ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- Авторы: Белоглазов А.А.1, Белоглазова Л.Б.2, Белоглазова И.А.3
-
Учреждения:
- Московский государственный гуманитарно-экономический университет
- Российский университет дружбы народов
- Центр автоматизации
- Выпуск: Том 15, № 3 (2018)
- Страницы: 294-303
- Раздел: ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333542
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2018-15-3-294-303
- ID: 333542
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В последние годы в России предпринимаются попытки повысить доступность высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тем не менее, создание эффективной системы инклюзивного образования наталкивается на множество серьезных проблем. Методология. Проанализированы ключевые барьеры на пути получения ими высшего образования в четырех аспектах образовательного процесса: общей структуре обучения, методике обучения, индивидуальной работы со студентами, а также оценивания. Для преодоления этих барьеров предлагается использование специальных технических и организационных решений. Результаты. Сделан общий вывод о необходимости разработки стандартов инклюзивного образования, учитывающих многообразие видов ОВЗ, необходимость использования специальных информационных технологий и вовлечение студентов в проектирование образовательной среды. Заключение. Проектирование инклюзивной образовательной среды предполагает, что студенты являются наиболее компетентными и заинтересованными участниками образовательного процесса, лучше всех понимающих как свои потребности, так и эффективность различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), используемых в обучении.
Об авторах
Александр Анатольевич Белоглазов
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: a-a-be@yandex.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики по областям факультета прикладной математики и информатики Московского государственного гуманитарно-экономического университета
Российская Федерация, 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 49Лилия Борисовна Белоглазова
Российский университет дружбы народов
Email: a-abe@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка Российского университета дружбы народов
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/3Ирина Александровна Белоглазова
Центр автоматизации
Email: irinabeloglazova@bk.ru
референт-переводчик Центра автоматизации города Москвы
Российская Федерация, 127238, Москва, Локомотивный проезд, 25/5Список литературы
- Vsemirnyj doklad ob invalidnosti [world report on disability]. 2011. URL: http://docplayer. ru/322336-R-e-z-yu-m-e-vsemirnyy-doklad-ob-invalidnosti.html (data obrashcheniya: 14.05.2018).
- Federal’nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal law “On education in Russian Federation”] ot 29.12.2012 №273-FZ (red. ot 27.06.2018). URL: https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273-fz/st-44.php (data obrashcheniya: 14.05.2018).
- V Minobrnauki Rossii obsudili itogi raboty seti resursnyh uchebno-metodicheskih centrov po obucheniyu invalidov [The Ministry of education and science discussed the results of the network of resource training centers for training disabled people]. 08.02.2018. URL: https://minobrnauki.rf/ novosti/12221 (data obrashcheniya: 14.05.2018).
- Svedeniya ob invalidah — studentah, obuchayushchihsya po professional’nym obrazovatel’nym programmam [Information about disabled students enrolled in professional educational programs]. Rosstat, 2018. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/disabilities/# (data obrashcheniya: 14.05.2018).
- Grigal M., Hart D., Weir C. Framing the future: A standards-based conceptual framework for research and practice in inclusive higher education. Think College Insight Brief. Issue 10. Boston: Institute for Community Inclusion. 2011. 122 p.
- Mutanga O., Walker M. Towards a disability-inclusive higher education policy through the capability approach // Journal of Human Development and Capabilities. 2015. Vol. 16:4. Pp. 501— 517.
- Morina A., Cortes M.D., Melero N. Inclusive curricula in Spanish higher education? Students with disabilities speak out // Disability & Society. 2014. Vol. 29. Pp. 44—57.
- Seale J., Draffan E.A., Wald M. Digital agility and digital decision-making: Conceptualising digital inclusion in the context of disabled learners in higher education // Studies in Higher Education. 2010. Vol. 35.4. Pp. 445—461.
- Konnerup U. Inclusive digital technologies for people with communication disabilities. In: The Digital Turn in Higher Education. Wiesbaden: Springer, 2018. Pp. 193—210.
- Grigal M., Hart, D. & Weir C. Think college standards, quality indicators and benchmarks for inclusive higher education. Boston, MA: University of Massachusetts Boston, institute for community inclusion. 2012. 170 p.
Дополнительные файлы

