторической концепции отечественной психолого-педагогической школы может обеспечить достижение запланированных воспитательных результатов.
1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. Доступ из справ.-правовой системы Консультант Плюс // [Электронный ресурс] – 2022. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/77839.html/ (дата обращения: 27.07.2025).
2 Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования (утв. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 29 декабря 2023 г.) // Консультант Плюс // [Электронный ресурс] – 2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_467736/ (дата обращения: 27.07.2025)
3 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400. Доступ из справ.-правовой системы Консультант Плюс // [Электронный ресурс] – 2021. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 27.07.2025).
4 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы Консультант Плюс // [Электронный ресурс] – 2012. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.07.2025).
5 О молодежной политике в Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы Консультант Плюс // [Электронный ресурс] – 2020. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 27.07.2025).
6 Воспитание в вузе в условиях трансформации ценностных основ: программа повышения квалификации / РАО. Москва, 2025.
7 Воспитание в вузе в условиях трансформации ценностных основ: программа повышения квалификации / РАО. Москва, 2025.
8 Основы российской государственности: учебное пособие для студентов, изучающих социогуманитарные науки / Т. В. Евгеньева, И. И. Кузнецов, С. В. Перевезенцев, А. В. Селезнева, О. Е. Сорокопудова, А. Б. Страхов, А. Р. Боронин; под ред. С. В. Перевезенцева. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2023. 550 c.
About the authors
N. A. Paskevskaya
Sechenov First Moscow State Medical University; Irkutsk State University
Author for correspondence.
Email: Paskevskaya-n@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-1602-6008
postgraduate student Moscow, 119992, Russia; Irkutsk, 664003, Russia
References
- Akhmetshina G. H. (2015). Patriotic education as a factor in the formation of the civic identity of students: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education" : abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Akhmetshina Gulsia Khabrievna. Kazan, 2015. 22 p. (In Russian)
- Basyuk V. S., Nikolaev А. А. (2024). Identification and identity: a theoretical and methodological aspect. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 3(138): 161-175. doi: 10.20323/1813-145X-2024-3-138-161. EDN LOIVGB. (In Russian)
- Bespalova T. V. (2011). Patriotism as a form of socio-cultural identification in the conflict conditions of the Russian transitional society: specialty 09.00.11 "Social Philosophy" : abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Philosophy / Bespalova Tatiana Viktorovna. St. Petersburg, 2011. 50 p. (In Russian)
- Golikova S. N. (2012). The development of teachers' civic identity in the process of continuing professional education : specialty 13.00.08 "Theory and methodology of professional education" : abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Golikova Svetlana Nikolaevna. Omsk, 2012. 23 p. (In Russian)
- Kolomiets O. M (2023). Ideology of patriotism - the basis of human education in Russia / O. M. Kolomiets, T. V. Startseva, N. A. Paskevskaya, A. A. Kolomiets.Education in the 21st century : Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference. Irkutsk: Irkutsk State University, 2023. pp. 169-174. EDN DVAJZR. (In Russian)
- Kolomiets O. M. (2021) The civil-patriotic behavior of Russian citizens at the turn of the XX-XXI centuries and the conditions of its formation in the educational process. Education: a regional aspect. Problems, solutions, experience : Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk: Irkutsk State University, 2021. pp. 172-177. (In Russian)
- Kolomiets O. M. (2024) Methodological foundations of the formation of a national education system in modern conditions of Russian development. The world of science, culture, and education. 2(105): 318-320. (In Russian)
- Kolomiets O. M., Paskevskaya N. A. (2025). Patriotic education of children and youth in the context of Decree of the President of the Russian Federation № 809 "On Approval of the Foundations of State policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values". Education: a regional aspect. Problems, solutions, experience : materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Irkutsk, March 25-27, 2025 / edited by: E. L. Fedotova, S. A. Kharchenko, E. A. Nikitina, A. S. Seredkina. Irkutsk : IGU Publishing House, 2025. pp. 33-40. (In Russian)
- Kolomiets O. M., Paskevskaya N. A., Startseva T. V. (2023). Ideological aspects of civic and patriotic education in the modern education system as a basis for strengthening Russia's national security. Morality, citizenship, patriotism - the basis of modern education: A collection of articles of the All-Russian Scientific and practical conference with international participation. In 2 parts, Omsk, December 01-02, 2022 / Edited by E.V. Lopanova. Volume Part 1. Omsk: Omsk Humanitarian Academy, 2023. pp. 129-137. EDN UFNDCE. (In Russian)
- Kozhanov I. V. (2018) Formation of a person's civic identity in the process of ethnocultural socialization in the system of continuing education: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education" : abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences / Kozhanov Igor Vladimirovich. Ufa, 2018. 41 p. (In Russian)
- Maksimova L. Y. (2021). Pedagogical system of formation of civic identity of students of educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education" : abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences / L. Y. Maksimova. Moscow, 2021. 40 p. (In Russian)
- Paskevskaya N. A. (2025) Topical issues of the development of patriotic identity among higher school students. Education in the 21st century : Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference, Moscow, May 13-14, 2025. Moscow: RIO MIPRP, 2025. pp. 96-101. EDN DITHQH. (In Russian)
- Pastukhova L. S. (2019). Social and project activity as a space for the development of youth civic identity: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education" : abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences / Larisa Pastukhova. Moscow, 2019. 43 p. (In Russian)
- Patyrbaeva K. V., Kozlov V. V., Mazur E. Y. [et al.] (2012). Identity: socio-psychological and socio-philosophical aspects a collective monograph / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Federation, State Educational Institution budget. institution of higher Prof. education "Perm. gosudarstvennogo natsa. research. un-t", M-in village. farm-va Grew. Federation, State Educational Institution budget. institution of higher Prof. education "Perm State Agricultural Academy named after D.N. Pryanishnikov". Perm: Perm State National Research University, 2012. 249 p. (In Russian)
- Ponomarev P. A., Shalin V. V., Samygin S. I. (2025). Patriotic education of modern Russian youth: main problems and promising directions. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2(130): 95-102. (In Russian)
Supplementary files


