What is narrative: Discursive aspects of exhibition storytelling

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

There are numerous interpretations concerning the definition of narrative in modern Russian literary discussions about art exhibitions. Following the proposed methodology, an exhibition can be considered as a product of human activity (realized by curators, art managers, etc.). At the same time, any text about an art exhibition can be presented as a product of human cognitive process. The semiotic approach allows us to consider the exposition as a kind of a communicative sign system, potentially capable of conveying a certain message. Nowadays, polysemantic interpretations of narrative become extremely complex due to the numerous verbal-spatial components prevalent in contemporary expositions. The article offers a sample of 134 Russian texts describing exhibition projects using narrative terminology. Discursive elements, originally presented in the format of objective knowledge, are isolated and classified using the de-objectification method. Different types of cognitive attitudes (contextual, methodological, psychophysiological, philosophical, social, cultural, mythological, religious and natural science) are distinguished, some of them are presented explicitly, sometimes they remain hidden. The systematization of various combinations with the word narrative allows us to more clearly indicate the complex position of authors regarding the understanding of narrative. The frequency of mentioning and situational variability of using the concept of exhibition narrative are clarified. The article proposes an ontological scheme of the concept of exhibition narrative, including the initial pattern of connections between the created texts and the specificity of the process of cognition of the abstract term. The results obtained can be used by researchers as a tool for comparison between texts based on different understandings of the same term. Further research on exhibition narrative can be conducted using formal and logical organization of existing knowledge.

About the authors

Anastasia Pavlovna Lichagina

Russian State University for the Humanities

Email: li.ana.033@gmail.com
Moscow, Russian Federation

References

  1. Бирюкова, Никонова 2022 – Бирюкова М. В., Никонова А. А. Искусство как идея и концепт: к проблеме прочтения кураторских проектов // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 1 (46). С. 18–35. doi: 10.52173/2079-1100_2022_1_18
  2. Бирюкова, Чумис 2022 – Бирюкова М. В., Чумис А. Е. Актуализация искусства нонконформизма в современных музейных проектах // Музей. Памятник. Наследие. 2022. № 1 (11). С. 141–149.
  3. Грицанов и др. 2002 – Грицанов А. А., Румянцева Т. Г., Можейко М. А. История философии: энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
  4. Кипяткова 2021 – Кипяткова Е. В. Выставка как Gesamtkunstwerk: кураторский нарратив против эстетической автономии произведения искусства // Второй российский эстетический конгресс: тез. докл. участников. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2021. С. 256–258.
  5. Коренева 2015 – Коренева А. Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 10, № 1. URL: http://j-spacetime.com/actual%20content/t10v1/t10v1_PDF/2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.115.pdf
  6. Личагина 2024 – Личагина А. П. Нарратологический алгоритм в схемах анализа выставочного повествования // Артикульт. 2024. № 4 (56). С. 5–18. doi: 10.28995/2227-6165-2024-4-5-18
  7. Лотман 2002 – Лотман Ю. –М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002.
  8. Маслов 2020 – Маслов E. C. Что такое нарратив? Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2020.
  9. Матвеева 2010 – Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  10. Обдалова, Левашкина 2019 – Обдалова О. А., Левашкина З. Н. Понятие «нарратив» как феномен культуры и объект дискурсивной деятельности // Язык и культура. 2019. № 48. С. 332–348. doi: 10.17223/19996195/48/21
  11. Старовойтова 2019 – Старовойтова И. А. Нарративный подход к созданию выставок как способ коммуникации музея с экскурсантами // Мир русского слова. 2019. № 3. С. 105–107. doi: 10.24411/1811-1629-2019-13105
  12. Тюпа 2020 – Тюпа В. И. На пути к исторической нарратологии // Новый филологический вестник. 2020. № 3 (54). С. 32–54.
  13. Хаминова, Зильберман 2014 – Хаминова А. А., Зильберман Н. Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 38–45.
  14. Штейн 2020 – Штейн С. Ю. Матрица гуманитарной науки: методологический трактат. М.: РГГУ, 2020.
  15. Юй 2022 – Юй В. Нарративная стратегия выставок на тему «Красного Китая»: на примере выставки «столетие со дня основания коммунистической партии Китая» // Философия и культура. 2022. № 7. С. 117–123. doi: 10.7256/2454-0757.2022.7.38400
  16. Bal 2017 – Bal M. Narratology: Introduction to the Theory of Narrative. Toronto; Buffalo; London: University of Toronto Press, 2017.
  17. Barthes 1966 – Barthes R. Introduction à l'analyse structurale des récits // Communications, Recherches sémiologiques: l'analyse structurale du récit. 1966. № 8. P. 1–27.
  18. Boyd et al. 2020 – Boyd R. L., Blackburn K. G., Pennebaker J. W. The narrative arc: Revealing core narrative structures through text analysis // Science Advances. 2020. Vol. 6 (32). P. 1–9. doi: 10.1126/sciadv.aba2196
  19. Broden 2022 – Broden T. John Pier (ed.), Contemporary French and Francophone Narratology // Actes Sémiotiques. 2022. № 126. URL: https://www.unilim.fr/actes-semiotiques/7518
  20. Centineo 2023 – Centineo S. A Dimensionless Narrative. From Exhibition Design to the Art of Display // Duarte E., Di Roma A. (eds) Developments in Design Research and Practice II: Best Papers from the 11th Senses and Sensibility 2021: Designing Next Genera(c)tions. Cham: Springer, 2023. P. 57−69. doi: 10.1007/978-3-031-32280-8_5 (Springer Series in Design and Innovation; Book 31).
  21. Chaumier, Chare 2020 – Chaumier S., Chare N. Writing and the Exhibition: The Structures of Museum Revolutions // Canadian Art Review. 2020. Vol. 45 (1). P. 22–35.
  22. Cicero 1942 − Cicero. On the Orator: Books 1−2. Cambridge: Harvard University Press, 1942.
  23. Nachtergael 2021 – Nachtergael M. Narrations curatoriales. Écritures de l’exposition, fictions et récits dans l’art contemporain // Captures. Figures, théories et pratiques de l'imaginaire. 2021. Vol. 6. № 2. P. 1−13. doi: 10.7202/1088410ar
  24. Oudsten 2016 – Oudsten F. Space. Time. Narrative: The Exhibition as Post-Spectacular Stage. New York: Routledge, 2016.
  25. Todorov 1969 – Todorov T. Grammaire du Décaméron. Hague-Paris: Mouton, 1969.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».