ЧЕЛОВЕК КАК ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ: СЕМИОТИКА И ЭСТЕТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБРАЗА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современной социогуманитарной науке и повседневной реальности проблема визуальной семиотики является одной из ключевых, учитывая процесс тотальной визуализации современного мира, что требует серьезной критической рефлексии этого феномена. Автор раскрывает данную проблему в фундаментальном контексте философской и визуальной антропологии, представив оригинальный проект семиотики и эстетики человеческого образа, для чего использует и переосмысляет основные подходы современной философии в этой области. Статья посвящена развитию основных проблем семиотики в пространстве целостного эстетического образа человека, представленного как визуальное сообщение. Автор стремится раскрыть и обосновать суверенное, самостоятельное и центральное значение визуального образа человека в современных семиотических, визуально-антропологических, философско-антропологических и эстетических исследованиях, отличия его от визуального изображения. Исследованы механизмы и уровни восприятия и понимания человека, представленного как определенное визуальное сообщение, в повседневной жизни. Критически используя и развивая подходы Ролана Барта в отношении анализа текста и изображения, подробно анализируются уровни визуального сообщения, встречающиеся в современном мире. Отдельное внимание обращается на значение современных цифровых технологий в процессе визуализации повседневного существования человека и его образа. Так, подробно представлены семиотический и визуально-антропологический анализ современной визуальной рекламы и медиа, характер использования в них изображения человека и специфика моделирования его определенного значения. Рассмотрение же образа человека осуществляется в более фундаментальном визуально-антропологическом и философско-антропологическом ключе, представляя его Я в качестве спонтанной, осуществляющейся в основном на дорефлексивном уровне манифестации человеческого бытия в феноменальной эстетической форме. Используется выделение Роланом Бартом трех уровней значений – языкового; имеющего код иконического, или денотативного; не имеющего кода иконического, или коннотативного – для исследования целостного визуального образа человека, на формирование которого так или иначе влияют все его составляющие (личное имя, особенности речи, стиль одежды и т.д.). Особенно подробно автор останавливается на значении языка как манифестации, способа формирования и восприятия визуального человеческого образа, соотношений в нем денотативного и коннотативного уровней, выявляя специфические особенности визуальной автопрезентации, коммуникации и интерсубъективности в современном мире.

Об авторах

Даниил Юрьевич Дорофеев

Санкт-Петербургский Горный университет

Email: dandorof@rambler.ru
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, профессор кафедры философии 21-я линия Васильевского острова, д. 2, Санкт-Петербург, 199106, Россия

Список литературы

  1. Барт 1994 – Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 297–319.
  2. Барт 2003 – Барт Р. Система моды: статьи по семиотике культуры / пер. с фр. С. Зенкин. М.: Изд-во Сабашниковых, 2003.
  3. Барт 2015 – Барт Р. Третий смысл. М.: Ad Marginem, 2015.
  4. Бенвинист 2012 – Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: URSS, 2012.
  5. Беньямин 2019 – Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Судьба и характер. М.: Азбука-классик, 2019. С. 284–330.
  6. Бернатоните 2018 – Бернатоните А. К. Соотношение личного и творческого начала в создании актерского образа // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики.2018. № 1 (15). С. 120–134.
  7. Гинзбург 2019 – Гинзбург К. Загадка Пьеро: Пьеро дела Франческо. М.: Новое литературное обозрение, 2019.
  8. Дорофеев 2015 – Дорофеев Д. Ю. Эстетика человеческого образа в жизни и иконография античных философов в искусстве // ΣΧΟΛΗ (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т. 9, вып. 1. С. 142–157.
  9. Дорофеев 2021а – Дорофеев Д. Ю. Религиозная метафизика и поэтика языка Иосифа Бродского (к 80-летию поэта со дня рождения поэта) // Вопросы философии. 2021. № 1. С. 100–110.
  10. Дорофеев 2021b – Дорофеев Д. Ю. Аналитика и дедукция человеческого образа: философско-эстетическое переосмысления метода Шерлока Холмса // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2021. Т. XVIII, вып. 2. С. 44–52.
  11. Зубов 2008 – Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Наука, 2008.
  12. Игнатова, Аббасова 2018 – Игнатова И. С., Аббасова А. А. Визуально-антропологический анализ фотографии //ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 1 (15). С. 171–178.
  13. Крейдлин 2002 – Крейдлин Г. Невербальная семиотика. М.: НЛО, 2002.
  14. Лотман 2000 – Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб., 2002.
  15. Маклюэн 2014 – Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2014.
  16. Малинкин 2019 – Малинкин А. Н. Понятие феноменологии Макса Шелера. Шелер vs Гуссерль. М.: Русская школа, 2019.
  17. Марков 2011 – Марков Б. В. Люди и знаки. Антропология межличностной коммуникации. СПб.: Наука, 2011.
  18. Панофский 2009 – Панофский Е. Этюды по иконологии. СПб.: ABC-классик, 2009.
  19. Слинин 2017 – Слинин Я. А. Последствия феноменологической редукции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2017. Т. 33, вып. 4. С. 490–527.
  20. Флоренский 1992 – Флоренский П., свящ. Имена. М.: Купина, 1992.
  21. Чертов 2014 – Чертов Л. Ф. Знаковая призма. Статьи по общей и пространственной семиотике. М.: Языки славянских культур, 2014.
  22. Шелер 2011 – Шелер М. Проблемы социологии знания / пер. с нем. А. Н. Малинкин. М.: Институт общих гуманитарных исследований, 2011.
  23. Якобсон 2011 – Якобсон Р. Формальная школа и современное русское литературоведение. М.: Языки славянских культур, 2011.
  24. Ямпольский 2019 – Ямпольский М. Изображение: курс лекций. М.: НЛО, 2019.
  25. Dorofeev, Tomashchikova 2021 – Dorofeev D. Yu., Tomashchikova S. Formation of Nietzsche's Image of a Person and Its Representation in Modern Media // ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of Visual Semiotics. 2021. № 4 (30). P. 293–312.
  26. Hall 2014 – Hall J. The Self-Portrait. A Cultural History. London: Thames & Hudson, 2014.
  27. Harrison 2003 – Harrison C. Visual Social Semiotics: Understanding How Still Image Make Meaning // Technical Communication. 2003. Vol. 50 (1). P. 46–60.
  28. Hengstenberg 1957 – Hengstenberg H.-E. Philosophishe Anthropologie. Stuttgart: Verlag W. Kohlhammer, 1957.
  29. Imdahl 1980 – Imdahl M. Giotto. Arenafresken: Ikonographie, Ikonologie, Ikonik. Munchen: Fink, 1980.
  30. Macfarlane 2020 – Macfarlane A. Anthropology and Third Information Revolution // Visual Anthropology. 2020. Vol. 33, is. 33. P. 197–211.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».