Определение подходов к комплексному исследованию информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования
- Авторы: Гриншкун В.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 16, № 1 (2019)
- Страницы: 12-21
- Раздел: ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333485
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-1-12-21
- ID: 333485
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная проблема отсутствия оценки современного состояния и эффективности функционирования информационной образовательной среды отдельных образовательных организаций на региональном и общегосударственном уровнях. Целью исследования являлось определение подходов к оценке состояния подобной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Методология. Определение подходов к оценке современного этапа становления и развития информационных образовательных сред осуществлено на основе метода моделирования, аналитической деятельности, использования элементов теории графов, анализа научной литературы. Предусмотрено применение телекоммуникационных технологий для сбора необходимых сведений. Результаты. Разработаны и описаны этапы и технологии для проведения комплексного исследования состояния информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Такие этапы включают в себя предварительное построение научно-обоснованной модели, разработку компьютерного инструментария, включающего шаблоны анкет для опросов работников и обучающихся образовательных организаций, сбор и статистическую обработку данных, сравнительный анализ существующего этапа развития информационной образовательной среды и результатов, ранее проведенных исследований, публикацию результатов анализа и вырабатываемых рекомендаций в телекоммуникационных сетях. Предложенная технология предусматривает возможность унифицированного сбора и публикации сведений о примерах наиболее эффективного практического опыта формирования и использования информационных образовательных сред. Заключение. Применение разработанных подходов позволит определить меры, направленные на повышение эффективности проектов по формированию и развитию информационных образовательных сред, будет способствовать более точному прогнозированию перспектив информатизации образования.
Об авторах
Вадим Валерьевич Гриншкун
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: vadim@grinshkun.ru
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий в непрерывном образовании
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Abdurazakov M.M., Gadzhiev D.D., Cvetkova O.N., Tokmazov G.V. Faktory, vliyayushchie na soderzhanie i harakter professional’noj deyatel’nosti sovremennogo uchitelya v informacionnoobrazovatel’noj srede [Factors affecting the contents and character of professional activity of the modern teacher in the information educational environment]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2018. No. 10. Pp. 42—51.
- Bulatova E.M. Deyatel’nost’ pedagoga v informacionno-obrazovatel’noj srede uchebnogo zavedeniya [Activity of the teacher in the information educational environment of educational institution]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2018. No. 4(46). Pp. 71—76.
- Vodyanenko G.R. Informacionnaya obrazovatel’naya sreda shkoly [Information educational environment of the school]. Vestnik sovremennoj nauki [Bulletin of modern science]. 2015. No. 8(8). Pp. 120—124.
- Vyazankova V.V., Shaposhnikova T.L. Informacionno-obrazovatel’naya sreda kak faktor stanovleniya informacionnoj kompetentnosti studentov [Information educational environment as a factor of formation of information competence of students]: monografiya. Krasnodar: KGTU, 2018. 165 p.
- Grigoriev V.Y. Problemy identifikacii pervichnyh dannyh pri analize regional’nogo obrazovaniya [Problem of identification of primary data in the analysis of the regional education]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2018. No. 2(44). Pp. 33—39.
- Grigoriev S.G., Grinshkun V.V., Remorenko I.M. «Umnaya auditoriya»: ot integracii tekhnologij k integracii principov [“Smart audience”: from the integration of technologies to integrate the principles of]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2013. No. 10. Pp. 3—8.
- Kondakov A.M., Vavilova A.A., Grigoriev S.G., Grinshkun V.V., Dronov V.P. i dr. Koncepciya sovershenstvovaniya (modernizacii) edinoj informacionnoj obrazovatel’noj sredy, obespechivayushchej realizaciyu nacional’nyh strategij razvitiya Rossijskoj Federacii [Concept of improvement (modernization) of a unified educational information environment for the implementation of national strategies for the development of the Russian Federation]. Pedagogika [Pedagogy]. 2018. No. 4. Pp. 98—125.
- Privalov A.N., Romanov V.A., Kitaev A.A. Informacionnye tekhnologii i informacionnoobrazovatel’naya sreda pedagogicheskogo vuza [Information technologies and informationeducational environment of pedagogical University]. Molodezh’. Obrazovanie. Nauka [Youth. Education. Science]. 2017. Vol. 1. No. 1—1. Pp. 46—52.
- Ramazanov R.G. Urovni adaptivnosti pri postroenii i funkcionirovanii setevyh soobshchestv pedagogov [Levels of adaptability in the construction and functioning of network communities of teachers]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2018. No. 1(43). Pp. 105—115.
- Rostovyh D.A., Smol’nikova I.A., Polyanskaya A.V., Grinshkun V.V., Filatova N.I. i dr. Podgotovka i professional’naya deyatel’nost’ uchitelej i prepodavatelej informatiki: kompetentnostnyj podhod [Training and professional activity of teachers and teachers of Informatics: competence approach]: monografiya. M.: RGSU, 2010. 240 p.
- Tihonov A.N., Grinshkun V.V., Zabotnev M.S., Zaslavskaya O.Yu., Ivakin S.N. i dr. Ocenka urovnya informatizacii obshcheobrazovatel’nyh uchrezhdenij Rossii [Evaluation of level of Informatization of educational institutions of Russia]: informacionno-analiticheskie materialy. M.: GNII ITT “Informika”, 2009. 64 p.
- Yanikova Z.M. Tendencii formirovaniya regional’noj informacionnoj sistemy kak osnova realizacii prioritetnogo proekta “Cifrovaya shkola” [Trends in the development of the regional information system as the basis for the implementation of priority national project “Digital school”]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2018. No. 3. Pp. 4—7.
- Abramovich S. From the Teaching Machine Movement to Instrumental Perspective on Technologyimmune/technology-enabled Mathematics Curriculum. Informatics and education. 2018. No. 6. Pp. 58—64.
- Adam I.O., Effah J., Boateng R. Virtualisation of an Administrative Work Environment in Higher Education: Managing Information in a Developing Country University. The Journal of Enterprise Information Management. 2017. Vol. 30. No. 5. Pp. 723—747.
- Lamb R., King J.L., Kling R. Informational Environments: Organizational Contexts of Online Information Use. Journal of the American Society for Information Science & Technology. 2003. Vol. 54. No. 2. P. 97.
- Padmini K. Vitalising Library and Information Science Education: A Challenge in the Digital Information Environment. Lecture Notes in Computer Science. 2002. Vol. 2555. P. 524.
Дополнительные файлы

