THE ENIGMA OF THE CHURCH OF KIRENSK: TRADITIONALITY VS EXCLUSIVITY. THE IMAGE AND SYMBOL STRUCTURE IN THE ARCHITECTURE OF ORTHODOX CHURCHES

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The essay reports how the solution to the problem of the traditionality and exclusivity of the image and symbol structure of the Orthodox church architecture is shown using the example of a church in the name of St. Nicholas the Wonderworker of the Holy Trinity Monastery of Irkutsk Eparchy, built in Kirensk in the 18th century. Jérôme Baschet’s methodological technique of searching for the traditional and the exceptional, which he applied to the analysis of medieval art, was used. For the first time, a relational approach is proposed in the study of architecture, implying the identification of the typological class of a building, the search for analogs or sources of the image of its structure. Attention is focused on issues of localization, prevalence, concretization of the embodiment of the building’s features. It has been established that the church can be characterized as a wooden tiered three-part gate monastery church, but there is no direct analogue of the church. The architecture of the Kirensk church has some features inherent in wooden three-part, three-part tiered, and gate monastery churches; it has an original volumetric planning solution. The semantics of the church is associated with its belonging to gate monastery temples, which are the border between the consecrated space of the monastery and the profane neighborhood. In its tiered forms, one sees an analogy to Heavenly Jerusalem, and the altar dedicated to St. Nicholas has a protective symbolism in a broad sense. The appearance of the church is similar to defensive structures, such as the towers of the Siberian fortresses and European castles. Several signs allow admitting the similarity of the forms of the church with Ukrainian baroque architecture, Petrine baroque, Gothic architecture of Russia and the Carpathian region. The traditional features of the church include the fulfillment of liturgical requirements – three parts; semantics, including the symbolism of the consecration of the altar, the protective function, the embodiment of the image of Heavenly Jerusalem, an appeal to the historical past; use of well-known materials, designs, and shapes. Traditionality in church architecture is associated with the sacred sphere and basic building techniques, and exclusivity with the visual component of architecture (proportions, metrology, interpretation of forms and structures). It is concluded that the criterion for the traditionality of church architecture is the prevalence of forms, symbols, images of temples in any territory in a certain era due to the preference for choosing combinations of structures and semantics. Exclusivity is provided by the variability of forms, which allows creating an original image system. The very possibility of variations, the use of new and individual techniques, the author’s reading of the building’s features, which fits into the framework of the regulations noted in the sacred books where the boundaries of the canon were not strictly delineated, can be attributed to the important features of the traditionality of Russian Orthodox architecture. The architecture of the Kirensk church combines the features of traditionality and exclusivity; it is a rare example of Orthodox church architecture, its figurative structure was not supported in the further development of Siberian architecture.

About the authors

Anna Yurievna Mainicheva

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Email: annmaini@gmail.com
Krasnyy prospekt, 38, Novosibirsk, 630099, Russia

