История возникновения тьюторства и его развитие в России
- Авторы: Ерохина Н.С.1, Каплина С.Е.1
-
Учреждения:
- Забайкальский государственный университет
- Выпуск: № 2 (2025)
- Страницы: 190-202
- Раздел: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-1327/article/view/305975
- DOI: https://doi.org/10.51955/2312-1327_2025_2_190
- ID: 305975
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучение мирового педагогического опыта в области эффективного обеспечения процесса индивидуализации образования, профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования студентов показывает необходимость оказания им педагогического сопровождения и поддержки. В работе представлены результаты становления и исторического развития тьюторства в системе образования. Авторы обращаются к историко-теоретическому описанию процесса становления тьюторства, сравнительно-сопоставительному анализу, обобщая и систематизируя существующие факты о тьюторской практике, заимствованной из европейского образования и находящей все большее применение в России. Установлено, что формы и методы обучения берут свое начало со времен Средневековья, когда в Англии возникают первые университеты, в которых студентам предоставлялась полная свобода выбора траектории обучения. Для ее реализации был необходим человек-тьютор, готовый оказывать студентам поддержку и наставничество в обучении и воспитании. Определено, что в связи с переходом на европейские стандарты обучения российская система образования претерпела значительные перемены. Во главе образовательного процесса стоит личность учащегося, готового к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Все это позволяет сделать вывод о том, что существует необходимость разработки технологий тьюторского сопровождения, в том числе дистанционного повышения квалификации в постдипломном образовании.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Возникновение тьюторства уходит своими корнями в глубокую древность. Переходя от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, человек научился обрабатывать камень, изготавливать орудия труда, вследствие чего произошли значительные изменения в его культурном развитии. Эти изменения требовали специальных практических знаний, для приобретения которых требовалась специальная подготовка, что послужило началом процесса обучения и его дальнейшей эволюции.
Первоначально тьютором считался наставник, который занимался воспитанием, образованием и развитием детей, в основном в свободное время от основного своего занятия. Такими наставниками, как правило, были священники, мастера, профессора, воспитатели, учителя, старшие ученики или воспитанники, помогающие своим подопечным в самообразовании, выполнении домашних заданий, наставлении на «путь истинный» и сопровождении по пути дальнейшего развития. Родителей, обучающих своих детей основным жизненным навыкам, традициям своего клана и семьи, также причисляли к тьюторам.
В настоящем исследовании рассмотрен процесс становления и исторического развития понятия «тьюторство» в системе зарубежного образования, описаны предпосылки его зарождения, основные этапы становления, присущие тьюторству характерные особенности, что позволяет составить представление как о самом понятии, так и причинах и перспективах возникновения, развития в российском образовании.
Материалы и методы
Материалами исследования стали труды зарубежных и отечественных ученых, занимающихся вопросами зарождения, развития и укрепления позиций тьюторства в системе образования. Исследование выполнено с применением методов историко-теоретического описания процесса становления тьюторства, сравнительно-сопоставительного анализа. Обобщая и систематизируя существующие факты о тьюторской практике, заимствованной из европейского образования, авторы устанавливают предпосылки возникновения тьюторской деятельности в России, ее задачи и содержание. Цель статьи - выявить предпосылки зарождения и развития тьюторской деятельности за рубежом, а также становления тьюторства в России и применения подобных практик в системе высшего образования РФ.
Дискуссия и результаты
Многие ученые датируют зарождение тьюторства в его теоретическом и историческом аспектах началом XIV в. Именно в этот период тьюторство представляло собой наставничество и сопровождение студентов в классических университетах Англии: Оксфорде и Кембридже. Однако элементы тьюторской деятельности четко прослеживаются с момента появления древних государств. Это связано, в первую очередь, с созданием специализированных учреждений для подготовки детей, которые начали создаваться около трех тысяч лет до н.э.– дома табличек (Вавилон) или дома писарей (Египет).
В Древнем Китае, в школе, созданной Конфуцием, задача обучения сводилась к диалогу учителя с учениками и индивидуальному подходу к каждому ученику. Основой обучения Конфуция являлся процесс самопознания, саморазвития, самосовершенствования.
