Гибридные среды обучения студентов инженерных специальностей основам работы с геодезическим оборудованием

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В статье описывается подход к решению актуальной проблемы выявления эффективных и одобряемых студентами средств смешанного обучения на начальных этапах работы с оборудованием для курсов инженерного образования. Целью исследования послужила проверка применимости гибридных сред упрощенной конфигурации для обучения работе с геодезическим оборудованием на основе интерактивных виртуальных средств обучения и мобильных устройств студентов архитектурно-строительного университета. Методология. Вариант гибридных лабораторий с виртуальным компонентом и переменным (стационарным или мобильным) физическим компонентом является достаточно новым для педагогических исследований. Физическая составляющая важна при обучении использованию геодезического оборудования, поскольку в университетских лабораториях изучаются стационарные устройства, тогда как в реальной геодезической практике используются портативные аналоги. Виртуальная составляющая гибридной среды при начальной работе с инженерным оборудованием может быть представлена набором мультимедийных средств обучения, которые имитируют работу инженерных приборов и устройств с высокой степенью интерактивности, доступных на одной онлайн-платформе для конкретного инженерного курса. Результаты. В ходе исследования установлено, что представленная конфигурация гибридной среды эффективно применима для начальной работы с геодезическим оборудованием и одобряется студентами как при проведении лабораторных работ в стационарной лаборатории, так и при использовании портативного оборудования и мобильных устройств на геодезической практике. Заключение. Для начальных этапов обучения студентов работе с геодезическим оборудованием предлагается конфигурация гибридной среды обучения, основанная на интерактивных виртуальных средствах обучения и мобильных устройствах, что является доступным и функциональным решением для инженерных вузов. Виртуальные электронные средства обучения могут быть аккумулированы на сайте с онлайн-поддержкой отдельного инженерного курса и дополнены средствами дистанционного взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студентов. Гибридную среду можно использовать для начального обучения работе в стационарной лаборатории, проведения профессиональной деловой игры или индивидуальных практических заданий на местности с переносным геодезическим оборудованием.

Об авторах

Елена Валерьевна Дудышева

Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина

Автор, ответственный за переписку.
Email: dudysheva@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики, физики, информатики

Российская Федерация, 659333, Бийск, ул. Владимира Короленко, 53

Ольга Валентиновна Солнышкова

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

Email: o_sonen@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой инженерной геодезии

Российская Федерация, 630008, Новосибирск, ул. Ленинградская, 113

Список литературы

  1. Alexeychik LV, Zhokhova MP, Mikheev DV, Karpunina MV. Electrotechnical laboratory: from physical experiment to virtual scenario. Proceedings of 4th International Conference on Information Technologies in Engineering Education (INFORINO). 2018;8581853.
  2. Auer M, Pester A, Ursutiu D, Samoila C. Distributed virtual and remote labs in engineering. Proceedings of Industrial Technology – IEEE International Conference. 2003;2:1208–1213.
  3. Bowyer J, Chambers L. Evaluating blended learning: bringing the elements together. Research Matters, UCLES. 2017;23:17–26.
  4. Crompton H, Burke D. The use of mobile learning in higher education: a systematic review. COMPUT EDUC. 2019;123(1):53–64.
  5. Grindei L, Vlaicu A, Orza B, Topa V, Munteanu C. On line web course for engineering. Proceedings of ACOS 07 – 6th WSEAS International Conference on Applied Computer Science (p. 66). 2007.
  6. Delialioğlu Ö. Student engagement in blended learning environments with lecture-based and problem-based instructional approaches. JET&S. 2012;15(3):310–322.
  7. De Souza e Silva A. From Cyber to Hybrid. Space and Culture. 2006;9(3):261–278.
  8. Elawady Y, Tolba A. Educational Objectives of Different Laboratory Types: A Comparative Study. IJCSIS. 2009;6(2):89–96.
  9. El-Mowafy A, Kuhn M, Snow T. Blended learning in higher education: current and future challenges in surveying education. Issues in Educational Research. 2013;23(2):132–150.
  10. Estriegana-Valdehita R, Barchino Plata R, Medina-Merodio J-A. Educational technology in flipped course design. IJEE. 2017;33(4):1199–1212.
  11. Hernandez-de-Menendez M, Vallejo Guevara A, Morales-Menendez R. Virtual reality laboratories: a review of experiences. IJIDEM. 2019;13(3):947–966.
  12. Henke K, Ostendorff S, Wuttke H-D, Vietzke T, Lutze C. Fields of applications for hybrid online labs. iJOE. 2013;9:1–8.
  13. Klemes JJ, Varbanov PS, Lam HL. Improving learners engagement with use of hybrid approaches in engineering education. Proceedings of 4th International Conference on Process Integration, Modeling and Optimization for Energy Saving and Pollution Reduction (PRES). 2011;25:471.
  14. Olympiou G, Zacharia ZC. Blending physical and virtual manipulatives: An effort to improve students' conceptual understanding through science laboratory experimentation. Science Education. 2012;96(1):21–47.
  15. Potkonjak V, Gardner M, Callaghan V, Mattila P, Guetl C, Petrovi VM, Jovanovi K. Virtual laboratories for education in science, technology, and engineering: a review. Computers & Education. 2016;95:309–327.
  16. Rivera LFZ, Larrondo-Petrie MM. Models of remote laboratories and collaborative roles for learning environments. Proceedings of 13th International Conference on Remote Engineering and Virtual Instrumentation (REV) (p. 423–429). 2016.
  17. Salzmann C, Gillet D. Remote labs and social media: agile aggregation and exploi- tation in higher engineering education. IEEE EDUCON Education Engineering 2011 (p. 307–311). 2011.
  18. Solnyshkova O, Dudysheva E. Interactive multimedia educational resources for training of students of architectural and civil engineering university at working with geodetic equipment. Proceedings of 4th International Conference on Information Technologies in Engineering Education (INFORINO). 2018;8581861.
  19. Šimonová I. Mobile-assisted ESP learning in technical education. JoLaCE. 2015;3(3):1–15.
  20. Tawfik M, Salzmann C, Gillet D, Lowe D, Saliah-Hassane H, Sancristobal E, Castro M. Laboratory as a service (LaaS): a novel paradigm for developing and implementing modular remote laboratories. iJOE. 2014;10(4):13–21.
  21. Žuvić M, Rončević N, Nemcanin D, Nebic Z. Blended e-learning in higher education: research on students’ perspective. Issues in Informing Science and Information Technology. 2011;8:409–429.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».