ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗАХ
- Авторы: Гриншкун ВВ1, Краснова ГА2
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Выпуск: Том 14, № 3 (2017)
- Страницы: 255-266
- Раздел: ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333597
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2017-14-3-255-266
- ID: 333597
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Характерной чертой информатизации образования на протяжении нескольких последних лет является появление и быстрое распространение MOOCs - массовых открытых онлайн-курсов. Специфичность российской системы образования не может не отразиться на особенностях разработки и внедрения таких курсов с учетом реалий работы отечественных университетов. Для расширения возможностей влияния MOOCs на повышение эффективности об-учения студентов в вузах целесообразно проведение анализа опыта использования таких средств информатизации образования, как в России, так и за ее пределами. Настоящая статья содержит перечисление и описание различных аспектов появления и распространения MOOCs в мире, в целом, и в нашей стране, в частности. Дается краткая характеристика возможных подходов к разработке и внедрению MOOCs и их компонент в отечественной системе высшего образования, приводятся примеры российских и зарубежных платформ, при помощи которых такие курсы становятся общедоступными. Подчеркивается, что общемировой опыт информатизации высшего образования на основе использования MOOCs без соответствующей адаптации не может быть применен для обучения студентов в российских вузах.
Об авторах
В В Гриншкун
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vadim@grinshkun.ru
Гриншкун Вадим Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета.
Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521Г А Краснова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Email: director_ido@mail.ru
Краснова Гульнара Амангельдиновна, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
пр. Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571Список литературы
- Andreev A.A. Rossijskie otkrytye obrazovatel’nye resursy i massovye otkrytye distancionnye kursy [The Russian open educational resources and mass open remote courses]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2014. No. 6. Pp. 150—155.
- Atanasjan S.L., Grigor’ev S.G., Grinshkun V.V. Proektirovanie struktury informacionnoj obrazovatel’noj sredy pedagogicheskogo vuza [Design of structure of the information educational environment of pedagogical higher education institution]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2009. No. 3. Pp. 90—96.
- Vedushhie rossijskie universitety sozdali nekommercheskuju organizaciju dlja sovmestnogo razvitija onlajn-obuchenija [The leading Russian universities have created non-profit organization for joint development of online training]. URL: http://minobrnauki.rf/novosti/5369 (дата обращения: 25.03.2017).
- Grinshkun V.V. Informatizacija kak znachimyj komponent sovershenstvovanija sistemy podgotovki pedagogov [Informatization as significant component of improvement of system of training of teachers]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2014. No. 1 (27). Pp. 15—21.
- Grinshkun V.V., Krasnova G.A. Novye industrial’nye i informacionnye revoljucii i ih vlijanie na sistemu obrazovanija [New industrial and information revolutions and their influence on an education system]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2017. No. 1 (39). Pp. 45—52.
- Makeeva A. Obrazovanie uhodit v set’ [Education goes to network]. Kommersant [Businessman]. 12.01.2017. No. 4.
- Na Coursera pojavilis’ russkojazychnye kursy [On Coursera Russian-speaking courses have appeared]. URL: http://lenta.ru/news/2013/10/24/coursera/ (дата обращения: 25.03.2017).
- O pasporte prioritetnogo proekta «Jeksport obrazovanija», o hode realizacii prioritetnogo proekta «Jeksport produkcii APK» [About the passport of the priority project “Education Export”, about the course of implementation of the priority project “Export of Production of Agrarian and Industrial Complex”]. Zasedanie prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i prioritetnym proektam ot 30 maja 2017 g. [A meeting of presidium of Council at the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects of May 30, 2017]. URL: http://government.ru/news/27862/ (дата обращения: 25.03.2017).
- Parlamentskie slushanija «Normativnoe obespechenie realizacii obrazovatel’nyh programm s primeneniem jelektronnogo obuchenija i distancionnyh obrazovatel’nyh tehnologij» [Parliamentary hearings “Standard ensuring implementation of educational programs with application of electronic training and remote educational technologies”]. Informacionnyj material Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva. Gosudarstvennaja Duma Rossijskoj Federacii, Komitet po obrazovaniju. 19 maja 2014 g. [Information material of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow. State Duma of the Russian Federation, Committee on Education. May 19, 2014].
- Juan’ L., Paujell S. MOOK i otkrytoe obrazovanie: znachenie dlja vysshego obrazovanija [L. Yuan, Powell S. MOOK and open education: value for the higher education]. URL: www.euroosvita.net/prog/data/attach/2888/moocs-and-open-education-1.doc (дата обращения: 25.03.2017).
- Harvard Business Review. Who’s Benefiting from MOOCs. 2015 [Harvard Business Review. Who’s Benefiting from MOOCs. 2015]. URL: https://hbr.org/2015/09/whos-benefiting-from-moocs-and-why (дата обращения: 25.03.2017).
- Gaebel M., Kupriyanova V., Morais R., Colucci E. E-learning in European Higher Education Institutions. European University Association [E-learning in European Higher Education Institutions. European University Association]. 2014. Pp. 55. (дата обращения: 25.03.2017).
- The Near Future of International Education. ICEF & Barton Carlyle. 2017. Pp. 71. URL: http://www.icef.com/beyondthehorizon/ (дата обращения: 25.03.2017).
- The NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition. The New media consortium. 2015». URL: https://www.nmc.org/publication/nmc-horizon-report-2015-higher-education-edition/
Дополнительные файлы

