Методика обучения моделированию деятельности предприятия в рамках дисциплины «Проектирование информационных систем»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . Тема моделирования деятельности предприятия в рамках дисциплины «Проектирование информационных систем» остается одной из самых трудных для понимания студентами. Обучающиеся быстро осваивают CASE-средства и синтаксис графических языков, но этого недостаточно для построения корректных моделей. Трудности связаны с отсутствием четких критериев корректности модели и множеством альтернативных решений. Цель исследования - разработка методики обучения моделированию, которая позволит сформировать более глубокое понимание темы у обучающихся. Методология. Опытно-поисковая работа проводилась на базе Донецкой академии управления и государственной службы. В эксперименте принимали участие 79 студентов второго курса бакалавриата направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика». Эксперимент заключался в анонимном анкетировании и статистической обработке его результатов. Результаты . На основе анализа типичных ошибок обучающихся разработан «рабочий лист», состоящий из ряда эмпирических правил, который рекомендуется выдавать обучающимся перед началом самостоятельного выполнения моделирования. Студентам предлагается проводить постоянную проверку на соответствие построенных моделей предложенным правилам. Результаты эксперимента показали существенные качественные изменения в выполнении индивидуальных проектов студентами, использовавшими предложенные «рабочие листы». Заключение . Использование описанной методики при обучении студентов направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» в рамках дисциплины «Проектирование информационных систем» обеспечило более осознанный подход обучающихся к моделированию и, как следствие, более корректное выполнение заданий.

Об авторах

Елена Геннадиевна Литвак

Донецкая академия управления и государственной службы

Автор, ответственный за переписку.
Email: alttt@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9123-5053

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий

Российская Федерация, 283015, Донецк, ул. Челюскинцев, д. 163а

Список литературы

  1. IDEF0 functional modeling methodology: RD IDEF0-2000. Мoscow: Gosstandart Rossii Publ.; 2000. (In Russ.)
  2. Telnov YuF, Fedorov IG. Functional and process models of business processes. Statistics and Economics. 2012;(2):193‒199 (In Russ.)
  3. Repin VV, Elipherov VG. Process approach to management. Business process mode- ling. Мoscow: Mann, Ivanov i Ferber Publ.; 2013. (In Russ.)
  4. Fedorov IG. Analysis of the conceptual model of the business process using the Bunge ‒ Wanda ‒ Weber ontology. Statistics and Economics. 2014;(6):216‒221. (In Russ).
  5. Manukova LV, Urazaeva LYu. Case-means in teaching information technologies for students of the field of study “Informatics and computer technology”. All-Russian Scientific and Practical Conference “Teaching Information Technologies in Russian Fe- deration”. Moscow; 2018. p. 93‒95 (In Russ).
  6. Kotlova MV. Methodology of teaching the course “Methods and means of designing information systems and technologies”. Teacher of the Year 2021: Collection of Articles of the International Professional Research Competition. Petrozavodsk; 2021. p. 244‒248 (In Russ.)
  7. Kopysheva TN. Application of the project method in teaching bachelors of applied informatics as part of the implementation of a competent approach. Vestnik Chuvashskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta Imeni I.Ya. Yakovleva. 2018;(4): 185‒192. (In Russ.)
  8. Kirshner PA, Sweller J, Clark RE. Why minimal guidance during instruction does not work: an analysis of the failure of constructivist, discovery, problem-based, experiential, and inquiry-based teaching. Educational Psychologist. 2006;41(2):75‒86. https://doi.org/10.1207/s15326985ep4102_1
  9. Sweller J. Cognitive load during problem solving: effects on learning. Cognitive Science. 1988;12:257–285.
  10. Codd EF. Extending the database relational model to capture more meaning. ACM Transactions on Database Systems. 1979;4:397‒434. https://doi.org/10.1145/320107.320109
  11. Chen P. The entity-relationship model ‒ toward a unified view of data. ACM Transactions on Database Systems. 1976;(1):9–36. https://doi.org/10.1145/320434.320440.S2CID 52801746
  12. Sweller J, Cooper GA. The use of worked examples as a substitute for problem solving in learning algebra. Cognition and Instruction. 1985;2(1):59–89.
  13. Van Merriënboer JJG. Training complex cognitive skills: a four-component instructional design model for technical training. Englewood Cliffs, NJ: Educational Technology Publications; 1997.
  14. Van Merriënboer JJG, Kirschner PA. Ten steps to complex learning. A systematic approach to four component instructional design. 2nd ed. London: Routledge; 2012.
  15. Van Merriënboer JJG, Kester L, Paas F. Teaching complex rather than simple tasks: balancing intrinsic and germane load to enhance transfer of learning. Applied Cognitive Psychology. 2006;20:343–352.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».