В той или иной форме тьюторство присутствовало в древнегреческой системе, где дети из богатых семей обучались наставниками индивидуально или в маленьких группах. Древнегреческий философ Сократ – основатель научной методологии, суть которой заключалась в том, что он общался со своими учениками посредством вопросов, которые заставляли последних думать и искать истину через беседу или спор. Цель сократического метода привести ученика к пониманию собственной невежественности и найти истину через раскрытие противоречий, итогом которой было постоянное самосовершенствование и стремление к идеалу. Только впоследствии метод Сократа был положен в основу при организации учебного процесса и модели тьюторской деятельности в Оксфорде, а затем в Кембридже [Андреева, 2012].
Во времена Средневековья значительную роль в системе образования играла церковь, школы создавались при монастырях, поскольку единственным образованным классом было духовенство. Обучение было построено на формальном диалоге – «вопрос – ответ», а также на заучивании учениками религиозных трактатов. Этот метод получил название – катехизисный, потому что ответы заучивались на память из религиозных книг.
В XI-XII вв. рост экономической и культурной жизни обнаруживает острую нехватку в образованных людях, поэтому приобретение знаний становится неотъемлемым фактором развития общества, в результате чего возникают первые университеты – Болонский университет (Италия), Оксфорд и Кембридж (Англия), Париж (Франция). Университеты были основаны монахами и возникли при старинных монастырских школах, в которых было собрано большое количество книг, а также в городах, законы которых были приемлемы для чужеземцев, занимающихся наукой [Проскуровская, 2009].
Со временем монастырская культура, ревностно оберегавшая накопленные знания от внешнего мира, стала терять свои главенствующие позиции, и, как следствие, первенство в системе образования перешло от монастырей к городам, благодаря этому знание вышло за стены монастырей и стало доступно каждому.
В этот период времени «...господствовала идея, что наука принадлежит целому миру, что штудирующие собираются в данное место со всех концов мира и образуют здесь собою общину чужеземцев в противоположность местной городской общине»1.
А. Окольский отмечает, что церковь еще долгое время продолжала оказывать свое влияние на университеты – вплоть до XIX века преподавателям в университетах необходимо было принимать духовный сан, но с течением времени количество светских преподавателей увеличивалось [Цит. по: Проскуровская, 2009, с. 77].
Первые профессора и студенты прибывали из Англии, Франции и Германии и объединялись в корпорации по интересам или знакомству. К студентам предъявлялись требования исключительно на экзаменах, поэтому университет предоставлял им широкие образовательные возможности – студенты могли выбирать, какие курсы посещать и лекции каких профессоров слушать, так как им предстояло принять решение, кем выйти из университета, магистром медицины, математики или богословия. В этом им помогал тьютор, первоочередная задача которого сопровождать процесс самообразования подопечного – совместно со студентами определять, какие лекции посещать, составлять план обучения, готовить их к экзаменам, а также следить за академической успеваемостью школяров.
Другая немаловажная задача тьютора – организация дисциплины студентов. Поскольку университеты выросли из монастырской культуры, то при обучении большое внимание уделялось духовному развитию, поэтому тьютор не только просвещал, но и воспитывал, помимо этого он приобщал студентов к традиционным обычаям университета.
Третья задача тьютора – организация свободного времени школяров, основываясь на их интересах (политических, спортивных, музыкальных, религиозных и т. д.).
Алан Райн, как технологию тьюторства, предлагает «метод вопросов»: «Что может удивить идеального студента, так это то, что тьютор разговаривает лишь вопросами: это обучение вопросами, и неважно при этом, насколько глубокими и точными будут ответы студента. Цель этой встречи – сделать так, чтобы студент научил себя сам, понимая, как выбраться из паутины вопросов: «Если ты думаешь что, тогда что ты можешь сказать о…?» Идеальный тьютор может устоять перед соблазном продиктовать студенту то, что ему нужно записать и выучить. Он уверен в том, что молодой, энергичный и умный студент будет учить себя сам тому, что ему нужно знать, – пока ему задают правильные вопросы» [Ruan, 2001].
Вышеизложенная система поддержки саморазвития в образовании оказалась наиболее эффективной и востребованной, ее использование дало положительный результат в развитии образования и самообразования. На сегодняшний день в Оксфордском и Кембриджском университетах занятия, проводимые тьютором с одним или двумя студентами, составляют основную часть времени [Абрамовских и др., 2013]. Введение тьюторского сопровождения и специальной позиции «тьютора» позволило студентам быстрее адаптироваться к образовательному пространству как социально, так и психологически, определять свои образовательные задачи и находить пути их решения [Адольф и др., 2011, с. 144].
