Мысленный эксперимент для конструирования семиотического оптимума в аудитории (на примере занятия на тему «Этика» в курсе «Философия»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Продолжено обсуждение как содержания авторского концепта «семиотический оптимум», так и его применения для моделирования образовательных процессов и диагностики эффективности инноваций, вносимых в организацию этих процессов. В рамках мысленного эксперимента представлена «точка», которую предложено трактовать в качестве локуса потенциального «семиотического оптимума». «Точка» обнаружена на основе модели генерации информации. В этой точке происходит пересечение фазовых траекторий, но пересекающиеся траектории относятся к альтернативным сценариям. Данная точка оптимума создает иллюзию совпадения позиций, однако именно преодоление этой иллюзии обеспечивает основания для понимания и освоения разных позиций. Сделан вывод: условием (1), при котором эффективно изменение конфигурации в учебной аудитории, является необходимость обсуждения таких вопросов, на которые были даны альтернативные, но одинаково правильные ответы. Такая необходимость возникает при обсуждении вопросов морали и освоении студентами сути этических дилемм. Модель демонстрирует чувствительность к смене позиций (переходу из одного ареала в другой), что обнаруживает условие (2): необходимость тренинга для проактивной социализации. Эта же чувствительность обнаруживает аналогии между изменением конфигурации в аудитории и синтаксисом этических позиций, между организационным контекстом и дискурсивными стратегиями в дискуссиях. Обоснованность данной аналогии нашла подтверждение при сопоставлении авторских результатов и результатов, полученных в исследованиях в областях «язык и обучение», «язык и образование». Выяснено, что поставленная нами задача и предложенные решения актуальны для выполнения еще одного условия (3): необходимости получения опыта осознания этических различий между образовательными стратегиями и обретения навыков работы в их рамках. В качестве иллюстрации приведены примеры конфигураций. Сделан вывод о том, что применение модели генерации информации служит основой для мысленных экспериментов при проектировании занятий, в учебные цели которых входит соблюдение условий 1–3. Предложенная модель способна сыграть роль конструктора для «воспроизведения» в реальном учебном времени фрагментов интеллектуальной истории, в которых происходила смена парадигм, были созданы конкретные учения в качестве продолжения этих парадигм, а также ретроспективно проследить смену значений идей морали на устойчивых и неустойчивых траекториях социальной истории.

Об авторах

Кулипа Шарипкановновна Байсултанова

Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана

Email: baisultan_k@mail.ru
кандидат политических наук, профессор Алматы, Казахстан

Мария Сергеевна Горбулева

Томский государственный педагогический университет

Email: black_silver@bk.ru
кандидат философских наук, старший научный сотрудник и доцент кафедры истории и философии науки Томск, Россия

Ирина Вигеновна Мелик-Гайказян

Томский государственный педагогический университет

Email: melik-irina@yandex.ru
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории и философии науки Томск, Россия

Нина Андреевна Первушина

Томский государственный педагогический университет

Email: dwa@tspu.edu.ru
научный сотрудник кафедры истории и философии науки Томск, Россия

