Определение подходов к комплексному исследованию информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная проблема отсутствия оценки современного состояния и эффективности функционирования информационной образовательной среды отдельных образовательных организаций на региональном и общегосударственном уровнях. Целью исследования являлось определение подходов к оценке состояния подобной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Методология. Определение подходов к оценке современного этапа становления и развития информационных образовательных сред осуществлено на основе метода моделирования, аналитической деятельности, использования элементов теории графов, анализа научной литературы. Предусмотрено применение телекоммуникационных технологий для сбора необходимых сведений. Результаты. Разработаны и описаны этапы и технологии для проведения комплексного исследования состояния информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Такие этапы включают в себя предварительное построение научно-обоснованной модели, разработку компьютерного инструментария, включающего шаблоны анкет для опросов работников и обучающихся образовательных организаций, сбор и статистическую обработку данных, сравнительный анализ существующего этапа развития информационной образовательной среды и результатов, ранее проведенных исследований, публикацию результатов анализа и вырабатываемых рекомендаций в телекоммуникационных сетях. Предложенная технология предусматривает возможность унифицированного сбора и публикации сведений о примерах наиболее эффективного практического опыта формирования и использования информационных образовательных сред. Заключение. Применение разработанных подходов позволит определить меры, направленные на повышение эффективности проектов по формированию и развитию информационных образовательных сред, будет способствовать более точному прогнозированию перспектив информатизации образования.

Об авторах

Вадим Валерьевич Гриншкун

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: vadim@grinshkun.ru

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий в непрерывном образовании

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Abdurazakov M.M., Gadzhiev D.D., Cvetkova O.N., Tokmazov G.V. Faktory, vliyayushchie na soderzhanie i harakter professional’noj deyatel’nosti sovremennogo uchitelya v informacionnoobrazovatel’noj srede [Factors affecting the contents and character of professional activity of the modern teacher in the information educational environment]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2018. No. 10. Pp. 42—51.
  2. Bulatova E.M. Deyatel’nost’ pedagoga v informacionno-obrazovatel’noj srede uchebnogo zavedeniya [Activity of the teacher in the information educational environment of educational institution]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2018. No. 4(46). Pp. 71—76.
  3. Vodyanenko G.R. Informacionnaya obrazovatel’naya sreda shkoly [Information educational environment of the school]. Vestnik sovremennoj nauki [Bulletin of modern science]. 2015. No. 8(8). Pp. 120—124.
  4. Vyazankova V.V., Shaposhnikova T.L. Informacionno-obrazovatel’naya sreda kak faktor stanovleniya informacionnoj kompetentnosti studentov [Information educational environment as a factor of formation of information competence of students]: monografiya. Krasnodar: KGTU, 2018. 165 p.
  5. Grigoriev V.Y. Problemy identifikacii pervichnyh dannyh pri analize regional’nogo obrazovaniya [Problem of identification of primary data in the analysis of the regional education]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2018. No. 2(44). Pp. 33—39.
  6. Grigoriev S.G., Grinshkun V.V., Remorenko I.M. «Umnaya auditoriya»: ot integracii tekhnologij k integracii principov [“Smart audience”: from the integration of technologies to integrate the principles of]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2013. No. 10. Pp. 3—8.
  7. Kondakov A.M., Vavilova A.A., Grigoriev S.G., Grinshkun V.V., Dronov V.P. i dr. Koncepciya sovershenstvovaniya (modernizacii) edinoj informacionnoj obrazovatel’noj sredy, obespechivayushchej realizaciyu nacional’nyh strategij razvitiya Rossijskoj Federacii [Concept of improvement (modernization) of a unified educational information environment for the implementation of national strategies for the development of the Russian Federation]. Pedagogika [Pedagogy]. 2018. No. 4. Pp. 98—125.
  8. Privalov A.N., Romanov V.A., Kitaev A.A. Informacionnye tekhnologii i informacionnoobrazovatel’naya sreda pedagogicheskogo vuza [Information technologies and informationeducational environment of pedagogical University]. Molodezh’. Obrazovanie. Nauka [Youth. Education. Science]. 2017. Vol. 1. No. 1—1. Pp. 46—52.
  9. Ramazanov R.G. Urovni adaptivnosti pri postroenii i funkcionirovanii setevyh soobshchestv pedagogov [Levels of adaptability in the construction and functioning of network communities of teachers]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2018. No. 1(43). Pp. 105—115.
  10. Rostovyh D.A., Smol’nikova I.A., Polyanskaya A.V., Grinshkun V.V., Filatova N.I. i dr. Podgotovka i professional’naya deyatel’nost’ uchitelej i prepodavatelej informatiki: kompetentnostnyj podhod [Training and professional activity of teachers and teachers of Informatics: competence approach]: monografiya. M.: RGSU, 2010. 240 p.
  11. Tihonov A.N., Grinshkun V.V., Zabotnev M.S., Zaslavskaya O.Yu., Ivakin S.N. i dr. Ocenka urovnya informatizacii obshcheobrazovatel’nyh uchrezhdenij Rossii [Evaluation of level of Informatization of educational institutions of Russia]: informacionno-analiticheskie materialy. M.: GNII ITT “Informika”, 2009. 64 p.
  12. Yanikova Z.M. Tendencii formirovaniya regional’noj informacionnoj sistemy kak osnova realizacii prioritetnogo proekta “Cifrovaya shkola” [Trends in the development of the regional information system as the basis for the implementation of priority national project “Digital school”]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2018. No. 3. Pp. 4—7.
  13. Abramovich S. From the Teaching Machine Movement to Instrumental Perspective on Technologyimmune/technology-enabled Mathematics Curriculum. Informatics and education. 2018. No. 6. Pp. 58—64.
  14. Adam I.O., Effah J., Boateng R. Virtualisation of an Administrative Work Environment in Higher Education: Managing Information in a Developing Country University. The Journal of Enterprise Information Management. 2017. Vol. 30. No. 5. Pp. 723—747.
  15. Lamb R., King J.L., Kling R. Informational Environments: Organizational Contexts of Online Information Use. Journal of the American Society for Information Science & Technology. 2003. Vol. 54. No. 2. P. 97.
  16. Padmini K. Vitalising Library and Information Science Education: A Challenge in the Digital Information Environment. Lecture Notes in Computer Science. 2002. Vol. 2555. P. 524.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».