CULTURE AS A TEXT AND A PROJECT IN THE POST-SOVIET DISCOURSE (BY THE EXAMPLE OF KAZAKHSTAN)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents an analysis of the semiotic aspects of significant texts and visual samples in the discursive art practice of post-Soviet Kazakhstan from the 1990s to nowadays. Literary centricity as a universal property of the entire post-Soviet visual culture is revealed on the previously unstudied material, which has intermedial and intertextual specifics. Art discourse is analyzed on the thematic and rhetorical levels, using verifiable scientific methods for these levels (content analysis, critical discourse analysis, the deconstruction method). As a result, the art objects of post-Soviet Kazakhstan, with the texts included in them, are analyzed in the article in the local historical and political context. Three projects were identified: Eurasian, Pan-Turkic, and liberal. As given intertexts, they determined the social and cultural boundaries and assessments of Kazakhstani artists. The projects, as written and proved in the article, had their historical foundations and still determine the real policy. The art ideas which appeared within the framework of these projects find a modern medial reflection. The work, for the first time in the scientific literature, proves that medial experiments in the practice of Kazakhstani contemporary art (texts and performances by Sergei Maslov, Ziyakhan Shaigeldinov (Shai-Ziya), Yerbol Meldibekov, Elena and Viktor Vorobyov, as well as modern actionists) documented the process of what is happening, reflected the traumatic nature of reality itself. For the first and only time in the public space of the country, as the article shows, by means of art practice, these experiments have criticized the quasi-real world of Kazakhstan's social and cultural space. In the Kazakh contemporary art itself, there have always been a lot of texts and subtexts, which are often directly included in art objects or have created them. The article traces that these were such text samples that generated their own meaning along with a visual idea at a given point in time, which can be called the creation of discourse. The work also reveals that representatives of contemporary Kazakh art used the aesthetics of the absurd as a mechanism for transforming post-Soviet everyday life into a different and new reality, similar to how it happened in absurdist fiction of the twentieth century. At the same time, visual samples in Kazakhstani practice of the late 20th and early 21st centuries became real cultural aggregators, they replaced the written text and influenced its functioning in culture. The article reveals the still practically unexplored usage of the aesthetics of television intermediality in Kazakhstani contemporary art. Art projects and manifestos of Kazakh artists of the 1990s and the 2000s are presented as unique socio-political discursive texts that predicted the specific socio-political realities of the post-Soviet country.

About the authors

Gazinur Gabdullavich Gizdatov

Kazakh Ablai Khan University of International Relations and World Languages

Email: gizdat@mail.ru
st. Muratbaeva 200, Almaty, Kazakhstan 050026

Olga Dmitriyevna Burenina-Petrova

University of Zurich

Email: olga.burenina@access.uzh.ch
Plattenstrasse 43, Zürich, CH-8006, Switzerland

Bayan Abdujaparovna Sopieva

Kazakh Ablai Khan University of International Relations and World Languages

Email: bayan.sopieva@mail.ru
st. Muratbaeva 200, Almaty, Kazakhstan 050026

References

  1. Анти-Бутя 1994 – Анти-Бутя / experimental electronic music by Vadim Ganzha Ehrlich POP ART. URL: >https://www.youtube.com/watch?v=830GlbNmPJc&t=1s (дата обращения: 10.04.2022).
  2. Аронсон 2007 – Аронсон О. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия). М.: Новое литературное обозрение, 2007.
  3. Ассман 2014 – Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  4. Ауэзов 2016 – Ауэзов М. М. Времен связующая нить. Алматы: Жибек Жолы, 2016.
  5. Буренина 2015 – Буренина О. Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе икультуре. СПб.: Алетейя, 2015.
  6. Вахтель 2019 – Вахтель Э. Современный Казахстан: от слов к изображению // Neon Paradise / Artbook / Культура потребления и повседневности в работах современных казахстанских художников с 1981 по 2019 г. Алматы: Magnum. С. 171–175.
  7. Водак 2018 – Водак Р. Политика страха. Что значит дискурс правых популистов? Харьков: Гуманитарный центр, 2018.
  8. Воробьева, Воробьев 2015 – Воробьева Е., Воробьев В. Художник спит: каталог. Алматы: Aspan Gallery, 2015.
  9. Выставка 2009 – Выставка «…сегодня завтра…» в рамках форума СХ РК «Искусство против кризиса. Инвентаризация»: каталог. Алматы: Елнур, 2009.
  10. Гудков, Дубин 2020 – Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт: сборник работ. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
  11. Добренко 2007 – Добренко Е. А. Политэкономия соцреализма. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
  12. Дурные шутки 2020 – Дурные шутки: каталог выставок галереи Artmeken, посвященных правам человека в Казахстане. 2017, 2018–2019, 2020. Алматы: Галерея Artmeken, 2020.
  13. Дэвид-Фокс 2020 – Дэвид-Фокс М. Пересекая границы: модерность, идеология и культура в России и Советском Союзе. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
  14. Ибраева 2014 – Ибраева В. Искусство Казахстана: постсоветский период. Алматы: Тонкая грань, 2014.
  15. Маклюэн 2017 – Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2017.
  16. Марков 2018 – Марков А. В. Постмодерн культуры и культура постмодерна: лекции по теории культуры. М.: РИПОЛ классик, 2018.
  17. Маслов 2022 – Маслов С. Ловец снов. Каталог выставки. Алматы: Aspan Gallery, 2022.
  18. Руднев 2017 – Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2017.
  19. Юрчак 2020 – Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось: последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
  20. Art Discourse 1998 – Art Discourse – 97. Almaty: Asia Art, 1998.
  21. Burocrat 1998 – Burocrat / experimental electronic music by Vadim Ganzha Burocrat. URL: https://www.youtube.com/watch?v=g0JRLDCVm9I (accessed: 10.04.2022).
  22. Experimental electronic music by Vadim Ganzha 1990 – Experimental electronic music by Vadim Ganzha Ehrlich POP ART. URL: https://www.youtube.com/watch?v=830GlbNmPJc&t=1s. (accessed: 10.04.2022).
  23. Gizdatov, Sopieva 2018 – Gizdatov G., Sopieva B. Discourse and Identity in the Medial Space of Kazakhstan // Media Education (Mediaobrazovanie). 2018. № 4. P. 29–38.
  24. Meldibekov 2016 – Meldibekov Y. E. Eternal Return: catalogue. Almaty: Aspan Gallery, 2016. 212 p.
  25. Neon Paradise / Artbook 2019 – Neon Paradise / Artbook / Культура потребления и повседневности в работах современных казахстанских художников с 1981 по 2019 г. Алматы: Magnum, 2019. 196 c.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».