Методика обучения моделированию деятельности предприятия в рамках дисциплины «Проектирование информационных систем»
- Авторы: Литвак Е.Г.1
-
Учреждения:
- Донецкая академия управления и государственной службы
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023)
- Страницы: 281-293
- Раздел: РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321264
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-3-281-293
- EDN: https://elibrary.ru/EHNHRX
- ID: 321264
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы . Тема моделирования деятельности предприятия в рамках дисциплины «Проектирование информационных систем» остается одной из самых трудных для понимания студентами. Обучающиеся быстро осваивают CASE-средства и синтаксис графических языков, но этого недостаточно для построения корректных моделей. Трудности связаны с отсутствием четких критериев корректности модели и множеством альтернативных решений. Цель исследования - разработка методики обучения моделированию, которая позволит сформировать более глубокое понимание темы у обучающихся. Методология. Опытно-поисковая работа проводилась на базе Донецкой академии управления и государственной службы. В эксперименте принимали участие 79 студентов второго курса бакалавриата направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика». Эксперимент заключался в анонимном анкетировании и статистической обработке его результатов. Результаты . На основе анализа типичных ошибок обучающихся разработан «рабочий лист», состоящий из ряда эмпирических правил, который рекомендуется выдавать обучающимся перед началом самостоятельного выполнения моделирования. Студентам предлагается проводить постоянную проверку на соответствие построенных моделей предложенным правилам. Результаты эксперимента показали существенные качественные изменения в выполнении индивидуальных проектов студентами, использовавшими предложенные «рабочие листы». Заключение . Использование описанной методики при обучении студентов направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» в рамках дисциплины «Проектирование информационных систем» обеспечило более осознанный подход обучающихся к моделированию и, как следствие, более корректное выполнение заданий.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Геннадиевна Литвак
Донецкая академия управления и государственной службы
Автор, ответственный за переписку.
Email: alttt@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9123-5053
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий
Российская Федерация, 283015, Донецк, ул. Челюскинцев, д. 163аСписок литературы
- IDEF0 functional modeling methodology: RD IDEF0-2000. Мoscow: Gosstandart Rossii Publ.; 2000. (In Russ.)
- Telnov YuF, Fedorov IG. Functional and process models of business processes. Statistics and Economics. 2012;(2):193‒199 (In Russ.)
- Repin VV, Elipherov VG. Process approach to management. Business process mode- ling. Мoscow: Mann, Ivanov i Ferber Publ.; 2013. (In Russ.)
- Fedorov IG. Analysis of the conceptual model of the business process using the Bunge ‒ Wanda ‒ Weber ontology. Statistics and Economics. 2014;(6):216‒221. (In Russ).
- Manukova LV, Urazaeva LYu. Case-means in teaching information technologies for students of the field of study “Informatics and computer technology”. All-Russian Scientific and Practical Conference “Teaching Information Technologies in Russian Fe- deration”. Moscow; 2018. p. 93‒95 (In Russ).
- Kotlova MV. Methodology of teaching the course “Methods and means of designing information systems and technologies”. Teacher of the Year 2021: Collection of Articles of the International Professional Research Competition. Petrozavodsk; 2021. p. 244‒248 (In Russ.)
- Kopysheva TN. Application of the project method in teaching bachelors of applied informatics as part of the implementation of a competent approach. Vestnik Chuvashskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta Imeni I.Ya. Yakovleva. 2018;(4): 185‒192. (In Russ.)
- Kirshner PA, Sweller J, Clark RE. Why minimal guidance during instruction does not work: an analysis of the failure of constructivist, discovery, problem-based, experiential, and inquiry-based teaching. Educational Psychologist. 2006;41(2):75‒86. https://doi.org/10.1207/s15326985ep4102_1
- Sweller J. Cognitive load during problem solving: effects on learning. Cognitive Science. 1988;12:257–285.
- Codd EF. Extending the database relational model to capture more meaning. ACM Transactions on Database Systems. 1979;4:397‒434. https://doi.org/10.1145/320107.320109
- Chen P. The entity-relationship model ‒ toward a unified view of data. ACM Transactions on Database Systems. 1976;(1):9–36. https://doi.org/10.1145/320434.320440.S2CID 52801746
- Sweller J, Cooper GA. The use of worked examples as a substitute for problem solving in learning algebra. Cognition and Instruction. 1985;2(1):59–89.
- Van Merriënboer JJG. Training complex cognitive skills: a four-component instructional design model for technical training. Englewood Cliffs, NJ: Educational Technology Publications; 1997.
- Van Merriënboer JJG, Kirschner PA. Ten steps to complex learning. A systematic approach to four component instructional design. 2nd ed. London: Routledge; 2012.
- Van Merriënboer JJG, Kester L, Paas F. Teaching complex rather than simple tasks: balancing intrinsic and germane load to enhance transfer of learning. Applied Cognitive Psychology. 2006;20:343–352.
Дополнительные файлы
