ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- Авторы: Левченко И.В.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 15, № 3 (2018)
- Страницы: 282-293
- Раздел: ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333541
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2018-15-3-282-293
- ID: 333541
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассмотрены исторические аспекты обучения информационным технологиям в школьном курсе информатики, подходы к обучению информационным технологиям в условиях фундаментализации общего образования, проблемы обучения информационным технологиям школьников. Цели статьи заключаются в определении возможности развития методической системы обучения информационным технологиям в контексте фундаментализации образования, рассмотрении информационных технологий как содержательно-методической линии и как раздела общеобразовательного курса информатики, описании этапов организации обучения информационным технологиям школьников. Методология. Изучена научно-методическая литература в области информатики, проведен анализ образовательных программ по информатике и методике обучения информатике, сделан анализ школьных учебников и учебных пособий, учебно-методического обеспечения образовательного процесса по информатике; выполнены обобщение и систематизация собственного опыта преподавания информатики и методики обучения информатике, в том числе информационным технологиям. Результаты. Выявлено, что обучение школьников информационным технологиям, рациональному применению их средств, для решения учебных и практических задач позволяет целенаправленно формировать информационную культуру учащихся, так необходимую для жизни в современном обществе. Обосновано, что процесс обучения информационным технологиям в рамках общеобразовательного курса информатики целесообразно построить, основываясь на принципах фундаментализации образования (научность, инвариантность и универсальность, системность и целостность, непрерывность и преемственность, интеграция и др.), на основе системно-деятельностного подхода. Заключение. Результаты исследования позволили сделать вывод, что необходимо применять фундаментальный и системно-деятельностный подходы к реализации содержательно-методической линии «Информационные технологии» и соответствующего раздела в общеобразовательном курсе информатики.
Об авторах
Ирина Витальевна Левченко
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ira-lev@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29Список литературы
- Grigor’ev S.G., Grinshkun V.V., Levchenko I.V., Zaslavskaya O.Yu. Realizaciya razvivayushchego potenciala obucheniya informatike v usloviyah vnedreniya gosudarstvennyh obrazovatel’nyh standartov vtorogo pokoleniya [Realization of educational potential of teaching science in the context of implementation of the state educational standards of the second generation]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. “Education Informatization” series]. 2010. No. 1. Pp. 13— 26.
- Grigor’ev S.G., Grinshkun V.V., Levchenko I.V., Zaslavskaya O.YU. Proekt primernoj programmy po informatike dlya osnovnoj shkoly [Project of the approximate program on Informatics for the basic school.]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2011. No. 9. Pp. 2—11.
- Grinshkun V.V., Levchenko I.V. Razvitie informatiki kak fundamental’noj estestvennoj nauki [The development of Informatics as a fundamental science]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2008. No. 13. Pp. 5—14.
- Grinshkun V.V., Levchenko I.V. SHkol’naya informatika v kontekste fundamentalizacii obrazovaniya [School Informatics in the context of the strengthening of education]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. “Education Informatization” series]. 2009. No. 1. Pp. 55— 64.
- Grinshkun V.V., Levchenko I.V. Osobennosti fundamentalizacii obrazovaniya na sovremennom ehtape ego razvitiya [Features of fundamentalization of education on the modern stage of its development]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. “Education Informatization” series]. 2011. No. 1. Pp. 5—11.
- Grinshkun A.V., Levchenko I.V. Vozmozhnye podhody k sozdaniyu i ispol’zovaniyu vizual’nyh sredstv obucheniya informatike s pomoshch’yu tekhnologii dopolnennoj real’nosti v osnovnoj shkole [Possible approaches to creating and using visual means of teaching science using augmented reality technology in the primary school]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. “Education Informatization” series]. 2017. Vol. 14. No. 3. Pp. 267—272.
- Kartashova L.I., Levchenko I.V. Ispol’zovanie mezhpredmetnyh svyazej informatiki dlya razvitiya poznavatel’noj motivacii starsheklassnikov [The use of intersubject communications of computer science for the development of the cognitive motivation of students]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. “Education Informatization” series]. 2010. No. 1. Pp. 35—40.
- Kartashova L.I., Levchenko I.V. Metodika obucheniya informacionnym tekhnologiyam uchashchihsya osnovnoj shkoly v usloviyah fundamentalizacii obrazovaniya [Methodology of information technology training of students of basic school in the conditions of fundamentalization of education]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2014. No. 2 (28). Pp. 25—33.
- Kuznecov A.A., Grigor’ev S.G., Grinshkun V.V., Zaslavskaya O.Yu., Levchenko I.V. Soderzhanie obucheniya informatike v osnovnoj shkole: na puti k fundamentalizacii [The content of teaching Informatics in the primary school: towards a refinement]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. “Education Informatization” series]. 2010. No. 4. Pp. 5—17.
- Levchenko I.V. Formirovanie invariantnogo soderzhaniya shkol’nogo kursa informatiki kak ehlementa fundamental’noj metodicheskoj podgotovki uchitelej informatiki [Formation of invariant content of the school course of Informatics as an element of the fundamental of the methodological training of Informatics teachers]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. “Education Informatization” series]. 2009. No. 3. Pp. 61—64.
- Levchenko I.V. Metodicheskie osobennosti obucheniya informacionnym tekhnologiyam uchashchihsya osnovnoj shkoly [Methodical features of training in information technologies of pupils of the basic school]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. “Education Informatization” series]. 2012. No. 1. Pp. 23—28.
- Osnovy obshchej teorii i metodiki obucheniya informatike [Fundamentals of General theory and methodology of teaching computer science]: uchebnoe posobie / pod red. A.A. Kuznecova. M.: BINOM. Laboratoriya znanij, 2013. 207 p.
Дополнительные файлы

