Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы
- Авторы: Кондаков А.М.1, Костылева А.А.1
-
Учреждения:
- Московский педагогический государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2019)
- Страницы: 207-218
- Раздел: ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333501
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-3-207-218
- ID: 333501
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена исследованию проблемных вопросов, касающихся цифровой идентичности, цифровой самоидентификации личности, цифрового профиля. Поиском ответов на эти вопросы занимаются не только ученые гуманитарного направления, но и специалисты в области государственного управления, финансов, образования, философии и этики, высокотехнологичных секторов экономики, поскольку формирование цифровой идентичности - это сфера личной, общественной, корпоративной и национальной безопасности. Целями описываемого в статье исследования являются определение на основе анализа сложившихся подходов к цифровизации общества возможных проблем в области формирования цифровой идентичности личности и выявление основных путей решения таких проблем. Методология. Проведено аналитическое исследование по выявлению вопросов, характеризующих процессы цифровизации общества. Первый блок вопросов: что такое цифровая идентичность? Каковы ее особенности? Как формируется цифровая идентичность в условиях сетевой коммуникации? Второй блок вопросов: каким образом происходит цифровая самоидентификация личности? Каковы последствия этого процесса для реальной и виртуальной (конвергентной) жизни индивида? Третий блок вопросов: что такое цифровой профиль? Кто провайдер цифрового профиля? В чем заключаются новые возможности и риски использования цифровых профилей? Результаты. В ходе исследования аргументировано, что в условиях цифровой экономики, предполагающей повсеместное использование больших массивов данных, особое значение приобретает решение проблемы контроля над формированием цифровой идентичности гражданина. Начиная с самого раннего возраста, у человека необходимо целенаправленно развивать навыки формирования цифровой идентичности. Единственный способ восстановить полный контроль над цифровой проекцией человека - это сделать все данные о пользователе открытыми для него. Опыт применения соответствующих цифровых профилей порождает новые риски, перечисленные в статье. Заключение. Проблемы цифровой идентичности, цифровой идентификации и цифрового профиля являются темами для серьезного общественно-профессионального и научного обсуждения. Цифровая идентичность оказывает все более возрастающее влияние на жизнь человека и общества. Формирование цифровой идентичности является вопросом личной, общественной и национальной безопасности. Человеку необходимо учиться формировать свою цифровую идентичность.
Об авторах
Александр Михайлович Кондаков
Московский педагогический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: alex.m.kondakov@gmail.com
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Института развития цифрового образования Московского педагогического государственного университета
Российская Федерация, 119048, Москва, ул. Усачева, 64Анна Андреевна Костылева
Московский педагогический государственный университет
Email: kostyleva_anechka@mail.ru
кандидат психологических наук, директор Центра педагогического сетевого взаимодействия Института развития цифрового образования Московского педагогического государственного университета
Российская Федерация, 119048, Москва, ул. Усачева, 64Список литературы
- Appelhans A.V., Pyatakova O.I. Chto takoye tsifrovaya identichnost [What is a digital identity]. Sotsialno-ekonomicheskiye i pravovyye sistemy stran evraziyskoy ekonomicheskoy integratsii: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Socio-economic and legal systems of the Eurasian economic integration countries: materials of the International scientific and practical conference]. Omsk: Sibirskiy institut biznesa i informatsionnykh tekhnologiy. 2019. Pp. 463–466.
- Arpentyeva M.R. Mediatizatsiya zhizni i tsifrovoye kochevnichestvo: tipy tsifrovogo kochevnichestva i ikh identichnost [Mediatization of life and digital nomadism: types of digital nomadism and identity]. Mediaissledovaniya [Media researches]. 2017. No. 4–1. Pp. 5–16.
- Grigoriev S.G., Grinshkun V.V., Remorenko I.M. “Umnaya auditoriya”: ot integratsii tekhnologiy k integratsii printsipov [“Smart audience”: from integration of technologies to integration of principles]. Informatika i obrazovaniye [Informatics and education]. 2013. No. 10. Pp. 3–8.
- Grinshkun V.V., Remorenko I.M. Frontiry “Moskovskoy elektronnoy shkoly” [Frontiers of “Moscow electronic school”]. Informatika i obrazovaniye [Informatics and education]. 2017. No. 7(286). Pp. 3–8.
- Danyluk A.Y., Kondakov A.M. Vospitaniye i sotsializatsiya mladshikh shkolnikov [Education and socialization of younger students]. Pedagogika [Pedagogy]. 2016. No. 5. P. 2.
- Kadyrova S.V., Nemtseva E.A., Tulchinsky G.L. Selfmenedzhment [Self-Management]. Saint Petersburg: Peter Publ., 2013. 238 p.
- Kondakov A.M., Vavilova A.A., Grigoriev S.G., Grinshkun V.V., Dronov V.P. i dr. Kontseptsiya sovershenstvovaniya (modernizatsii) edinoy informatsionnoy obrazovatelnoy sredy, obespechivayushchey realizatsiyu natsionalnykh strategiy razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Concept of improvement (modernization) of a unified educational information environment for the implementation of national strategies for the development of the Russian Federation]. Pedagogika [Pedagogy]. 2018. No. 4. Pp. 98–125.
- Koneva A.V. “Podiumnoye soznaniye” v epokhu kultury razlichiya [“Podium consciousness” in the era of culture differences]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kultury [Proceedings of the Saint Petersburg State Institute of Culture]. 2010. Vol. 189. Pp. 53–58.
- Koneva A.V. “Tsifrovaya identichnost”: protsessy identifikatsii i reprezentatsii v setevoy kommunikatsii [“Digital identity”: processes of identification and representation in network communication]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin]. 2018. No. 1. Pp. 50–60.
- Rostovykh D.A., Smolnikova I.A., Polyanskaya A.V., Grinshkun V.V., Filatova N.I. i dr. Podgotovka i professionalnaya deyatelnost uchiteley i prepodavateley informatiki: kompetentnostnyy podkhod [Training and professional activity of teachers and teachers of informatics: competence approach]. Moscow, 2010. 212 p.
- Solovieva L.N. Tsifrovaya identichnost kak novyy vid identichnosti cheloveka informatsionnoy epokhi [Digital identity as a new type of human identity of the information age]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kultura [Society: philosophy, history, culture]. 2018. No. 12. Pp. 40–43.
- Sologubova G.S. Fundamentalnoye znacheniye identichnosti. Identichnost v tsifrovom mire [Fundamental importance of identity. Identity in the digital world]. http://digitaleconomy.ru/stati/fundamentalnoe-znachenie-identichnosti-identichnost-v-tsifrovommire (accessed: 07.04.2019).
- Shneyder L.B., Symanyuk V.V. Polzovatel v informatsionnoy srede: tsifrovaya identichnost segodnya [User in the information environment: digital identity today]. Psikhologicheskiye issledovaniya [Psychological researches]. 2017. Vol. 10. No. 52. P. 7.
- Birch D.G.W. (ed.). Digital Identity Management. Perspectives on the Technological, Business and Social Implications. Aldershot, Hants: Gower, 2007.
- Lahlou S. Identity, Social Status, Privacy and Face-Keeping in Digital Society. Social Sciences Information. 2008. Vol. 47. No. 3. Pp. 299–330.
- Yang Y., Lewis E., Newmarch J. Profile-Based Digital Identity Management – a Better Way to Combat Fraud. Proceedings of 2010 IEEE International Symposium on Technology and Society, 7–9 June 2010, Wollongong, NSW, Australia. 2010. Pp. 260–267. doi: 10.1109/ISTAS.2010.5514629
Дополнительные файлы

