ПАРАДИГМА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПЕРФОРМАНСОВ В СТАРОМ ТИФЛИСЕ: ЖИВОПИСЬ, КИНО, ЛИТЕРАТУРА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлена парадигма музыкальных инструментов Старого Тифлиса XVIII века и ее эволюция до советизации Грузии. Рассматриваются визуальные тексты Нико Пиросмани, Вагаршака Элибекяна, Джованни Вепхвадзе, а также видеотексты фильмов «Саят-Нова» и «Цвет граната». Объект исследования – парадигма музыкальных текстов Старого Тифлиса как кросскультурного пространства. Акцентируются семантика и функциональные особенности музыкальных инструментов в поэтических и в визуальных текстах. Особое место уделяется визуализации музыкальных «перформансов». В статье аргументирован следующий тезис: описание парадигмы музыкальных инструментов в визуальных и художественных текстах предоставляет возможность выявить дух, «вещный» мир Старого Тифлиса, эволюцию музыкальных вкусов, а также имплицитные функции, визуальные синтагмы и коннотативную семантику музыкальных инструментов. Эмпирический анализ материала показал, что визуализация музыкальных инструментов в живописи и киноискусстве является важным приемом поэтики для передачи духа Старого Тифлиса. Анализ фильма Сергея Параджанова обнаружил аллюзию на работы Пиросмани. Подробный анализ стихотворения Саят-Новы выявил семантические и функциональные особенности любимого инструмента (каманча). Анализ визуализации каманчи в фильме Параджанова «Цвет граната» показал, что многие метафоры стихотворения поэта были перекодированы на язык кино. Каманча стала ключевым «актером» для раскрытия поэтических баталий в фильме «Саят-Нова» режиссера Кима Арзуманяна. В результате детального анализа работ Ходжабекяна, Пиросмани, Элибекяна выявилось, что музыкальное трио (два зурначи и один барабанщик) было «классическим» набором для всех праздников, свадеб и веселий. При этом зурна в сопровождении церковных колоколов в фильме Параджанова поменяла свою функцию на траурную. На картинах Элибекяна шарманщики со своими инструментами стали не только композиционным трюком, способом изображения, неотъемлемым коммуникативным элементом духанной культуры Старого Тифлиса конца XIX – начала XX века, но и зна́ком присутствия европейских музыкальных влияний, «продуктом» города и визуальным маркером городского общественного пространства.

Об авторах

Тигран Сержикович Симян

Ереванский государственный университет

Email: tsimyan@ysu.am
доктор филологических наук, профессор Ереван, Республика Армения

Список литературы

  1. Аванесов 2017 – Аванесов С. С. Томск: визуальное конструирование локальных городских пространств // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 1 (11). С. 41–47.
  2. Аванесов 2018 – Аванесов С. С. Городское пространство как антропологический феномен // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 2 (16). С. 10–31.
  3. Айрян 2016 – Айрян З. Г. Ашугская поэзия Саят-Новы в русских переводах // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 132–145.
  4. Бахчинян 1988 – Бахчинян Г. Саят-Нова: жизнь и творчество. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. (На арм. языке).
  5. Бахчинян 2016 – Бахчинян Г. Поэтическое наследие Саят-Новы. Тексты и анализ. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 2016. (На арм. языке).
  6. Гайсарьян 1961 – Гайсарьян С. Саят-Нова. Вступительная статья // Саят-Нова. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1961. С. 5–62.
  7. Гришашвили 1977 – Гришашвили И. Литературная богема Старого Тбилиси. Тбилиси: Мерани, 1977.
  8. Исаакян 1987 – Исаакян А. Бессмертный Саят-Нова // Саят-Нова. Стихотворения. Ереван: Советакан грох, 1987. С. 5–6.
  9. Канделаки 1964 – Канделаки Р. Бродил художник по городу: повести. М.: Советский писатель, 1964.
  10. Маргарян 2017 – Маргарян Е. Г. На стыке древних мир-систем: пролегомены // Диалог со временем. 2017. Вып. 59. С. 18–42.
  11. Маргарян 2020 – Маргарян Е. Г. Або Тбилели. Арабский парфюмер – протектор Тифлиса // Критика и семиотика. 2020. № 2. С. 286–301.
  12. Маргарян 2023 – Маргарян Е. Г. «Город говорит». О тифлисском просторечном урбоязыке на примере вывесок и рекламных надписей // Критика и семиотика. 2023. № 1. С. 332–349.
  13. Мкртчян 1963 – Мкртчян Л. М. Работа В. Брюсова над переводами песен Саят-Новы // Саят-Нова в переводах В. Я. Брюсова. Ереван: Ин-т лит. им. М. Абегяна, 1963. С. 40–46.
  14. Пиросмани 1986 –Пиросмани. Избранные произведения / сост. Э. Д. Кузнецов. М.: Советский художник, 1986.
  15. Порфирьева 2014 – Порфирьева А. Веницейская жизнь в окрестностях Нарикала: итальянская опера в Тифлисе // Музыка в культурном пространстве Европы – России. События. Личности. История. СПб.: Рос. ин-т истории искусств, 2014. С. 134–172.
  16. Саят-Нова1963 – Саят-Нова в переводах В. Я. Брюсова. Ереван: Ин-т лит. им. М. Абегяна, 1963.
  17. Симян 2019 a – Симян Т. С. Музыкальное и карнавальное и пространство Старого Тифлиса (на примере Вано Ходжабекянa, Вагаршака Элибекянa, Агаси Айвазянa) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 2 (20). С. 63–80.
  18. Симян 2019 b – Симян Т. С. Старый Тифлис в памяти разных поколений: живопись, кафе, закат города (на примере В. Элибекяна, А. Айвазяна) // Сюжетология и сюжетография. 2019. № 1. С. 256–276.
  19. Симян 2019 c– Симян Т. С. Сергей Параджанов как текст: человек, габитус, интерьер (на материале визуальных текстов) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 197–215.
  20. Симян 2020 – Симян Т. С. Креолизованные тексты Старого Тифлиса (на примере Пиросмани, Элибекяна, Айвазяна) // Критика и семиотика. 2020. № 2. С. 256–285.
  21. Симян 2022 – Симян Т. С. Сергей Параджанов и Тифлис: «гид» культурной памяти, городское пространство и его трансформация // Критика и семиотика. 2022. № 1. С. 198–215.
  22. Симян 2023 – Симян Т. С. Проблема семиотического перевода: мистификатор и «переводчик» (на примере Сергея Параджанова) // Критика и семиотика. 2023. № 1. С. 453–468.
  23. Симян, Казарян 2020 – Симян Т. С., Казарян Г. А.Биологический дух Старого Тифлиса: сватовство, деньги, межличностные отношения // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 1, ч. 2. С. 257–274.
  24. Татосян 1982 – Татосян Г. А. Примечания // Саят-Нова. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1982. С. 177–194.
  25. Туманян 1977 – Туманян О. Избранная проза: рассказы, сказки, статьи. Ереван: Советакан грох, 1977.
  26. Туманян 2010 – Туманян О. Гикор / пер. Карине Халатовой // Парус. 2010. № 1 (6). URL: http://www.mecenat-and-world.ru/aragast/heritage.htm (дата обращения: 20.04.2023).
  27. Ходжабекян 1968 – Вано Ходжабекян / cост. А. Тоникян. Ереван, 1968. (На арм. языке).
  28. Элибекян 1991 – Вагаршак Элибекян / cост. С. С. Манукян. М.: Изобразительное искусство, 1991.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».