Подходы к проектированию модели формирования универсальных компетенций студентов в рамках разработки и реализации концепции Smart University

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Рассматриваются компоненты универсальных компетенций с точки зрения применения технологических инноваций в процессе обучения. Описан фрагмент модели формирования универсальных компетенций студентов на основании концепции Smart University. Исследование направлено на обоснование подходов к проектированию модели формирования универсальных компетенций при их теоретическом анализе на основе концепции Smart University и рассмотрение их особенностей, структуры и классификации. Методология . Подход к проектированию модели формирования универсальных компетенций построен на анализе расшифровки по буквам акронима SMART и структуры концепции Smart University. Предложена матрица обзора понятия универсальных компетенций в современном контексте. Результаты. Универсальные компетенции понимаются как smart-компетенции, объединенные пятью типами компетенций: профессиональными, мотивационными, адаптационными, ключевыми и цифровыми. Обосновано формирование шести групп универсальных компетенций: системное и критическое мышление; разработка и реализация проектов; командная работа и лидерство; гражданско-патриотическое поведение; самоорганизация и самообразование; технологическое решение. Созданная модель определяет структуру универсальных компетенций и служит критерием оценки способностей студентов. Заключение . Smart-компетенции являются ответом на сложившую экономическую ситуацию. Подход структурирован для образовательных организаций, разделяющих политику развития в сочетании с технологиями. Полученные результаты могут представлять определенный интерес для ученых в области информатизации образования, преподавателей и руководителей вуза по инновационной и образовательной политике.

Об авторах

Габриэль Алексеевна Мошляк

Российский университет дружбы народов

Email: moshlyak-ga@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7450-1244

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры сравнительной образовательной политики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Александр Рабенатулутра

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: rabenatolotra@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5211-7396

аспирант, кафедра сравнительной образовательной политики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Zueva, EG. Experience in the formation of universal competencies among students in the information and educational environment of a tourist university. The World of Education – Education in the World. 2008;(4):283‒292. (In Russ.)
  2. Dobryakova MS, Frumina ID, Barannikova KA, Ziila N, Moss Dzh, Remorenko IM, Hautamyaki YA. Universal competencies and new literacy: from slogans to reality. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics; 2020. (In Russ.) http://doi.org/10.17323/978-5-7598-2177-9
  3. Tarhanova IYu, Harisova IG. Educational technologies in formation of university students' universal competences. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Series: Pedagogical Sciences. 2018;(5):136‒145. (In Russ.) http://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10165
  4. Korotkevich AV, Luchina VN. Universal competencies for sustainable development: defining boundaries and concepts. Journal of the Belarusian State University. Series: Ecology. 2019;(2):4‒12. (In Russ.)
  5. Avdeeva SM, Gass PV, Kardanova EYu, Koreshnikova YuN, Kulikova AA, Orel EA, Pashchenko TV, Sorokin PS. Evaluation of universal competencies as the results of higher education. Analytical Report for the XXII April International Scientific Conference on the Problems of Economic and Social. 2021;(3). (In Russ.)
  6. Bourn D. Understanding global skills for 21st century professions. Cham: Palgrave Macmillan; 2018. http://doi.org/10.1007/978-3-319-97655-6
  7. Kaptur V. Smart universities are the foundation of sustainable cities. Smart Sustainable Cities: Technological Trends, Success Stories and Prospects. Minsk; 2019. p. 2‒8. (In Russ.)
  8. Uskov VL, Bakken JP, Howlett RJ, Jain LC. Smart University: conceptual modeling and systems’ design. Smart Universities. Concepts, Systems, and Technologies. Cham: Springer; 2017. p. 49‒86. http://doi.org/10.1007/978-3-319-59454-5
  9. Belkina VV, Makeeva TV. The concept of universal competencies of higher education. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Series: Pedagogical Sciences. 2018;(5):117‒126. (In Russ.)
  10. Subetto AI. Theory of knowledge and systemology of education (L.A. Zelenova, ed.). St. Petersburg: Asterion Publ.; 2018. (In Russ.)
  11. Sternberg JR. The development of adaptive competence: why cultural psychology is necessary and not just nice. Developmental Review. 2014;34(3):208‒224. http://doi.org/10.1016/j.dr.2014.05.004
  12. Gusev VA, Zatsepin VA, Zatsepina MYu, Lisachkina VN. Formation of adaptive competence among students of service and tourism specialties. Samara Scientific Bulletin. 2018;4(7):312‒315. (In Russ.) http://doi.org/10.17816/snv201874305
  13. Boldyreva NV, Boldyreva NP. Key competencies in modern conditions. Bulletin of Eurasian Science. Series: Sciences of Education. 2022;(2):1‒20. (In Russ.)
  14. Shvetsova OA. Smart education in high school: new perspectives in global world. Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies. Section 3: The Role of Smart Technologies at University. St. Petersburg; 2017. p. 688‒691. http://doi.org/10.1109/ITMQIS.2017.8085917
  15. Zhao Y, Sánchez Gómez MC, Pinto Llorente AM, Zhao L. Digital competence in higher education: students’ perception and personal factors. Sustainability. 2021;13(21). http://doi.org/10.3390/su132112184
  16. Manujlova NB, Messineva EM, Fetisov AG. Verification scheme development for universal competencies indicators. The World of Science. Pedagogy and Psychology. 2020;(2). (In Russ.)
  17. Kurzhals C, Graf-Vlachy L, König A. Strategic leadership and technological innovation: a comprehensive review and research agenda. Corporate Governance: An International Review. 2020;28(6):437‒464. http://doi.org/10.1111/corg.12351
  18. Cebrián G, Palau R, Mogas J. The smart classroom as a means to the development of ESD methodologies. Sustainability. 2020;12(7). http://doi.org/10.3390/su12073010

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».