Том 12, № 1 (2025)

Весь выпуск

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Институционализированный метод проб и ошибок в Китае: поворот к политическим экспериментам, основанным на правилах

Лю Я., Хуан Ч.

Аннотация

Как подтверждают предыдущие исследования, в Китае разработка политики на основе экспериментов характеризуется весьма гибким прагматичным стилем, который резко контрастирует с более легалистскими, бюрократическими подходами. Анализируя историю и развитие экспериментальных зон для сельской реформы (ЭЗСР), авторы показывают, что неортодоксальное китайское экспериментирование в политике постепенно адаптировалось для бесперебойного функционирования в иерархической бюрократической структуре страны, регулируемой формальными правилами. Процесс институционализации экспериментирования начался в начале 2010-х гг. в ответ на общенациональное продвижение «проектирования на высшем уровне» и верховенства закона с китайской спецификой. Институционализация укрепила процедурную стабильность, законность и политическую подотчетность практики экспериментального принятия политических решений в Китае. Вопреки популярному толкованию этого изменения в стилях разработки политики как признака политической децентрализации, ЭЗСР показывает, что основанная на правилах экспериментальная политики по-прежнему во многом продолжает наследие традиционной модели и может функционировать в качестве лаборатории для тестирования экспериментов по реформированию политики в Китае.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025;12(1):7-21
pages 7-21 views

Подсистема информационного взаимодействия в системе сбора медицинских статистических данных

Лисненко А.А., Асмус В.А., Асмус Т.А.

Аннотация

Цель исследования - описать конфигурацию и топологию брокера сообщений для асинхронной и надежной передачи данных в подсистеме информационного взаимодействия в рамках модернизации системы сбора и обработки медицинских статистических данных. Использована информация из нормативно-правовых актов, федерального закона в сфере здравоохранения, а также актуальные исследования в области передачи данных. В рамках цифровой трансформации системы здравоохранения осуществляется оптимизация процесса сбора медицинских статистических данных, одним из инструментов оптимизации является внедрение электронного медицинского документооборота, где каждый документ представлен в виде структурированного электронного медицинского документа. Главные преимущества оптимизации - возможность получать информацию в режиме реального времени, асинхронность процесса обмена сообщениями и упорядочение потока медицинских данных во времени. Для обеспечения работы информационной системы необходимо настроить подсистему информационного взаимодействия между источниками медицинских данных и центрами их обработки. В качестве такой подсистемы авторы предложили использовать программу-посредник для асинхронной передачи сообщений. Программа, реализующая паттерн проектирования, - брокер сообщений. Описаны преимущества брокера сообщений Apache Kafka. Внедрение подобной подсистемы позволяет изменить систему информационного взаимодействия между административными уровнями, таким образом, что верхние уровни могут напрямую получать исходные необработанные данные с нижних уровней. При этом количество кластеров Apache Kafka зависит от количества административных единиц, за которыми закреплены медицинские учреждения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025;12(1):22-28
pages 22-28 views

Колониальное наследие и городское развитие: исследование системы местного самоуправления Зимбабве

Марумахоко С., Нхеде Н.Т.

Аннотация

Показано, каким образом колониальная политика и практика повлияли на современные структуры управления, городское планирование и проблемы развития, обеспечив важную основу для анализа продолжающихся последствий колониализма в Зимбабве. В основу исследования положены качественные методы и использование архивных материалов. Также были использованы следующие подходы и концепции: постколониальный, зависимое развитие, инклюзивный урбанизм, теории устойчивого городского развития, городская политическая экология, глобализация и урбанизация, неформальная экономика, а также теории деколонизации городского планирования. Отмечено, что колониальное прошлое Зимбабве действительно оставило после себя сложный след из постоянных проблем в местных системах городского управления, включая пространственную сегрегацию, экономическое неравенство и напряженность.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025;12(1):29-46
pages 29-46 views

Использование технологии блокчейн для сохранения культурного наследия: влияние на политические процессы

Громыко Д.А.

