Повышение образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра: преодоление семантико-прагматических нарушений речи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Упорядочены результаты семиотических измерений в исследованиях дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Цель проведённого упорядочения – нахождение эффективных мер для повышения образовательного потенциала у детей с РАС. Результатом упорядочения стало выяснение ключевой проблемы, а именно преодоления семантико-прагматических нарушений речи у детей, для которых речь не является средством общения, что порождает разнообразные коммуникативные дефициты (понимание намерений других людей, интерпретация вербальных и невербальных компонент общения и др.) и, в сущности, препятствует развитию образовательного потенциала у дошкольников. Своевременное выявление уровня семантико-прагматического развития речи определяется спецификой и неоднородностью диагностического инструментария. Следовательно, коррекция семантически-прагматических нарушений речи у детей с РАС является залогом развития их образовательного потенциала, что позволит осваивать коммуникативные навыки, а также овладевать способами регулирования своего поведения и эмоционального состояния. Результатами предпринятого упорядочения стали выявление основных установок в организации образовательной среды для детей с РАС и их конкретизация, представленная в виде таблиц. Сделаны выводы о необходимости: 1) расширения применения визуализаций в коррекционной практике; 2) гибкого применения методик, поскольку каждый ребенок с РАС уникален; 3) реализации инициатив педагогической биоэтики, релевантных уникальности таких детей.

Об авторах

Наталья Анатольевна Мёдова

Томский государственный педагогический университет

Email: medov@sibmail.com
кандидат педагогических наук, доцент Томск, Россия

Евгения Владимировна Дергачёва

Томский государственный педагогический университет

Email: Eugenia735@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент Томск, Россия

Наталья Владимировна Крюковская

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Email: n.krukovskaya@grsu.by
кандидат педагогических наук, доцент Гродно, Белоруссия

