Формирование цифровой исследовательской компетентности будущего учителя математики в рамках проектной деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Формирование цифровой образовательной среды уже на уровне школьного образования является необходимым условием успешного решения задачи подготовки кадров для цифровой экономики, приоритетным направлением проекта «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование». Применение специализированных программных продуктов при обучении математике играет важную роль в интеллектуальном развитии обучающихся, включая школьников, обладающих высоким уровнем математических способностей и требующих индивидуализированного подхода в обучении. Как никогда ранее актуальной для вузов, ведущих подготовку учителей, становится проблема формирования соответствующей профессиональной компетентности у студентов - будущих учителей математики. Цели исследования - анализ опыта формирования у студентов специальной цифровой исследовательской компетентности в рамках выполнения ими проектных заданий с применением цифровых технологий и формулировка предложений по совершенствованию процесса освоения будущими учителями математики цифровых инструментов обучения геометрии на этапе получения ими высшего образования. Методология: осуществлен анализ возможностей применения системы динамической геометрии GeoGebra в математических практико-ориентированных проектных исследованиях студентов - будущих учителей математики. В ходе выполнения проектных заданий применялись методы экспериментальной математики и визуализации геометрических объектов. Результаты: изучены возможности применения специализированных динамических систем геометрии для организации проектно-исследовательской деятельности студентов; спроектирована и апробирована сквозная предметно-методическая линия овладения будущими учителями математики компетенциями в области разработки и применения цифровых образовательных ресурсов обучения геометрии, навыками организации проектной деятельности учащихся, обладающих высоким уровнем математических способностей; предложены индивидуализированные подходы к обучению самих студентов, будущих учителей математики, в контексте формирования их готовности к профессиональной деятельности в условиях развития индивидуализации школьного образования. Заключение: представлен практический опыт применения цифровых инструментов студентами в практико-ориентированных проектных исследованиях, проведение которых привело к интересным результатам, обладающим элементами новизны.

Об авторах

Елена Николаевна Алексеева

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Автор, ответственный за переписку.
Email: alexeeva_e_n@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-8294-4079

кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по учебной деятельности, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике

Российская Федерация, 302026, Орел, ул. Комсомольская, д. 95

Список литературы

  1. Bezumova OL. Teaching geometry using GeoGebra capabilities. Arkhangelsk: KIRA Publ.; 2011. (In Russ.)
  2. Tankevich LM, Shklyar AE. GeoGebra as the tool for solving stereometric problems. Young Scientist. 2018;(11):53‒57. (In Russ.)
  3. Dalinger VA. Digital educational resources in the service of geometry teaching methods in school. Information and Education: Boundaries of Communications INFO. 2020;(12): 47–50. (In Russ.)
  4. Antsiferova AV, Mayer VR. “Living geometry” as a means of developing students’ research skills in the conditions of individual-oriented learning. Vestnik KSPU im. V.P. Astafieva. 2010;(2):9–15. (In Russ.)
  5. Bychkova DD. Formation of professional competencies among future subject teachers in the field of creating digital educational resources. Computer Science and Education. 2021;(3):23‒30. (In Russ.) https://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-3-23-30
  6. Weindorf-Sysoeva ME, Subocheva ML. Model of multi-level training of teaching staff for professional activities in the conditions of digital learning. Homo Cyberus. 2019;(2):44–55. (In Russ.)
  7. Grebenyuk TB. Preparing a future teacher for the digitalization of education as a pedagogical problem. Kaliningrad Bulletin of Education. 2020;(2):20–27. (In Russ.)
  8. Grossman P, Dean CGP, Kavanagh SS, Herrmann Z. Preparing teachers for project-based teaching. Phi Delta Kappan. 2019;100(7):43–48. https://doi.org/10.1177%2F0031721719841338
  9. Rahmania I. Project based learning (PjBL) learning model with STEM approach in natural science learning for the 21st century. Budapest International Research and Critics University Journal. 2021;4(1):1161‒1167.
  10. Safuanov IS, Galyamova EKh. The influence of modern information technologies on methods, forms and means of implementation of methodological training for future teacher of mathematics. Bulletin of the Moscow City University. Series: Informatics and Informatization of Edication. 2011;(2):86‒90. (In Russ.)
  11. Shashkina MB. Peculiarities of the information technologies’ use in the preparation of a future mathematics teacher at the present stage. Vestnik KSPU im. V.P. Astafieva. 2013;(1):228–231. (In Russ.)
  12. Bogdanova EA, Bogdanov PS, Bogdanov SN. Implementation of research work of future mathematics teachers with the use of GeoGebra system of dynamic mathematics. RUDN Journal of Informatization in Education. 2023;20(2):207–220. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-2-207-220
  13. Alekseeva EN. Principles of methodological preparation of a future mathematics teacher for working in conditions of individualization of education. Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2022;(4):162‒179. (In Russ.) http://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-4-87-99
  14. Gorshkov SB. Centers of gravity and geometry. Moscow: MTsNMO Publ.; 2015. (In Russ.)
  15. Alekseeva EN, Savateeva ES. Using the GeoGebra program in teaching solving Olympiad problems in geometry for future mathematics teachers. Digital Tools in Education: Collection of Articles Based on the Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, April 6–7, 2023. Surgut: Surgut State Pedagogical University; 2023. p. 93–97. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».