Аннотация

Проблема доверия к власти одна из актуальнейших в современном мире. Культурное наследие и управленческие решения, связанные с его учетом и сохранением, зачастую оказывают непосредственное влияние на политические процессы как внутри страны, так в международных отношениях. Отношение населения к политической системе страны, в т.ч. и доверие людей к правящей элите напрямую зависят от предпринимаемых властями мер по охране культурных ценностей. Повышение уровня доверия в обществе является одной из основных задач, решаемых новыми технологиями. Настоящей революцией в мире информационных технологий стал блокчейн, или распределенные реестры, которые нашли применение во многих сферах, в частности при реализации механизмов учета и охраны предметов искусств и культурного наследия. Представлено описание существующих решений по учету и охране культурного наследия с использованием технологии блокчейн. Доказывается, что использование технологии блокчейн в этой сфере может помочь и в решении проблемы доверия, так как обеспечивает прозрачность и надежность в учете и сохранении культурного наследия, делает информацию о культурных объектах и событиях доступной для общества, что в целом способствует увеличению доверия к правящим структурам. Отмечено, что внедрение технологии блокчейн однозначно приведет к уменьшению коррупционных рисков в сфере культурного наследия, что в свою очередь будет способствовать более честному управлению культурным наследием и, как следствие, более доверительному отношению населения к властям и их инициативам.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025;12(1):47-70
pages 47-70 views

Влияние неполитических организаций на деятельность формализованных политических институтов в современной Японии

Рослякова А.С., Ледовская О.А.

Аннотация

Цель исследования - определение механизмов влияния южнокорейской христианской организации националистического толка «Церковь Объединения»1 на территории Японии, в особенности на социально-политические аспекты внутрияпонских процессов. Обосновывается, что посредством иерархической дисциплины, присущей религиозным структурам, в ходе избирательных кампаний могут быть созданы организованные блоки голосов, способные оказывать влияние на их исход. Сделан вывод о том, что, несмотря на недовольство населения Японии, распустить японское отделение организации не представляется возможным. Во-первых, не раз были раскрыты связи данной религиозной структуры с японскими политическими деятелями, следовательно контакты носят системный характер. Во-вторых, поскольку темой общественных дискуссий организация стала после убийства бывшего премьер-министра страны Синдзо Абэ, совершенного пострадавшим от ее деятельности, в случае положительного решения о роспуске японского отделения, радикально настроенным группам и лицам будет, по сути, дан сигнал о том, что доносить свои требования до правительства можно с помощью силы, что может негативным образом повлиять на общественный порядок в стране.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025;12(1):71-89
pages 71-89 views

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ

Роль интеграции технологий и компетенций в стратегическом управлении образовательной политикой

Ушакова М.О., Чура М.Н., Баев М.И.

Аннотация

Современный образовательный процесс претерпевает значительные изменения, вызванные внутренними трансформациями педагогических подходов и внешними факторами, такими как технологическое развитие и изменяющиеся социокультурные требования. Эти вызовы особенно актуальны при подготовке кадров медиа специальностей, где требуется не только глубокое понимание теоретических аспектов, но и навыки критического мышления, высокого эмоционального интеллекта (ЭИ) и технологической грамотности. Рассмотрены возможности интеграции начитанности, ЭИ и искусственного интеллекта (ИИ) в стратегическое управление образовательным процессом. Актуальность исследования заключается в необходимости комплексного подхода к подготовке медиаспециалистов, включающего когнитивные, эмоциональные и технологические аспекты. Представлены практические примеры применения интеграции: адаптивные учебные маршруты, поддержка эмоционального благополучия студентов, развитие критического мышления через анализ медийных текстов. Интеграция начитанности, ЭИ и ИИ позволяет создавать более гибкие и персонализированные образовательные стратегии. Это исследование подчеркивает синергетический эффект такого подхода, предлагая новые возможности для подготовки специалистов, способных успешно работать в условиях сложного и быстро меняющегося медийного пространства. Исследование вносит вклад в развитие образовательного менеджмента, раскрывая перспективы применения технологий и гуманистических подходов в обучении.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025;12(1):90-99
pages 90-99 views

Медиэкологический подход в контексте государственной и муниципальной политики профессионального образования

Амелина А.А., Ильина А.Ю., Чжан И.

