Цифровизация инклюзивного образования: подходы к управлению и политическим инициативам на государственном и муниципальном уровнях


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проанализирована роль инклюзивного образования в контексте цифровизации, при этом особое внимание уделяется медиаклассам как инновационному решению. Инклюзивное образование направлено на обеспечение равных возможностей для обучения учащихся с ограниченными возможностями, создание доступной образовательной среды и содействие их социальной интеграции. Медиаклассы, благодаря использованию цифровых платформ и адаптивных технологий, предлагают персонализированную образовательную среду, отвечающую разнообразным потребностям учащихся. Это включает в себя доступ к современным инструментам, которые поддерживают как теоретическое обучение, так и развитие практических навыков: цифровую грамотность и создание мультимедийного контента. Особое внимание уделено роли цифровых платформ в повышении доступности, персонализации и вовлеченности в процесс обучения. Использование таких технологий, как программы для чтения с экрана, синтезаторы речи и системы управления обучением, повышает качество образовательных услуг. Адаптивные инструменты позволяют учащимся с сенсорными, когнитивными или физическими недостатками получать доступ к учебным материалам в удобных для них форматах, что способствует их автономии и самоорганизации. Несмотря на достижения, отмечены существующие проблемы, в т.ч. отсутствие инфраструктуры, недостаточная подготовка преподавателей и ограниченное финансирование. Для преодоления этих барьеров предложен стратегический подход к развитию инфраструктуры, подготовке учителей и адаптации учебных программ. В заключение подчеркнуто то, что медиаклассы с использованием цифровых технологий предоставляют учащимся с ограниченными возможностями не только доступ к образованию, но и возможности для профессиональной подготовки и социальной интеграции. Это способствует развитию навыков, востребованных в современном медиапространстве, и успешной интеграции таких студентов в профессиональную среду и общество. Для дальнейшего развития инклюзивного образования важно продолжать совершенствовать техническую инфраструктуру, обучать учителей использованию инновационных методов и обеспечивать устойчивое внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Комплексный подход к медиаобразованию обеспечит равные возможности и станет основой для создания более инклюзивного и справедливого общества.

Об авторах

Татьяна Николаевна Бунь

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: buntn@mgpu.ru
ORCID iD: 0009-0009-1157-8186

специалист Института развития профильного обучения

Россия, 129226, Москва, ул. Воронцовская, д. 6, корп. 1

Юлия Сергеевна Кузнецова

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

Email: julx@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-1388-6125
SPIN-код: 6207-0168

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Россия, 353924, Новороссийск, пр. Ленина, д. 93

Виктория Романовна Заец

Российский университет дружбы народов

Email: 1132231797@rudn.ru
ORCID iD: 0009-0000-1385-9517

студент кафедры иностранных языков филологического факультета

Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Maksimova NA. Inclusive education in russia: history, status, and risks. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018;9:113–120. (In Russ.). https://doi.org/10.26170/po18-09-16 EDN: VJXINM
  2. Alekhina SV. Inklyuzivnoe obrazovanie: ot politiki k praktike [Inclusive education: from policy to practice]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2016;21(1):136–145. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/pse.2016210112
  3. Lyapkina NA, Sevast’yanova SK. Pedagogical features of inclusive education in higher education (on the example of RII AltSTU). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2016;(1):148–151. (In Russ.).
  4. Malofeev NN. Special education in a changing world. Europe. Moscow: Prosveshchenie publ.; 2018. (In Russ.).
  5. Nikulina NN, Davityan MG, Shevchenko SN. The systemic approach in pedagogy as a general methodological principle of science. Nauchnyy zhurnal KubGAU. 2015;(111):986–1005. (In Russ.). EDN: UMARJV
  6. Nazarova NM. Integrated (inclusive) education: genesis and implementation issues. Sotsial’naya pedagogika. 2010;1:8–18. (In Russ.).
  7. Voronova AA, Kravets KK. Formation of media literacy among students with disabilities in the context of inclusive education. Nauchno-­metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». 2020;5:146–157. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11040 EDN: SYTZTH
  8. Silverblatt A, Enright Eliceiri EM. Dictionary of media literacy. Greenwood Press; 1997.
  9. Inyakin YuS, Gorskiy VA. From information culture to personality culture. Dopolnitel’noe obrazovanie. 2000;10:6–10. (In Russ.).
  10. Vetrova MA, Yetrov AO, Migachev AS. Development of the learning behavior during the lesson “Circle” in children with severe multiple developmental disorders. Autism and Developmental Disorders. 2022;20(4):50–58. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/autdd.2022200405 EDN: XBDEJA
  11. Zaguzina NN, Nevzorov BP. Problems of Distance Pedagogy Development. Vestnik KemGU. 2014;60(4):64–66. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».