References

  1. Аванесов 2018 – Аванесов С. С. Надвратный храм в структуре городского пространства: семантика и типология // Баландинские чтения. 2018. Т. XIII. С. 102–104. doi: 10.24411/9999-001А-2018-10016
  2. Аронова 2001 – Аронова А. А. Русская архитектурная практика начала XVIII века в свете голландских впечатлений великого посольства // Государственные музеи Московского Кремля: материалы и исследования. М., 2001. Вып. 12. С. 1–9.
  3. Баталов 2014– Баталов А. Л. Европейские архитекторы и военные специалисты на службе Ивана IV в свете письменных источников: еще раз об истории Ганса Шлитте // Музеи Московского кремля: материалы и исследования. М., 2014. Вып. 22. С. 8–32.
  4. Беликов 1898– Беликов Д. Н. Старинные монастыри Томского края. Томск: Паровая Типо-лит. П.И. Макушина, 1898. 211 с.
  5. Белых 2002 – Белых Е. Летопись Киренского Свято-Троицкого монастыря Иркутской епархии (26 апреля 1900 год) // Земля Иркутская. 2002. № 3. С. 20–21.
  6. Громов 2015– Громов М. Н. Древняя Русь как основание отечественной государственности и культуры // Древняя Русь: пространство книжного слова: историко-филологические исследования. М.: Языки славянских культуры, 2015. С. 498–512.
  7. Забелло и др. 1942 – Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. 296 с.
  8. Заграевский 2016– Заграевский С. В. Методологические проблемы изучения канона, символики и пропорций в православной храмовой архитектуре. М., 2016. URL: http://rusarch.ru/zagraevsky48.htm
  9. Калинина 1999 – Калинина И. Церковь Киренского монастыря // Земля Иркутская. 1999. № 11. С. 36–40.
  10. Калинина 2000 – Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии. XVII – начало XX века. М.: Галарт, 2000. 496 с.
  11. Каптиков 2015 – Каптиков А. Ю. Архитектура барокко в Западной и Восточной Сибири: опыт сравнительного анализа // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2015. № 1. С. 19–27.
  12. Лебедев 1983 – Лебедев Л., прот. Православный храм, богослужения, утварь и одеяния духовенства // Настольная книга священнослужителя: в 7 т. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1983. Т. 4. С. 7–157.
  13. Лидов2005 –Лидов А. М. Образ Небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии // Православный поклонник на Святой Земле. 2005, осень. URL: http://rusarch.ru/lidov1.htm
  14. Майничева 2005 а– Майничева А. Ю. Церкви во имя святителя Николая Чудотворца: «Призывающим его помогает и от бед избавляет…» // Проблемы трансмиссии и бытования этнокультурных традиций славянского населения Сибири XVIII–XX вв. Новосибирск: Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2005. С. 48–64.
  15. Майничева 2005 б– Майничева А. Ю. Церкви Тобольской епархии (по справочным материалам начала XX в.) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: материалы Годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2005 г. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. Т. XI, ч. II. С. 122–126.
  16. Пономарев 2007 – Пономарев Н. А. Поездка Преосвященного Епископа Евгения в Киренский уезд в июне–июле месяцах 1913 г. Иркутск: Тальцы, 2007. 231 с.
  17. Путятин 2009– Путятин И. Е. К хронологии и идеологии русской «готики» XVIII века // Academia. 2009. № 3. С. 54–56.
  18. Серебренников 1915– Серебренников И. И. Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губернии. Иркутск: Паровая типография И. П. Казанцева, 1915. 22 с.
  19. Тарасов 2015– Тарасов А. Е. Храмы крепости Ивангород: к истории никольского и успенского культов на Руси // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. М.: Моск. гос. ун-т, 2015. Вып. 4: Четвертые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова: материалы к междунар. науч. конф. Москва, 26 октября – 1 ноября 2015 г. С. 128–132.
  20. Фаст, Масиель Санчес – Фаст Г., прот., Масиель Санчес Л. К. Енисейский в честь Преображения Господня мужской монастырь // Православная энциклопедия. https://www.pravenc.ru/text/189971.html
  21. Харлампович 1914 – Харлампович К. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань: Изд. книжн. маг. М. А. Голубева, 1914. Т. 1. 986 с.
  22. Цапенко 1967 – Цапенко М. П. Архитектура Левобережной Украины XVII–XVIII веков. М.: Стройиздат, 1967. 235 с.
  23. Чуворкина 2012– Чуворкина О. А. Новое в изучении средневековой иконографии // Артикульт. 2012. № 8 (4). С. 53–58.
  24. Шемелина 2011 – Шемелина Д. С. Архитектура оборонительных линий Сибири XVIII в.: взаимосвязи с творческим наследием Себастьяна де Вобана // Труды Государственного музея истории С.-Петербурга. СПб.: ГМИ СПб., 2011. Вып. 21. С. 16–31.
  25. Шемелина 2015 – Шемелина Д. С. К вопросу о роли немецких военных инженеров в создании крепостей по сибирским оборонительным линиям XVIII в. // Баландинские чтения: сборник статей X научных чтений памяти С. Н. Баландина (Новосибирск, 15–17 апреля 2015 г.). Новосибирск: НГАХА, 2015. Т. Х, ч. I. С. 74–86.
  26. List of UNESCO World Heritage Sites – List of UNESCO World Heritage Sites under the section “Wooden Churches of the Carpathian Region of Poland and Ukraine”. URL: https://whc.unesco.org/en/list/1424

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».