Аннотация

Рассмотрена интеграция принципов медиаэкологии в образовательную политику и практику, в частности в рамках государственных и муниципальных инициатив, направленных на улучшение профессионального образования. Медиаэкология как междисциплинарный подход изучает влияние медийных сред на поведение человека, культуру и образовательные процессы. Исследование подчеркивает значимость медиаэкологии в развитии медиаграмотности, критического мышления и творческих способностей у студентов. Выделена роль государственных и муниципальных органов власти в продвижении медиаобразования через инновационные программы, подготовку учителей и партнерство с образовательными учреждениями и частными организациями. Примером служит проект «Медиакласс в московской школе», демонстрирующий, как муниципальная поддержка может повысить качество образования. Проект достиг значительных результатов, включая улучшение успеваемости учащихся на специализированных экзаменах, увеличение участия в предпрофессиональных мероприятиях и рост числа высокоуспевающих студентов. Эти результаты подтверждают эффективность совместных усилий по согласованию образовательной политики с принципами медиаэкологии. Кроме того, исследование акцентирует внимание на важности обеспечения учителей необходимыми профессиональными компетенциями для внедрения медиаэкологических практик. Создание благоприятной информационной среды в школах позволяет защитить учащихся от вредного влияния медиа, одновременно используя цифровые инструменты для их образовательного и профессионального развития. Сделан вывод о том, что применение принципов медиаэкологии в профессиональном образовании не только повышает вовлеченность учащихся и улучшает образовательные результаты, но и готовит их к активному участию в информационном обществе. Стратегическое сотрудничество между педагогами, местными властями и заинтересованными сторонами является ключевым для поддержания этих инноваций и обеспечения успешной интеграции медиаграмотности в государственную и муниципальную образовательную политику.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025;12(1):100-105
pages 100-105 views

Цифровизация инклюзивного образования: подходы к управлению и политическим инициативам на государственном и муниципальном уровнях

Бунь Т.Н., Кузнецова Ю.С., Заец В.Р.

Аннотация

Проанализирована роль инклюзивного образования в контексте цифровизации, при этом особое внимание уделяется медиаклассам как инновационному решению. Инклюзивное образование направлено на обеспечение равных возможностей для обучения учащихся с ограниченными возможностями, создание доступной образовательной среды и содействие их социальной интеграции. Медиаклассы, благодаря использованию цифровых платформ и адаптивных технологий, предлагают персонализированную образовательную среду, отвечающую разнообразным потребностям учащихся. Это включает в себя доступ к современным инструментам, которые поддерживают как теоретическое обучение, так и развитие практических навыков: цифровую грамотность и создание мультимедийного контента. Особое внимание уделено роли цифровых платформ в повышении доступности, персонализации и вовлеченности в процесс обучения. Использование таких технологий, как программы для чтения с экрана, синтезаторы речи и системы управления обучением, повышает качество образовательных услуг. Адаптивные инструменты позволяют учащимся с сенсорными, когнитивными или физическими недостатками получать доступ к учебным материалам в удобных для них форматах, что способствует их автономии и самоорганизации. Несмотря на достижения, отмечены существующие проблемы, в т.ч. отсутствие инфраструктуры, недостаточная подготовка преподавателей и ограниченное финансирование. Для преодоления этих барьеров предложен стратегический подход к развитию инфраструктуры, подготовке учителей и адаптации учебных программ. В заключение подчеркнуто то, что медиаклассы с использованием цифровых технологий предоставляют учащимся с ограниченными возможностями не только доступ к образованию, но и возможности для профессиональной подготовки и социальной интеграции. Это способствует развитию навыков, востребованных в современном медиапространстве, и успешной интеграции таких студентов в профессиональную среду и общество. Для дальнейшего развития инклюзивного образования важно продолжать совершенствовать техническую инфраструктуру, обучать учителей использованию инновационных методов и обеспечивать устойчивое внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Комплексный подход к медиаобразованию обеспечит равные возможности и станет основой для создания более инклюзивного и справедливого общества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025;12(1):106-114
pages 106-114 views

Трансформация учебного процесса: управление интеграцией цифровых технологий и современных образовательных стратегий

Голованова Н.И., Смирнова Е.А.

