Разработка базовых принципов дистанционной формы обучения математике в основной и старшей школах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная проблема организации дистанционного обучения, в частности обучения математике. С опорой на теоретический анализ литературы и опыт преподавания разработаны принципы дистанционной формы обучения математике в основной и старшей школах, даны рекомендации по созданию эффективного взаимодействия учителя и обучающихся в режиме онлайнобучения. Методология. Определение подходов к созданию принципов дистанционной формы обучения математике в основной и старшей школах осуществлено посредством анализа научной литературы и практической деятельности, опытного преподавания и анкетирования работников просвещения. Результаты. Работа имеет практическую значимость для общеобразовательных учреждений: проведен анализ наиболее востребованных электронных образовательных ресурсов и программного обеспечения для преподавания математики, показано, как организовать процесс обучения в дистанционном формате. Приведены результаты локального эксперимента в рамках реализации разработанных принципов дистанционной формы обучения математике на базе ГБОУ «Школа № 1234» г. Москвы. Заключение. Применение разработанных принципов позволит обеспечить эффективный переход с очного обучения математике в основной и старшей школах на дистанционный формат, а рациональное использование электронных образовательных ресурсов и программного обеспечения с учетом составленных рекомендаций (например, принципа базовых знаний ПК, принципов полноты, системности, интерактивности и др.) будет способствовать оптимизации рабочего времени педагога без снижения качества обучения и взаимодействия с обучающимися.

Об авторах

Александр Александрович Жданов

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: jdanov.a.a@yandex.ru

аспирант кафедры высшей математики и методики преподавания математики

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Список литературы

  1. Gusev VA. Teoriya i metodika obucheniya matematike: psihologo-pedagogicheskie osnovyi [Theory and technique of training in mathematics: psychology and pedagogical bases]. Мoscow: Laboratoriya znanij Publ.; 2017.
  2. Denisheva LO, Zakharova AE, Zubareva II, Kochagina MN, Savinczeva NV, Fedorova NE. Teoriya i metodika obucheniya matematike v shkole [Theory and methodology of teaching mathematics at school]. Мoscow: Laboratoriya znanij Publ.; 2011.
  3. Denisheva LO, Koreshkova TA, Mikhalyova TG. Razrabotka pedagogicheskikh testov po matematike [Development of pedagogical tests in mathematics]. Moscow: VAKO Publ.; 2014.
  4. Denischeva LO, Zhdanov AA. Metodika obucheniya matematike dlya sredney (starshey) shkolyi, osnovannaya na ispolzovanii MESH [Methods of teaching mathematics for middle (high) school, based on the use of MESH]. Мoscow: Kniga-Memuar Publ.; 2019.
  5. Denischeva LO, Semenyachenko YuA, Fedoseeva ZR. Konstruirovanie stsenariev urokov matematiki s ispolzovaniem resursov MESH [Constructing scripts for math lessons using MESH resources]. Мoscow: Kniga-Memuar Publ.; 2019.
  6. Denischeva LO, Semenyachenko YuA, Fedoseeva ZR, Zhdanov AA, Zakharova TA. Model' proektirovaniya resursov Moskovskoj elektronnoj shkoly po predmetnoj oblasti “Matematika” osnovnogo obshchego obrazovaniya [Model of designing resources of Moscow E-School in the subject area “Mathematics” of basic general education]. RUDN Journal of Informatization in Education. 2019;16(3):257–269.
  7. Zhdanov AA. Nuzhny li domashnie zadaniya? Sekrety effektivnykh domashnikh rabot [Do we need homework? The secret of effective home assignments]. Forum “Shkola 20:35” v ramkah Dnej nauki MGPU [Forum “School 20:35” in the framework of the Days of Science, Moscow State Pedagogical University]: collected papers (pp. 85–94). Moscow: MGPU Publ.; 2019.
  8. Zhdanov AA. Moskovskaya elektronnaya shkola: instruktsiya po primeneniyu [Moscow E-School: instructions for use]. Available from: http://www.mathedu.ru/lib/books/ zhdanov_mesh_instruktsiya_po_primeneniyu_2018/ (accessed: 28.03.2020).
  9. Medvedeva OS. Psihologo-pedagogicheskie osnovyi obucheniya matematike. Teoriya, metodika, praktika [Psychology and pedagogical bases of training in mathematics. Theory, technique, practice]: practical guide. Moscow: Laboratoriya znanij Publ.; 2015.
  10. Orlova VV, Snegurovoj VI. (Eds.). Metodika obucheniya matematike. Praktikum [Technique of training in mathematics. Practical work]: textbook. Moscow: Yurajt Publ.; 2019.
  11. Ovchinnikova KR. Didakticheskoe proektirovanie elektronnogo uchebnika v vyisshey shkole: teoriya i praktika [Didactic design of the electronic textbook at the higher school: theory and practice]: textbook. Moscow: Yurajt Publ.; 2019.
  12. Khusyainov TM. Istoriya razvitiya i rasprostraneniya distanczionnogo obrazovaniya [The history of development and spread of distant learning]. Pedagogika i prosveshchenie [Pedagogy and enlightenment]. 2014;(4):30–41.
  13. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart osnovnogo obschego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Basic General Education]. Available from: http:// минобрнауки.рф/документы/938 (accessed: 28.03.2020).
  14. Biblioteka “Moskovskoj elektronnoj shkoly” (MESH) [The library of Moscow E-School]. Available from: http://www.uchebnik.mos.ru (accessed: 28.03.2020).
  15. Distanczionnoe i elektronnoe obuchenie [Distant and electronic learning]. Available from: http://distance.mosedu.ru/ (accessed: 28.03.2020).
  16. Moskovskaya elektronnaya shkola. Informacionnaya i metodicheskaya podderzhka proekta [Moscow electronic school. Information and methodological support of the project]. Available from: http://mes.mosedu.ru/ (accessed: 28.03.2020).
  17. Moskovskaya elektronnaya shkola [Moscow electronic school]. Available from: http://www.1-mok.ru/mesh/ (accessed: 28.03.2020).
  18. Obrazovatelnyj portal dlya podgotovki k ekzamenam “Sdam GIA: reshu VPR, OGE, EGE i CzT” [Educational portal for preparing for exams “I will pass the State Automobile Inspection: I will solve VPR, OGE, EGE and CT”]. Available from: https:// sdamgia.ru/ (accessed: 28.03.2020).
  19. Rossijskaya elektronnaya shkola [Russian electronic school]. Available from: https:// resh.edu.ru/ (accessed: 28.03.2020).
  20. Cifrovoj obrazovatel'nyj resurs dlya shkol “YaKlass” [Digital educational resource for schools “YaKlass”. Available from: https://www.yaklass.ru/ (accessed: 28.03.2020).
  21. Yandeks.Uroki [Yandex.Tutorials]. Available from: https://school.yandex.ru/lessons (accessed: 28.03.2020).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».