ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗАХ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Характерной чертой информатизации образования на протяжении нескольких последних лет является появление и быстрое распространение MOOCs - массовых открытых онлайн-курсов. Специфичность российской системы образования не может не отразиться на особенностях разработки и внедрения таких курсов с учетом реалий работы отечественных университетов. Для расширения возможностей влияния MOOCs на повышение эффективности об-учения студентов в вузах целесообразно проведение анализа опыта использования таких средств информатизации образования, как в России, так и за ее пределами. Настоящая статья содержит перечисление и описание различных аспектов появления и распространения MOOCs в мире, в целом, и в нашей стране, в частности. Дается краткая характеристика возможных подходов к разработке и внедрению MOOCs и их компонент в отечественной системе высшего образования, приводятся примеры российских и зарубежных платформ, при помощи которых такие курсы становятся общедоступными. Подчеркивается, что общемировой опыт информатизации высшего образования на основе использования MOOCs без соответствующей адаптации не может быть применен для обучения студентов в российских вузах.

Об авторах

В В Гриншкун

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vadim@grinshkun.ru

Гриншкун Вадим Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета.

Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

Г А Краснова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: director_ido@mail.ru

Краснова Гульнара Амангельдиновна, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

пр. Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571

Список литературы

  1. Andreev A.A. Rossijskie otkrytye obrazovatel’nye resursy i massovye otkrytye distancionnye kursy [The Russian open educational resources and mass open remote courses]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2014. No. 6. Pp. 150—155.
  2. Atanasjan S.L., Grigor’ev S.G., Grinshkun V.V. Proektirovanie struktury informacionnoj obrazovatel’noj sredy pedagogicheskogo vuza [Design of structure of the information educational environment of pedagogical higher education institution]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2009. No. 3. Pp. 90—96.
  3. Vedushhie rossijskie universitety sozdali nekommercheskuju organizaciju dlja sovmestnogo razvitija onlajn-obuchenija [The leading Russian universities have created non-profit organization for joint development of online training]. URL: http://minobrnauki.rf/novosti/5369 (дата обращения: 25.03.2017).
  4. Grinshkun V.V. Informatizacija kak znachimyj komponent sovershenstvovanija sistemy podgotovki pedagogov [Informatization as significant component of improvement of system of training of teachers]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2014. No. 1 (27). Pp. 15—21.
  5. Grinshkun V.V., Krasnova G.A. Novye industrial’nye i informacionnye revoljucii i ih vlijanie na sistemu obrazovanija [New industrial and information revolutions and their influence on an education system]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2017. No. 1 (39). Pp. 45—52.
  6. Makeeva A. Obrazovanie uhodit v set’ [Education goes to network]. Kommersant [Businessman]. 12.01.2017. No. 4.
  7. Na Coursera pojavilis’ russkojazychnye kursy [On Coursera Russian-speaking courses have appeared]. URL: http://lenta.ru/news/2013/10/24/coursera/ (дата обращения: 25.03.2017).
  8. O pasporte prioritetnogo proekta «Jeksport obrazovanija», o hode realizacii prioritetnogo proekta «Jeksport produkcii APK» [About the passport of the priority project “Education Export”, about the course of implementation of the priority project “Export of Production of Agrarian and Industrial Complex”]. Zasedanie prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i prioritetnym proektam ot 30 maja 2017 g. [A meeting of presidium of Council at the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects of May 30, 2017]. URL: http://government.ru/news/27862/ (дата обращения: 25.03.2017).
  9. Parlamentskie slushanija «Normativnoe obespechenie realizacii obrazovatel’nyh programm s primeneniem jelektronnogo obuchenija i distancionnyh obrazovatel’nyh tehnologij» [Parliamentary hearings “Standard ensuring implementation of educational programs with application of electronic training and remote educational technologies”]. Informacionnyj material Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva. Gosudarstvennaja Duma Rossijskoj Federacii, Komitet po obrazovaniju. 19 maja 2014 g. [Information material of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow. State Duma of the Russian Federation, Committee on Education. May 19, 2014].
  10. Juan’ L., Paujell S. MOOK i otkrytoe obrazovanie: znachenie dlja vysshego obrazovanija [L. Yuan, Powell S. MOOK and open education: value for the higher education]. URL: www.euroosvita.net/prog/data/attach/2888/moocs-and-open-education-1.doc (дата обращения: 25.03.2017).
  11. Harvard Business Review. Who’s Benefiting from MOOCs. 2015 [Harvard Business Review. Who’s Benefiting from MOOCs. 2015]. URL: https://hbr.org/2015/09/whos-benefiting-from-moocs-and-why (дата обращения: 25.03.2017).
  12. Gaebel M., Kupriyanova V., Morais R., Colucci E. E-learning in European Higher Education Institutions. European University Association [E-learning in European Higher Education Institutions. European University Association]. 2014. Pp. 55. (дата обращения: 25.03.2017).
  13. The Near Future of International Education. ICEF & Barton Carlyle. 2017. Pp. 71. URL: http://www.icef.com/beyondthehorizon/ (дата обращения: 25.03.2017).
  14. The NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition. The New media consortium. 2015». URL: https://www.nmc.org/publication/nmc-horizon-report-2015-higher-education-edition/

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».