Системно-деятельностный подход к обучению искусственному интеллекту в основной школе
- Авторы: Левченко И.В.1, Садыкова А.Р.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 18, № 2 (2021)
- Страницы: 162-171
- Раздел: ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321229
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-2-162-171
- ID: 321229
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Поднимается вопрос недостаточного содержательного и методического обеспечения подготовки учащихся основной школы в области искусственного интеллекта (ИИ). Цели исследования - выявление особенностей применения системно-деятельностного подхода к обучению учащихся основной школы в области искусственного интеллекта, описание принципов обучения школьников основам искусственного интеллекта и условий их реализации, выделение видов деятельности учащихся в контексте системно-деятельностного подхода. Методология. Использовался комплекс методов: анализ нормативных документов, определяющих приоритетные задачи нашей страны; исследований и научно-методических публикаций в области обучения ИИ учащихся основной школы в отечественной и зарубежной системе образования; рефлексия содержания полученного знания; выявление методических подходов; поиск принципов, условий и возможностей обучения элементам ИИ учащихся основной школы; локальный педагогический эксперимент. Результаты. Сравнительный анализ методического опыта педагогов-предшественников выявил возможность и эффективность применения системно-деятельностного подхода к обучению учащихся основной школы в области ИИ. Данный подход позволил определить основополагающие принципы обучения элементам искусственного интеллекта, условия их реализации, а также наиболее целесообразные виды деятельности учащихся основной школы. Заключение. Сегодня технологии ИИ активно развиваются, и владение ими положительно влияет на уровень информационной культуры школьника, которую в соответствии с требованиями информационного общества необходимо формировать как минимум в основной школе. Результаты исследования обосновывают возможность и целесообразность применения системно-деятельностного подхода к обучению элементам искусственного интеллекта учащихся основной школы, начиная с 5 класса.
Об авторах
Ирина Витальевна Левченко
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: levchenkoiv@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1388-4269
доктор педагогических наук, профессор, департамент информатики, управления и технологий
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, д. 28Альбина Рифовна Садыкова
Московский городской педагогический университет
Email: sadykovaar@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1413-200X
доктор педагогических наук, доцент, профессор, департамент информатики, управления и технологий
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, д. 28Список литературы
- Korzhuyev AV, Sadykova AR. Pedagogical search: time of changes. Moscow, Saint Petersburg: Nestor-History Publ.; 2018. (In Russ.)
- Korzhuyev AV, Babaskin VS, Sadykova AR. Pedagogical reflection as a component of continuous education of a higher school teacher. Higher Education in Russia. 2013;(7): 77–80. (In Russ.)
- Sadykova AR, Levchenko IV. Artificial intelligence as a component of the innovative content of general secondary education: an analysis of world experience and domestic prospects. RUDN Journal of Informatization in Education. 2020;17(3):201–209. (In Russ.)
- Merenkova PA. World experience in the implementation of artificial intelligence in school education. Modern Information Technologies in Education: Materials of the XXXI International Conference. Moscow, Troitsk: Trovant Publ.; 2020. p. 21–23. (In Russ.)
- Uvarov AYu, Wang S, Kang Ts. Problems and prospects of digital transformation of education in Russia and China. Digital transformation of education and artificial intelligence: Materials of the II Russian-Chinese Conference of Education Researchers (Moscow, 26–27 September 2019). Moscow: Higher School of Economics; 2019. (In Russ.)
- Kartashova LI, Levchenko IV. Methods of teaching information technology to primary school students in the context of fundamentalization of education. Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education. 2014;(2):25–33. (In Russ.)
- Bosova LL. Modern trends in the development of school informatics in Russia and abroad. Informatics and Education. 2019;(1):22–32. (In Russ.)
- Kondrateva VA. Teaching the basics of Python programming in a school course of informatics. Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education. 2021;1(55):8–16.
- Levchenko IV. Basic approaches to teaching elements of artificial intelligence in the school course of informatics. Informatics and Education. 2019;(6):7–15. (In Russ.)
- Levchenko IV. Conceptual framework for teaching schoolchildren in the field of artificial intelligence. Mathematics and Informatics in Education and Business: Materials of the International Scientific and Practical Conference. Мoscow: Aegitas Publ.; 2020. p. 320–325. (In Russ.)
- Levchenko IV. The content of teaching the elements of artificial intelligence in the school informatics course. Informatics at School. 2020;4(157):3–10. (In Russ.)
- Levchenko IV, Sadykova AR, Abushkin DB, Mikhailyuk AA, Pavlova AE, Tamoshina ND. Elective course “Fundamentals of artificial intelligence”. Moscow: Obrazovaniie i Informatika Publ.; 2019. (In Russ.)
- Asmolov AG. System-activity approach in the development of new generation standards. Pedagogy. 2009;(4):18–22.
- Asmolov AG, Burmenskaya GV, Volodarskaya IA, Karabanova OA, Molchanov SV, Salmina NG. Designing universal educational actions in high school. National Psychological Journal. 2011;1(5):104–110. (In Russ.)
- Kotova SK. System-activity approach in the implementation of the Federal State Educational Standard of Primary General Education. Concept. 2016;19:37–41. (In Russ.) Available from: http://e-koncept.ru/2016/56247.htm/ (accessed: 15.01.2021).
Дополнительные файлы