Ян Бэйлин

Фуданьский университет

Email: 1467656312@qq.com
преподаватель Шанхай, Китай

Цао Ран

Цзилиньский международный исследовательский университет

Email: caoran@jisu.edu.cn
преподаватель Чанчунь, Китай

Список литературы

  1. Апресян 1966 – Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики: (краткий очерк). М.: Просвещение, 1966.
  2. Башина, Симашкова1993 – Башина В. М., Симашкова Н. В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом // Исцеление: альманах. М., 1993. С. 154–160.
  3. Бенилова, Резниченко 2010 – Бенилова С. Ю., Резниченко Т. С. Новые подходы к проблеме дифференциальной диагностики системных нарушений речи и детского аутизма // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2010. Т. 10, № 1. С. 38–51.
  4. Бойков, Бойкова 2004 – Бойков Д. И., Бойкова С. В.Как учить детей?: учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и высш. учеб. пед. заведений. СПб.: Союз, 2004.
  5. Борисов 2022 – Борисов Е. В. Индексикалы, семантика и прагматика // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 67. С. 292–298.
  6. Вдовиченко 2021 – Вдовиченко А. В. Речепорождение в коммуникативной модели: производство и понимание словосодержащего воздействия // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. III. Филология. 2021. Вып. 68. С. 9–23.
  7. Гинзбург 2010 – Гинзбург Е. Л. Словообразование и синтаксис. М.: URSS, 2010.
  8. Горбулёва 2024 – Горбулёва М. С. Семиотический оптимум и цвет: контекстуальные вызовы в образовательных технологиях // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 82. С. 297–301.
  9. Горбулёва, Мелик-Гайказян, Первушина 2020 – Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Инициативы педагогической биоэтики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 122–128.
  10. Горбунова 2021 – Горбунова Д. А. О чем говорит психотип: функциональное распределение прагматических маркеров в речи интровертов и экстравертов // Коммуникативные исследования. 2021. Т. 8, № 1. С. 55–69.
  11. Гузьен-Дебьян 2020 – Гузьен-Дебьян А. Какие особенности речи у учеников с РАС нужно учитывать в образовательной практике // Тяжелые и множественные нарушения развития: изучение и помощь. 2020. Альманах № 41. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-41/what-features-of-the-speech-at-pupils-with-asd-need-to-be-considered-in-educational-practice
  12. Довбня, Морозова 2007 – Довбня С. В., Морозова Т. Ю. Дети с нарушениями аутистического спектра // Нет «необучаемых детей»: книга о раннем вмешательстве / под ред. Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой. СПб.: Каро, 2007. С. 175–200.
  13. Евлампиева 2017 – Евлампиева Г. А. Социально-психологические факторы социализации аутичных детей дошкольного возраста: влияние семьи и окружающей среды // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6, № 1А. С. 100–117.
  14. Ихсанова 2017 – Ихсанова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб.: Детство-пресс, 2017.
  15. Кригер 2020 – Кригер Е. И. К вопросу о прагматической функции языковых единиц // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/93898
  16. Леонтьев,Рябова 1970 – Леонтьев А. А., Рябова Т. В. Фазовая структура речевого акта и природа планов // Планы и модели будущего в речи: материалы к обсуждению. Тбилиси, 1970. С. 27–32.
  17. Лян Сян 2015 – 连翔. 谈自闭症儿童语言障碍早期干预的伦理观——基于关怀伦理学视角 // 贵州工 程应用技术学院学报. 2015年. 第6期. 第98–103页. (Лян Сян. Об этике раннего вмешательства при языковых расстройствах у детей с аутизмом – на основе этического подхода // Вестник Гуйчжоуского инженерно-технологического института. 2015. № 6. С. 98–103.)
  18. Манелис и др. 2018 – Манелис Н. Г., Никитина Ю. В., Феррои Л. М., Комарова О. П. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи: метод. пособие М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 70 с.
  19. Мелик-Гайказян 2014 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотика образования или «ключи» и «отмычки» к моделированию образовательных систем // Идеи и идеалы. 2014. Т.1, № 4 (22). С. 14–27.
  20. Мелик-Гайказян 2022 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотическая диагностика расщепления траекторий мечты о прошлом и мечты о будущем // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. Т. 13. № 4. doi: 10.18254/S207987840021199-7. URL: https://history.jes.su/s207987840021199-7-1/
  21. Мелик-Гайказян 2024 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотический оптимум: новый концепт для мысленных экспериментов с информацией // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 82. С. 302–315.
  22. Мелик-Гайказян, Мелик-Гайказян 2019 – Мелик-Гайказян И. В., Мелик-Гайказян М. В. Минерва и Янус: символы поклонения визуальным эффектам современного образования // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 172–193.
  23. Мёдова 2019 – Мёдова Н. А. Психолингвистические основы социального скриптования у детей с расстройствами аутистического спектра // Научно-педагогическое обозрение. 2019. Вып. 5 (27). С. 201–206
  24. Морозова 1992 – Морозова Т. И. Формирование коммуникативной функции речи у детей, страдающих ранним детским аутизмом, как профилактика вторичной школьной дезадаптации // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. Т. 2, вып. 2. С. 93–96.
  25. Моррис 1982 – Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика: сб. переводов / под ред. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1982. C. 37–98
  26. Музыка, Гончаренко 2022 – Музыка О. А., Гончаренко Э. И. Вариативность отечественных и зарубежных подходов к проблеме коррекции и коммуникации у детей с РАС // Педагогическое образование: традиции и инновации. 2022. № 1. С. 108–115.
  27. Никольская, Баенская, Либлинг 2007 – Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2007.
  28. Первушина 2024 – Первушина Н. А. Педагогическая биоэтика: область применения «семиотического оптимума» в условиях цифровизации образования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 82. С. 316–321.
  29. Радбиль 2021 – Радбиль Т. Б. Коммуникативно-прагматическая интерпретация активных процессов в современной русской речи // Проблемы лингвистической прагматики: докл. Междунар. науч. конф. Калуга: Калуж. Гос. ун-т им. К.Э. Циолковского, 2021. С. 172–180.
  30. Сорокин и др. 2021 – Сорокин А. Б., Давыдова Е. Ю., Самарина Л. В., Ермолаева Е. Е. Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ados-2 и adi-r // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19, № 1. С. 12–24. doi: 10.17759/autdd.2021190102
  31. Хаустов 2010 – Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра: учеб.-метод. пособие. М.: ЦПМССДиП, 2010.
  32. Шипицына 1997 – Шипицына Л. М. Детский аутизм: хрестоматия. СПб.: Междунар. ун-т семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997.
  33. Ambridge, Bidgood, Thomas2021 – Ambridge B., Bidgood A., Thomas K. Disentangling syntactic, semantic and pragmatic impairments in ASD: Elicited production of passives // Journal of Child Language. 2021. Vol. 48 (1). P. 184–201.
  34. Beals 2021 – Beals K. P. Remediation and assistive technologies for communication deficits in autistic spectrum disorders // Education and Technology Support for Children and Young Adults With ASD and Learning Disabilities. IGI Global, 2021. P. 246–274.
  35. Gillis et al. 2023 – Gillis M., Kries J., Vandermosten M., Francart T. Neural tracking of linguistic and acoustic speech representations decreases with advancing age // NeuroImage. 2023. Vol. 267. Art. 119841
  36. Kenan, Zachor, Watson 2019 – Kenan N., Zachor D. A., Watson L. R. Semantic-Pragmatic Impairment in the Narratives of Children With Autism Spectrum Disorders // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Art. 2756.
  37. Kries et al. 2024 – Kries J., De Clercq P., Gillis M., Vanthornhout J., Lemmens R., Francart T., Vandermosten M. Exploring neural tracking of acoustic and linguistic speech representations in individuals with post-stroke aphasia // Human Brain Mapping. 2024. Vol. 45 (8). e26676.
  38. Wing 1996 – Wing L. The Autistic Spectrum: A Guide for Parents and Professionals. London: Constable, 1996.
  39. Yankovitz, Kasirer, Mashal 2023 – Yankovitz B., Kasirer A., Mashal N. The Relationship between Semantic Joke and Idiom Comprehension in Adolescents with Autism Spectrum Disorder // Brain Sciences. 2023. Vol. 13 (6). Art. 935.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».