Цифровизация инклюзивного образования: подходы к управлению и политическим инициативам на государственном и муниципальном уровнях
- Авторы: Бунь Т.Н.1, Кузнецова Ю.С.2, Заец В.Р.3
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 12, № 1 (2025)
- Страницы: 106-114
- Раздел: УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8313/article/view/317858
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2025-12-1-106-114
- EDN: https://elibrary.ru/VNXLSA
- ID: 317858
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проанализирована роль инклюзивного образования в контексте цифровизации, при этом особое внимание уделяется медиаклассам как инновационному решению. Инклюзивное образование направлено на обеспечение равных возможностей для обучения учащихся с ограниченными возможностями, создание доступной образовательной среды и содействие их социальной интеграции. Медиаклассы, благодаря использованию цифровых платформ и адаптивных технологий, предлагают персонализированную образовательную среду, отвечающую разнообразным потребностям учащихся. Это включает в себя доступ к современным инструментам, которые поддерживают как теоретическое обучение, так и развитие практических навыков: цифровую грамотность и создание мультимедийного контента. Особое внимание уделено роли цифровых платформ в повышении доступности, персонализации и вовлеченности в процесс обучения. Использование таких технологий, как программы для чтения с экрана, синтезаторы речи и системы управления обучением, повышает качество образовательных услуг. Адаптивные инструменты позволяют учащимся с сенсорными, когнитивными или физическими недостатками получать доступ к учебным материалам в удобных для них форматах, что способствует их автономии и самоорганизации. Несмотря на достижения, отмечены существующие проблемы, в т.ч. отсутствие инфраструктуры, недостаточная подготовка преподавателей и ограниченное финансирование. Для преодоления этих барьеров предложен стратегический подход к развитию инфраструктуры, подготовке учителей и адаптации учебных программ. В заключение подчеркнуто то, что медиаклассы с использованием цифровых технологий предоставляют учащимся с ограниченными возможностями не только доступ к образованию, но и возможности для профессиональной подготовки и социальной интеграции. Это способствует развитию навыков, востребованных в современном медиапространстве, и успешной интеграции таких студентов в профессиональную среду и общество. Для дальнейшего развития инклюзивного образования важно продолжать совершенствовать техническую инфраструктуру, обучать учителей использованию инновационных методов и обеспечивать устойчивое внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Комплексный подход к медиаобразованию обеспечит равные возможности и станет основой для создания более инклюзивного и справедливого общества.
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Николаевна Бунь
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: buntn@mgpu.ru
ORCID iD: 0009-0009-1157-8186
специалист Института развития профильного обучения
Россия, 129226, Москва, ул. Воронцовская, д. 6, корп. 1Юлия Сергеевна Кузнецова
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Email: julx@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-1388-6125
SPIN-код: 6207-0168
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, 353924, Новороссийск, пр. Ленина, д. 93Виктория Романовна Заец
Российский университет дружбы народов
Email: 1132231797@rudn.ru
ORCID iD: 0009-0000-1385-9517
студент кафедры иностранных языков филологического факультета
Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Maksimova NA. Inclusive education in russia: history, status, and risks. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018;9:113–120. (In Russ.). https://doi.org/10.26170/po18-09-16 EDN: VJXINM
- Alekhina SV. Inklyuzivnoe obrazovanie: ot politiki k praktike [Inclusive education: from policy to practice]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2016;21(1):136–145. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/pse.2016210112
- Lyapkina NA, Sevast’yanova SK. Pedagogical features of inclusive education in higher education (on the example of RII AltSTU). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2016;(1):148–151. (In Russ.).
- Malofeev NN. Special education in a changing world. Europe. Moscow: Prosveshchenie publ.; 2018. (In Russ.).
- Nikulina NN, Davityan MG, Shevchenko SN. The systemic approach in pedagogy as a general methodological principle of science. Nauchnyy zhurnal KubGAU. 2015;(111):986–1005. (In Russ.). EDN: UMARJV
- Nazarova NM. Integrated (inclusive) education: genesis and implementation issues. Sotsial’naya pedagogika. 2010;1:8–18. (In Russ.).
- Voronova AA, Kravets KK. Formation of media literacy among students with disabilities in the context of inclusive education. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». 2020;5:146–157. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11040 EDN: SYTZTH
- Silverblatt A, Enright Eliceiri EM. Dictionary of media literacy. Greenwood Press; 1997.
- Inyakin YuS, Gorskiy VA. From information culture to personality culture. Dopolnitel’noe obrazovanie. 2000;10:6–10. (In Russ.).
- Vetrova MA, Yetrov AO, Migachev AS. Development of the learning behavior during the lesson “Circle” in children with severe multiple developmental disorders. Autism and Developmental Disorders. 2022;20(4):50–58. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/autdd.2022200405 EDN: XBDEJA
- Zaguzina NN, Nevzorov BP. Problems of Distance Pedagogy Development. Vestnik KemGU. 2014;60(4):64–66. (In Russ.).
Дополнительные файлы
