Системно-деятельностный подход к обучению искусственному интеллекту в основной школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Поднимается вопрос недостаточного содержательного и методического обеспечения подготовки учащихся основной школы в области искусственного интеллекта (ИИ). Цели исследования - выявление особенностей применения системно-деятельностного подхода к обучению учащихся основной школы в области искусственного интеллекта, описание принципов обучения школьников основам искусственного интеллекта и условий их реализации, выделение видов деятельности учащихся в контексте системно-деятельностного подхода. Методология. Использовался комплекс методов: анализ нормативных документов, определяющих приоритетные задачи нашей страны; исследований и научно-методических публикаций в области обучения ИИ учащихся основной школы в отечественной и зарубежной системе образования; рефлексия содержания полученного знания; выявление методических подходов; поиск принципов, условий и возможностей обучения элементам ИИ учащихся основной школы; локальный педагогический эксперимент. Результаты. Сравнительный анализ методического опыта педагогов-предшественников выявил возможность и эффективность применения системно-деятельностного подхода к обучению учащихся основной школы в области ИИ. Данный подход позволил определить основополагающие принципы обучения элементам искусственного интеллекта, условия их реализации, а также наиболее целесообразные виды деятельности учащихся основной школы. Заключение. Сегодня технологии ИИ активно развиваются, и владение ими положительно влияет на уровень информационной культуры школьника, которую в соответствии с требованиями информационного общества необходимо формировать как минимум в основной школе. Результаты исследования обосновывают возможность и целесообразность применения системно-деятельностного подхода к обучению элементам искусственного интеллекта учащихся основной школы, начиная с 5 класса.

Об авторах

Ирина Витальевна Левченко

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: levchenkoiv@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1388-4269

доктор педагогических наук, профессор, департамент информатики, управления и технологий

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, д. 28

Альбина Рифовна Садыкова

Московский городской педагогический университет

Email: sadykovaar@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1413-200X

доктор педагогических наук, доцент, профессор, департамент информатики, управления и технологий

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, д. 28

Список литературы

  1. Korzhuyev AV, Sadykova AR. Pedagogical search: time of changes. Moscow, Saint Petersburg: Nestor-History Publ.; 2018. (In Russ.)
  2. Korzhuyev AV, Babaskin VS, Sadykova AR. Pedagogical reflection as a component of continuous education of a higher school teacher. Higher Education in Russia. 2013;(7): 77–80. (In Russ.)
  3. Sadykova AR, Levchenko IV. Artificial intelligence as a component of the innovative content of general secondary education: an analysis of world experience and domestic prospects. RUDN Journal of Informatization in Education. 2020;17(3):201–209. (In Russ.)
  4. Merenkova PA. World experience in the implementation of artificial intelligence in school education. Modern Information Technologies in Education: Materials of the XXXI International Conference. Moscow, Troitsk: Trovant Publ.; 2020. p. 21–23. (In Russ.)
  5. Uvarov AYu, Wang S, Kang Ts. Problems and prospects of digital transformation of education in Russia and China. Digital transformation of education and artificial intelligence: Materials of the II Russian-Chinese Conference of Education Researchers (Moscow, 26–27 September 2019). Moscow: Higher School of Economics; 2019. (In Russ.)
  6. Kartashova LI, Levchenko IV. Methods of teaching information technology to primary school students in the context of fundamentalization of education. Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education. 2014;(2):25–33. (In Russ.)
  7. Bosova LL. Modern trends in the development of school informatics in Russia and abroad. Informatics and Education. 2019;(1):22–32. (In Russ.)
  8. Kondrateva VA. Teaching the basics of Python programming in a school course of informatics. Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education. 2021;1(55):8–16.
  9. Levchenko IV. Basic approaches to teaching elements of artificial intelligence in the school course of informatics. Informatics and Education. 2019;(6):7–15. (In Russ.)
  10. Levchenko IV. Conceptual framework for teaching schoolchildren in the field of artificial intelligence. Mathematics and Informatics in Education and Business: Materials of the International Scientific and Practical Conference. Мoscow: Aegitas Publ.; 2020. p. 320–325. (In Russ.)
  11. Levchenko IV. The content of teaching the elements of artificial intelligence in the school informatics course. Informatics at School. 2020;4(157):3–10. (In Russ.)
  12. Levchenko IV, Sadykova AR, Abushkin DB, Mikhailyuk AA, Pavlova AE, Tamoshina ND. Elective course “Fundamentals of artificial intelligence”. Moscow: Obrazovaniie i Informatika Publ.; 2019. (In Russ.)
  13. Asmolov AG. System-activity approach in the development of new generation standards. Pedagogy. 2009;(4):18–22.
  14. Asmolov AG, Burmenskaya GV, Volodarskaya IA, Karabanova OA, Molchanov SV, Salmina NG. Designing universal educational actions in high school. National Psychological Journal. 2011;1(5):104–110. (In Russ.)
  15. Kotova SK. System-activity approach in the implementation of the Federal State Educational Standard of Primary General Education. Concept. 2016;19:37–41. (In Russ.) Available from: http://e-koncept.ru/2016/56247.htm/ (accessed: 15.01.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».