Tренды образовательных технологий в России и мире в 2020 г.: анализ поисковых запросов в Google Trends

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Рассматриваются ключевые тенденции, которые стали доминировать в 2020 г. в период пандемии в сфере образования. Изучались результаты исследований Gartner - консалтинговой компании, специализирующейся на рынках информационных технологий, Организации экономического сотрудничества и развития, научно-исследовательского университета Великобритании The Open University, глобального обзора настроений в сфере обучения и развития L&D Global Sentiment Survey и HolonIQ - компании, специализирующейся на аналитике образовательного рынка. Методология. Данные указанных отчетов были объединены и сгруппированы, а затем проанализированы в Google Trends на предмет популярных поисковых запросов в России и мире. Выборка данных производилась за 2020 г. в Google Trends в разделе «Работа и образование». Результаты. Выделены четыре доминантных направления: 1) отрасли; 2) форматы; 3) инструменты; 4) аналитика. Анализировались первые две категории. В рамках форматов на примерах рассмотрены технологии, применяемые в массовых открытых онлайн-курсах, гибридном, смешанном обучении, персонализации, перевернутом классе, инклюзии и при использовании симуляторов. В рамках «инструментов» - мобильные технологии, социальные сети, смешанная и дополненная реальность (AR/VR), виртуальные классы, искусственный интеллект (AI), система управления обучением (LMS). Заключение. Самым популярным поисковым запросом среди российских пользователей и мировой аудитории в целом в группе «форматы» стали вопросы реализации инклюзивной практики в условиях пандемии COVID-19. В категории «инструменты» у пользователей также сложился консенсус: больше всего их в 2020 г. интересовали характеристики и виды LMS-платформ для более эффективного осуществления онлайн-обучения.

Об авторах

Елизавета Андреевна Осиповская

Онлайн-университет Skillbox

Автор, ответственный за переписку.
Email: e.osipovskaya@gmail.com

кандидат филологических наук, лектор

Российская Федерация, 121205, Москва, Ленинский пр-кт, д. 6, стр. 20

Список литературы

  1. Malofeev NN. Inclusive education in the context of modern social policy. Education and Training of Children with Developmental Disabilities. 2009;(6):3-9. (In Russ.)
  2. Hegarty S. Reviewing the literature on integration. European Journal of Special Needs Education. 1993;8(3):190-200. https://doi.org/10.1080/0885625930080302
  3. Freeman S, Alkin M. Academic and social attainments of children with mental retardation in general education and special education settings. Remedial and Special Education. 2000;21(1):3-26. https://doi.org/110.1177/074193250002100102
  4. Zigmond N. Where should students with disabilities receive special education services? Is one place better than another? Journal of Special Education. 2003;37(3):193-199. https://doi.org/110.1177/00224669030370030901
  5. Lindsay G. Educational psychology and the effectiveness of inclusive education/ mainstreaming. British Journal of Educational Psychology. 2007;77(1):1-24. https://doi.org/110.1348/000709906X156881
  6. Szumski G, Smogorzewska J, Karwowski M. Academic achievement of students without special educational needs in inclusive classrooms: a meta-analysis. Educational Research Review. 2017;21:33-54. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2017.02.004
  7. Block ME, Obrusnikova I. Inclusion in physical education: a review of the literature from 1995-2005. Adapted Physical Activity Quarterly. 2007;24(2):103-124. https://doi.org/10.1123/apaq.24.2.103
  8. Scott BJ, Vitale MR, Masten WG. Implementing instructional adaptations for students with disabilities in inclusive classrooms: a literature review. Remedial and Special Education. 1998;19(2):106-119. https://doi.org/10.1177/074193259801900205
  9. Harrower J, Dunlap G. Including children with autism in general education classrooms: a review of effective strategies. Behavior Modification. 2001;25(5):762-784. https://doi.org/10.1177/0145445501255006
  10. Nakken H, Pijl SJ. Getting along with classmates in regular schools: a review of the effects of integration on the development of social relationships. International Journal of Inclusive Education. 2002;6(1):47-61. https://doi.org/10.1080/13603110110051386
  11. Bossaert GH, Colpin SJ, Pilj K, Petry K. Truly included? A literature study focusing on the social dimension of inclusion in education. International Journal of Inclusive Education. 2011;17(1):66-99.
  12. Osipovskaya E, Dmitrieva S, Grinshkun V. Examining technology and teaching gaps in Russian universities amid coronavirus outbreak. In: Auer ME, Rüütmann T. (eds.) Educating Engineers for Future Industrial Revolutions. ICL 2020. Advances in Intelligent Systems and Computing (vol. 1328). Cham: Springer; 2021. p. 764-774. https://doi.org/10.1007/978-3-030-68198-2_72
  13. Graham CR. Blended learning systems: definition, current trends, and future directions. In: Bonk CJ, Graham CR. (eds.) Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. San Francisco: Pfeiffer Publishing; 2006.
  14. Grinshkun V, Osipovskaya E. Teaching in the fourth industrial revolution: transition to education 4.0. CEUR Workshop Proceedings. 2020;2770:9-15.
  15. Skornyakova ER, Pinegina AA. Self-organization of students of non-linguistic specialties as a factor in the formation of a graduate of a new formation. Pedagogy. Questions of Theory and Practice. 2021;(6):1087-1095. https://doi.org/10.30853/ped20210133

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».