ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В последние годы в России предпринимаются попытки повысить доступность высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тем не менее, создание эффективной системы инклюзивного образования наталкивается на множество серьезных проблем. Методология. Проанализированы ключевые барьеры на пути получения ими высшего образования в четырех аспектах образовательного процесса: общей структуре обучения, методике обучения, индивидуальной работы со студентами, а также оценивания. Для преодоления этих барьеров предлагается использование специальных технических и организационных решений. Результаты. Сделан общий вывод о необходимости разработки стандартов инклюзивного образования, учитывающих многообразие видов ОВЗ, необходимость использования специальных информационных технологий и вовлечение студентов в проектирование образовательной среды. Заключение. Проектирование инклюзивной образовательной среды предполагает, что студенты являются наиболее компетентными и заинтересованными участниками образовательного процесса, лучше всех понимающих как свои потребности, так и эффективность различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), используемых в обучении.

Об авторах

Александр Анатольевич Белоглазов

Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: a-a-be@yandex.ru

кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики по областям факультета прикладной математики и информатики Московского государственного гуманитарно-экономического университета

Российская Федерация, 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 49

Лилия Борисовна Белоглазова

Российский университет дружбы народов

Email: a-abe@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/3

Ирина Александровна Белоглазова

Центр автоматизации

Email: irinabeloglazova@bk.ru

референт-переводчик Центра автоматизации города Москвы

Российская Федерация, 127238, Москва, Локомотивный проезд, 25/5

Список литературы

  1. Vsemirnyj doklad ob invalidnosti [world report on disability]. 2011. URL: http://docplayer. ru/322336-R-e-z-yu-m-e-vsemirnyy-doklad-ob-invalidnosti.html (data obrashcheniya: 14.05.2018).
  2. Federal’nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal law “On education in Russian Federation”] ot 29.12.2012 №273-FZ (red. ot 27.06.2018). URL: https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273-fz/st-44.php (data obrashcheniya: 14.05.2018).
  3. V Minobrnauki Rossii obsudili itogi raboty seti resursnyh uchebno-metodicheskih centrov po obucheniyu invalidov [The Ministry of education and science discussed the results of the network of resource training centers for training disabled people]. 08.02.2018. URL: https://minobrnauki.rf/ novosti/12221 (data obrashcheniya: 14.05.2018).
  4. Svedeniya ob invalidah — studentah, obuchayushchihsya po professional’nym obrazovatel’nym programmam [Information about disabled students enrolled in professional educational programs]. Rosstat, 2018. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/disabilities/# (data obrashcheniya: 14.05.2018).
  5. Grigal M., Hart D., Weir C. Framing the future: A standards-based conceptual framework for research and practice in inclusive higher education. Think College Insight Brief. Issue 10. Boston: Institute for Community Inclusion. 2011. 122 p.
  6. Mutanga O., Walker M. Towards a disability-inclusive higher education policy through the capability approach // Journal of Human Development and Capabilities. 2015. Vol. 16:4. Pp. 501— 517.
  7. Morina A., Cortes M.D., Melero N. Inclusive curricula in Spanish higher education? Students with disabilities speak out // Disability & Society. 2014. Vol. 29. Pp. 44—57.
  8. Seale J., Draffan E.A., Wald M. Digital agility and digital decision-making: Conceptualising digital inclusion in the context of disabled learners in higher education // Studies in Higher Education. 2010. Vol. 35.4. Pp. 445—461.
  9. Konnerup U. Inclusive digital technologies for people with communication disabilities. In: The Digital Turn in Higher Education. Wiesbaden: Springer, 2018. Pp. 193—210.
  10. Grigal M., Hart, D. & Weir C. Think college standards, quality indicators and benchmarks for inclusive higher education. Boston, MA: University of Massachusetts Boston, institute for community inclusion. 2012. 170 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».