Список литературы

  1. Вархотов 2021 – Вархотов Т. А. От воображения к карте: недискурсивные основания мысленного эксперимента // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. С. 250–259.
  2. Вархотов 2023 – Вархотов Т. А. Неконвенциональное согласие: как мы все еще мыслим вместе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 75. С. 313–318.
  3. Глазычев 1989 – Глазычев В. Л. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. М.: Сов. художник, 1989.
  4. Горбулёва, Мелик-Гайказян, Первушина 2024 – Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Конструирование семиотического оптимума в студенческом конспекте (на примере открытой лекции «Этика» в курсе «Философия») // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2024. № 2. С. 120–144.doi: 10.23951/2312-7899-2024-2-120-144
  5. Евдокимов, Мелик-Гайказян 2013 – Евдокимов К. Е., Мелик-Гайказян Е. В. Моделирование динамики распространения и конкуренции различных типов информации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 11. С. 193–198.
  6. Ли 1964 – Ли Х. Убить пересмешника. М.: Молодая гвардия, 1964.
  7. Ли 2015 – Ли Х. Пойди, поставь сторожа. М.: АСТ, 2015.
  8. Мелик-Гайказян 1995 – Мелик-Гайказян И. В. Информация и самоорганизация (методологический анализ). Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 1995.
  9. Степанова 2020 – Степанова А. С. Ян Амос Коменский и Сенека: генезис философско-образовательного проекта // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2020. Т. 14, № 1. С. 207–214.
  10. Alzahrani 2023 – Alzahrani F. Is It True They Negatively Engage? Mixed Method Research of Student Engagement in EFL Online Classrooms // Journal of Language and Education. 2023. Vol. 9 (1). P. 41–58.
  11. Apressyan 2022 – Apressyan R. G. Value paradigms of character education // Education & Pedagogy Journal. 2022. № 1. P. 5–12. doi: 10.23951/2782-2575-2022-1-5-12
  12. Avendaño, Rueda, Parada-Trujillo2022 – Avendaño W. R., Rueda G., Parada-Trujillo A. E. Common Apprenticeships: Self-Perception Of Their Development In Undergraduate Business Students // Journal of Language and Linguistic Studies. 2022. Vol. 18 (4). URL: http://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/4951
  13. Ghani, Kalsoom, Khanam 2022 – Ghani H., Kalsoom T., Khanam A. Exploring the Impact of Instructional Strategies on Moral Development of Students at College Level // Journal of Educational Research and Social Sciences Review (JERSSR). 2022. Vol. 2 (1). P. 51–62.
  14. Giyoto et al. 2020 – Giyoto G., Anggraini N., Inderasari E., Purnomo L. A. How does “to what gender and status one talks” govern the speaker’s strategy in keeping on their conversation? // Journal of Language and Linguistic Studies. 2020. Vol. 16 (1). P. 166–184.
  15. Guskova, Golubovskaya 2023 – Guskova N., Golubovskaya E. Enhancement of Academic Performance through Developing Cross-Cultural Communicative Competence: A Case Study of Students Majoring in Economics // Journal of Language and Education. 2023. Vol. 9 (1). P. 76–88.
  16. Kırmızı, Sarıçoban 2020 – Kırmızı Ö., Sarıçoban A. An investigation of the relation between pre-service EFL teachers’ emotions and their approaches to teaching // Journal of Language and Linguistic Studies. 2020. Vol. 16 (4). P. 1968–1986.
  17. Komala, Vasanthi 2023 – Komala A. H., Vasanthi S. Preparedness of Student-Teachers to Life in Relation to Their Human and Social Capital Development // Journal of Language and Linguistic Studies. 2023. Vol. 16 (4). URL: http://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/5183
  18. Lara, Vegt 2016 – Lara M. C. de, Vegt D. M. van. Parliament. XML, 2016.
  19. Melliani et al. 2023 – Melliani M., Christian R. W., Pilenia P., Oktaria L., Simatupang D. N., Enjelia E., Yola Pradita, Munthe Y. Face the fear of falling behind in the digital age: recognizing and overcoing Fomo // Indonesian Journal of Education (INJOE). 2023. Vol. 3 (3). P. 599–621.
  20. Musling M. N. et al. 2022 – Musling M. N., Ismail M. Z., Darmi R., Kamaruddin A. Y., Jaffar M. N. Summary of possible universal moral values in language pedagogy: a systematic review // Journal of Language and Linguistic Studies. 2022. Vol. 18 (1). P. 40–57.
  21. Nie, Zheng, Huang 2022 – Nie T., Zheng Y., Huang Y. Peer attachment and proactive socialization behavior: The moderating role of social intelligence // Behavioral Sciences. 2022. Vol. 12 (9). Art. 312.
  22. Şeker 2020 – Şeker Z. C. Attitudes of Turkish teacher candidates towards discussion // Journal of Language and Linguistic Studies. 2020. Vol. 16 (2). P. 993–1005.
  23. Souigat 2023 – Souigat I. Allusions Between The Ancient Arab Lesson-And Modern Western Theorizing // Journal of Language and Linguistic Studies. 2023. Vol. 19 (1). URL: http://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/5345
  24. Tentolouris 2023 – Tentolouris F. What Can Count As Critical Academic Literacy Education? // Journal of Language and Education. 2023. Vol. 9 (3). P. 191–197.
  25. Tikhonova, Raitskaya 2023 – Tikhonova E., Raitskaya L. Education 4.0: The Concept, Skills, and Research // Journal of Language and Education. 2023. Vol. 9 (1). P. 5–11.
  26. Wu et al. 2024 – Wu J., Zhang L., Wang J., Zhou X., Hang C. The relation between humble leadership and employee proactive socialization: the roles of work meaningfulness and perceived overqualification // Current Psychology. 2024. Vol. 43 (8). P. 6910–6922.
  27. Yenphech, Intanoo 2022 – Yenphech C., Intanoo K. Intercultural sensitivity and social intelligence: The Case of EFL internship undergraduate learners // Journal of Language and Linguistic Studies. 2022. Vol. 18 (2). URL: http://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/4493
  28. Zhang, Zhang 2023 – Zhang Y., Zhang L. J. “Good for me to Leave it for Good”: A Longitudinal Study on How Emotion Labor in Teaching Contributes to a Beginning EFL Teacher's Resignation // TESOL Quarterly. 2023. doi: 10.1002/tesq.3289. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/tesq.3289

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».