С XVII века тьюторская модель обучения является частью английской системы образования, со временем она занимает центральное место в обучении, вытеснив лекционную [Ковалева, 2011а]. С этого момента преподаватель приобретает новую роль – организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности обучающихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта. Тьютор должен помочь студентам: самостоятельно «добывать» необходимые знания; критически осмысливать получаемую информацию; уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами; решать возникающие при этом проблемы [Полупан, 2017, с. 116-117].
В России тьюторство долгое время было практически неизвестно, для этого существовал ряд причин. В первую очередь, в российской системе высшего образования не хватало преподавателей, что ограничивало количество доступных дисциплин, соответственно ни о каких условиях для возникновения открытого образовательного пространства и свободы выбора у студентов не могло быть и речи [Любжин, 1997].
Второй причиной являлось то, что, Россия – православное государство, а католицизм и все, что с ним связано, в том числе и система образования, было неприемлемо. Поэтому была принята готовая классическая немецкая модель обучения, основанная на системе кафедр, со сформированными учебными программами. Но в отличие от России, в германских университетах студенты имели свободу выбора траектории обучения, поскольку всегда был выбор среди множества преподавателей и курсов, а также возможность посещать лекции в нескольких университетах [Андреева, 2012].
Однако было бы ошибочно утверждать, что тьюторства в России не существовало, несмотря на то, что российское образование унаследовало немецкую модель. Исследования А.И. Любжина, Т.М. Ковалевой это доказывают [Любжин, 1997; Профессия…, 2012]:
- традиции монастырских наставников, которые имели место быть в России, так же, как и в Европе;
- гувернеры, домашние учителя, бонны, дядьки в аристократических семьях: ярчайшим историческим примером является обучение и воспитание будущего императора всероссийского Александра II поэтом Жуковским В.А., который передавал наследнику свои знания и опыт;
- тьюторское сопровождение ученика Царскосельского лицея Федора Матюшкина, в осуществлении его мечты стать мореплавателем, капитан-командором И.Ф. Крузенштерном, который являлся близким другом талантливого педагога и директора лицея Е.А. Энгельгардта.
Еще одним проявлением тьюторской технологии в России является классное наставничество (руководство). В 1813 году издан циркуляр Министерства просвещения «Об установлении должности комнатных надзирателей». Надзирателю надлежало постоянно находиться рядом со своими подопечными: присутствовать на занятиях, помогать с выполнением домашнего задания, следить за порядком в комнатах, а также организовывать досуг школяров. В 1835 г. «комнатный надзиратель» переименовывается в должность «классный надзиратель» с теми же обязанностями, отличием являлось то, что обучению уделялось большее внимание. В 1868 г., по настоянию М.Н. Каткова, в учрежденном лицее имени цесаревича Николая устанавливается должность тьютора, с этого момента слово «тьютор» вводится в отечественную педагогику.
В 1871 году в российских учебных заведениях утверждается институт классного наставничества. В функции наставников входило: следить за порядком, контролировать успеваемость и посещаемость учеников, воспитывать, вести школьную документацию. В 1931 году вводится должность – групповод, с 1934 года – классный руководитель.
Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что профессия – классный наставник (руководитель) является моделью тьюторского сопровождения в российском образовании. Поскольку в обязанности наставника (руководителя) входило не только обучение и воспитание учеников, но и ведение большого количества документации, происходит подмена индивидуализации массовостью в обучении.
В научной литературе тьюторство стали определять и как психолого-педагогическую деятельность, и как культурную позицию, и как социальную работу. При этом выделяют три типа тьюторских практик, представленных, соответственно, тремя контекстами: информационным, социальным и антропологическим. Тьюторское сопровождение удовлетворяет потребности перехода к индивидуализации процесса обучения и вариативности образовательных программ, способствует профессионально-личностному развитию студентов и выступает средством активизации их самостоятельной работы и самоорганизации. Таким образом, тьюторское сопровождение становится самостоятельным педагогическим движением и призвано решать целый комплекс проблем [Береговая и др., 2020, с. 158].
Так, с его внедрением в российское образование в 1989 году, П.Г. Щедровицкий создает Школу культурной политики («макет университета пятого поколения»), в которой объединяются разного вида деятельности: исследовательская, учебная и консультационная.