Аннотация

В условиях стремительного развития цифровых технологий и их активного внедрения в образовательные процессы управление цифровой трансформацией становится одной из важнейших задач современной образовательной системы. Изменения, вызванные цифровизацией, требуют пересмотра устоявшихся подходов к обучению, внедрения инновационных методик преподавания и эффективного управления процессами интеграции цифровых инструментов. Подняты вопросы, связанные с разработкой и реализацией управленческих механизмов, направленных на успешное внедрение цифровых технологий и современных образовательных стратегий в учебный процесс. Особое внимание уделено анализу ключевых подходов, способствующих адаптации образовательных учреждений к вызовам цифровой эпохи. Рассмотрены примеры применения передовых технологий: виртуальная и дополненная реальность, интерактивные образовательные платформы, проектно-ориентированное обучение, а также другие инструменты развития у учащихся критического мышления, креативности, цифровой грамотности и навыков работы в коллективе. Эти подходы, обогащая образовательный процесс, делают его более адаптивным и эффективным. Подчеркнута значимость обеспечивающей создание благоприятных условий для интеграции инноваций государственной и муниципальной поддержки, включая развитие инфраструктуры, повышение квалификации педагогов и предоставление ресурсов для внедрения цифровых решений. Подтверждается необходимость постоянного мониторинга результатов внедрения технологий и образовательных стратегий для их дальнейшей оптимизации. Сделан акцент на выявлении факторов результативности управления процессами трансформации образования, сформулированы рекомендации для повышения эффективности работы образовательных учреждений. Исследование вносит вклад в развитие теории и практики управления образовательными системами в условиях цифровой трансформации, предоставляя инструменты и подходы, которые будут полезны исследователям, преподавателям и руководителям образовательных

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025;12(1):115-125
pages 115-125 views

Модель предпрофессиональной подготовки специалистов: управление проектом «Медиакласс в московской школе» как пример реализации государственной и муниципальной политики в сфере образования

Сазонов А.В., Светлова А.А., Морозов С.В.

Аннотация

Представлен анализ развития предпрофессионального образования в Москве с акцентом на реализацию проекта «Медиакласс в московской школе» как примера успешной интеграции медиатехнологий в образовательный процесс. Рассмотрены ключевые управленческие решения, такие как стандартизация образовательных маршрутов, разработка специализированных и дополнительных учебных пособий и программ, а также взаимодействие школ с университетами и предприятиями. Особое внимание уделено возрастающей роли муниципальной поддержки, которая обеспечивает единство образовательных подходов и координацию действий между образовательными учреждениями и внешними партнерами. Авторы изучили образовательные потребности и интересы учащихся медиаклассов московских школ по результатам проведенного анкетирования. Определены наиболее востребованные среди школьников направления обучения, в т.ч. производство медиа, журналистика, фото- и видеосъемка. Сделан вывод о том, что практико-ориентированный подход к обучению, предполагающий участие в специализированных курсах и взаимодействие с профессиональной средой, помогает развить у школьников необходимые компетенции для работы в медиаиндустрии. Представлена модель комплексного обучения школьников, основанная на интеграции теоретических знаний и практических навыков. Подчеркнута важность проектной деятельности и междисциплинарного подхода, которые способствуют развитию критического мышления, креативности и профориентации. Авторы приходят к выводу, что важно консолидировать усилия государственных органов, образовательных учреждений и отраслевых партнеров для дальнейшей подготовки высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к требованиям цифровой экономики. Подчеркнута необходимость дальнейших исследований долгосрочного влияния предпрофессионального образования на карьерные перспективы выпускников медиаклассов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025;12(1):126-137
pages 126-137 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».