В последующие годы тьюторские практики в российском образовании обретают широкое распространение. Приведем примеры некоторых из них, внедренных на базе школ:
– школа «Эврика – развитие» в г. Томске (директорами являлись: с 1991 г. Т.М. Ковалева, с 1996 г. Л.М. Долгова) – пионер в области тьюторского сопровождения. Экспериментальная деятельность школы направлена на развитие передовых моделей зарубежного и российского образования [Ковалева, 2011б];
– АМОУ «Гуманитарный лицей» в Ижевске (директор М.П. Черемных) – на базе лицея созданы центры: дистанционного обучения и ресурсный по работе с одаренными детьми;
– школа самоопределения А.Н. Тубельского в Москве – основная идея – предоставление учащимся права участвовать в школьном управлении, а также самостоятельно определять образовательную программу.
Тьюторская практика в России широко применяется в начальном и среднем школьном образовании, однако в вузах применение таких практик достаточно мало. Развитие тьюторства в высшей школе впервые стало применяться при дистанционном обучении, первым внедрил дистанционное образование Международный институт менеджмента ЛИНК. В задачи тьютора входит: оказание помощи в достижении наиболее высокого результата обучения; осуществление обратной связи; проведение групповых и индивидуальных консультаций.
В Красноярском государственном педагогическом университете (КГПУ) разработана и внедрена программа тьюторского сопровождения адаптации первокурсников [Пилипчевская, 2010].
В 2010 г. открыта магистерская программа подготовки тьюторов в Московском государственном педагогическом университете (МГПУ), руководитель – доктор педагогических наук, профессор Ковалева Т.М.
В настоящее время государство заинтересовано в распространении тьюторской практики, об этом свидетельствует то, что в 2008 г. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования» должность «тьютора» официально зарегистрирована в номенклатуре должностей работников образования [Приказ …, 2008].
В 2007 году в г. Томске, на XI тьюторской конференции учреждена Межрегиональная Тьюторская Ассоциация, объединившая тьюторские группы из 18 регионов. «Теперь, когда в российском образовании официально утверждена должность тьютора, первоочередной задачей Ассоциации становится также подготовка тьюторов» [Ковалева, 2011б].
Как было отмечено выше, развитие тьюторской деятельности в высшем образовании впервые стало применяться в дистанционном обучении. В настоящее время широко внедряется в постдипломное образование практика дистанционного повышения квалификации, что дает возможность организациям, осуществляющим образовательную деятельность в сфере повышения квалификации, расширять перечень образовательных программ, разработка которых требует внедрения новых образовательных технологий. Дистанционное повышение квалификации – комплекс образовательных услуг, реализуемый опосредованно при помощи информационных образовательных технологий, целевая аудитория которого взрослые люди.
Н.И. Городецкая [Городецкая, 2010] дает сопоставительный анализ моделей дистанционного повышения квалификации, приведенный в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация моделей дистанционного повышения квалификации педагогов
Тип модели | Средства представления учебных материалов | Способы доставки учебных материалов | Тип коммуника-ций | Формы обучения |
Корреспондентская | Кейс-пакет: печатные издания; электронные учебные материалы (CD); видеокассеты | Обычная почта; электронная почта (e-mail); телефон; факс | Виртуально посредством обмена почтовыми сообщениями, использование телефона и факса | Самостоятельная работа, консультации |
Сетевая | Содержательный компонент информационно-образовательной среды дистанционного обучения | Сервисы сети Интернет (www-сервис, ftp-сервис, электронная почта, чаты, форумы); телефон; факс | Виртуально на основе информационного обмена с использованием коммуникационных средств сети Интернет, телефона, факса | Самостоятельная работа; онлайн-занятия (чаты); семинары; телеконференции; консультации (e-mail); онлайн-тестирование; лабораторные работы |
Смешанная | Все возможные средства представления учебных материалов | Обычная почта; сервисы сети Интернет | Очно в базовом образовательном учреждении или в территориально приближенном образовательном учреждении; виртуально с использованием всех средств коммуникации | Все возможные формы проведения занятий в очном и дистанционном режиме |
Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что дистанционное повышение квалификации дает возможность большому количеству педагогов повысить квалификацию без отрыва от работы, выбирать формы, средства, методы обучения, а также выстраивать собственные образовательные траектории при помощи системы дистанционного обучения.
Выстраивание индивидуальной траектории обучения в дистанционном повышении квалификации предполагает технологию тьюторского сопровождения. Форматы тьюторского сопровождения могут варьироваться в зависимости от возраста и разницы в знаниях между участниками, а также от характера их ролей [Roscoe et al., 2007, с. 536]. При этом целью является помощь слушателю в реализации своей образовательной деятельности. Это обеспечивает переход к индивидуализации и открытости образования.
Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы дистанционного повышения квалификации направлено на выявление образовательного интереса слушателя, согласование программы и сроков обучения, поддержку процесса самообразования.
В настоящее время тьюторское сопровождение повышения квалификации педагогов осуществляется во многих университетах.
Тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации в постдипломном образовании практикуется также на технических направлениях. На базе ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» («ЗабГУ») на кафедре «Строительство» разработаны курсы дистанционного повышения квалификации посредством информационно-образовательной среды. Специалисты в области строительной индустрии должны постоянно усовершенствовать знания, полученные во время обучения в вузе, в связи с изменяющимися технологиями и усовершенствованием строительных материалов. Для эффективного дистанционного повышения квалификации на кафедре создано тьюторское сопровождение. Тьютор разрабатывает учебно-методический комплекс, осуществляет поддержку в реализации индивидуальной образовательной траектории, а также контроль в виде тестирования и экзаменов. В функцию тьютора также входит изменение программы курса и подбор тематики в соответствии с профилем того предприятия, которое направляет слушателей на дистанционные курсы повышения квалификации.
Обсуждение и заключение
Подводя итог, можно сделать вывод, что первые тьюторы появились еще в древней Месопотамии, Египте, Китае или некоторых странах Европы - Греции, Риме, Англии, Ирландии, Франции, Польше, Италии и др. На протяжении веков роль наставников (тьюторов) была очень значимой, поскольку, оставаясь в домах своих учеников, они не только обучали, но и воспитывали, пытаясь создать отношения со своими подопечными, основанные на дружбе и взаимном доверии. «Классический идеал» таких отношений требовал от ученика брать пример со своего наставника, его речи, образа жизни, социальных и моральных взглядов. Атмосфера сотрудничества в значительной степени способствовала формированию личности учеников, и отношения между ними были тесными и часто сохранялись до конца жизни.
В XVIII веке система тьюторства возникает в английских университетах и уже приобретает форму индивидуальных занятий с преподавателем на еженедельной основе, во время которых студенту читался ряд лекций, представляющих для него особый интерес. После студенты готовили к защите диссертации - эссе с последующим обсуждением и вопросами по темам. Во время таких занятий студент не только получал знания, но и приобретал социальные навыки, развивал свои внутренние качества, а наставник выступал критиком, показывающим новые возможности для решения проблем. Задачей наставника было распознавание природных талантов и способностей учеников на ранней стадии. Изучив его возможности, он предлагал наиболее подходящий путь развития. Система тьюторской деятельности, несомненно, имела успех и стала распространяться по Европе.
Тьюторская практика, заимствованная из европейского образования, нашла применение в России. Российская система высшего образования изначально унаследовала немецкую модель обучения, которая в отличие от английской характеризовалась закрытостью, в центре образовательной системы были кафедры с заранее сформированными программами. С появлением тьюторской деятельности отечественное образование претерпевает значительные перемены, на первый план выходит индивидуализация и открытость образования. Тьютор обучает специальности в учебное и внеаудиторное время. Студенты индивидуально, реже самостоятельно, в небольших группах работают над решением задач, задают вопросы и отвечают на них, анализируют сложные ситуации под руководством тьютора, получая таким образом необходимые советы и рекомендации. Задача тьютора - научить студента самоопределению и выстраиванию индивидуальной образовательной траектории. Следовательно, можно говорить о том, что тьюторская поддержка саморазвития в образовании оказалась наиболее эффективной и востребованной, ее использование дало положительный результат в развитии образования и самообразования.
По мнению большинства ученых, именно тьюторская деятельность внесла значительный вклад в эволюцию педагогического образования. Российская система образования претерпела значительные перемены, связанные с переходом на европейские стандарты обучения. Во главе образовательного процесса стоит личность учащегося, готового к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Российские вузы становятся студентоцентрированными образовательными учреждениями, поэтому для оказания поддержки в личностном становлении в России так же, как и в Европе вводится должность «тьютор».
Задачами тьюторства являются: качественное проведение, контроль, поддержка индивидуального обучения студентов. Другими словами, тьютор - это персональный куратор: он корректирует и контролирует процесс получения знаний, помогает спланировать удобное расписание и решить другие организационные вопросы, эффективно направляет и инструктирует студентов, мотивирует их и вовлекает в учебный процесс, следит за продвижением, дает подробные обзоры и оценивает результат. Кроме того, тьютор является экспертом в области приобретаемой студентами профессии, занимается, прежде всего, закреплением и применением студентами полученных знаний, выработанных навыков на практике, проводит индивидуальные консультации, корректирует непродуктивную работу, организует и управляет групповым взаимодействием, дает обратную связь, проводит оценку текущих знаний.
Введение тьюторства в высшее образование стало необходимым элементом в подготовке высококвалифицированных кадров, готовых к исследовательской и проектной деятельности при непрерывном саморазвитии и самосовершенствовании. На современном этапе необходимо отметить важность тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации в постдипломном образовании, в котором обучающийся специалист самостоятельно моделирует индивидуальную образовательную программу, а тьютор создает мотивацию в реализации этих программ, оказывает поддержку в поиске новых подходов в непрерывном профессиональном самообразовании и самореализации.
1 Барбарига А. А. Британские университеты: учеб. пособие для пед. ин-тов / А. А. Барбарига, Н. В. Федорова. М.: Высшая школа, 1979. 127 с.
Об авторах
Н. С. Ерохина
Забайкальский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: erokhina.7272@mail.ru
соискатель ул. Александро-Заводская, 30, Чита, 672039, Россия
С. Е. Каплина
Забайкальский государственный университет
Email: kse2000@list.ru
доктор педагогических наук, профессор ул. Александро-Заводская, 30, Чита, 672039, Россия
Список литературы
- Абрамовских Н. В. Тьюторство: история и современность / Н. В. Абрамовских, Е. А. Казаева // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 3(19). С. 156-162. EDN RNHXNV.
- Адольф В. А. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт / В. А. Адольф, Н. В. Пилипчевская // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 143-147. EDN NTYLTN.
- Андреева Е. А. Сравнительный анализ моделей Тьюторства (на примере Англии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов и России) : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Андреева Екатерина Александровна. Москва, 2012. 222 с. EDN QFZOAJ.
- Береговая О. А. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе / О. А. Береговая, С. С. Лопатина, Н. В. Отургашева // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 156-165. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-156-165. EDN LMZDXJ.
- Городецкая Н. И. Тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации педагогов в системе постдипломного образования : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Городецкая Наталья Ивановна. Нижний Новгород, 2010. 237 с. EDN QEPPFT.
- Ковалева Т. М. Тьютор как новая профессия в российском образовании // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения: материалы IV международной научно-практической конференции и 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 09–10 ноября 2011 г. М.: МПГУ; АПКиППРО, 2011. С. 7-20.
- Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. № 2. С 163-181. EDN OBGJMR.
- Любжин А. И. Воспитание наследника престола как опыт тьюторства // Индивидуально-ориентированная педагогика. Москва Томск, 1997. С. 78-80.
- Пилипчевская Н. В. Тьюторское сопровождение адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу педагогического вуза: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пилипчевская Наталья Викторовна. Красноярск, 2010. 213 с. EDN QEWRKP.
- Полупан К. Л. Технология партнёрства: особенности и сложности при реализации образовательной программы в университете // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 116-121. EDN ZUQFDZ.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» // Консультант Плюс // [Электронный ресурс] – 2008. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77143/ (дата обращения: 27.07.2024).
- Проскуровская И. Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале истории английских университетов) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2009. № 2(6). С. 71-81. EDN KBXKWN.
- Профессия «Тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова-Смолик [и др.]. Тверь: ООО «СФК-офис», 2012. 246 с. EDN YRAWSU.
- Roscoe R. D. Understanding Tutor Learning: Knowledge-Building and Knowledge-Telling in Peer Tutors' Explanations and Questions / R. D. Roscoe, M. T. H. Chi // Review of Educational Research. 2007. Vol. 77, № 4. P. 534-574. doi: 10.3102/0034654307309920. EDN JTSXCD.
- Ruan A. A Liberal Education: and that includes the Sciences! // The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». OxCHEPS, 2001. Pp. 17-20.
Дополнительные файлы
