Применение интерактивных игровых тренажеров для развития алгоритмического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Модель формирования конкурентоспособных качеств выпускника современной цифровой школы предполагает наличие у него культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. Развитие соответствующих навыков активно происходит на уроках информатики, математики, физики, химии. Однако русский язык и литература обладают определенным дидактическим потенциалом по формированию способностей к выполнению мыслительных операций, выбору оптимального способа достижения цели и т. д. Обосновывается целесообразность использования интерактивных тренажеров для поддержки коммуникативной деятельности обучающихся при изучении русского языка и литературы с целью формирования алгоритмического мышления. Методология. Проанализированы возможности конструкторов интерактивных тренажеров различного назначения: для разработки онлайн-игр (Lingo Play, Kid Mama), квестов (Learnis), мобильных телефонов («Курорт Алисы», «Котовасия»), для создания ребусов, шарад, кроссвордов, метаграмм и головоломок с загадками, викторин. Для оценки входных условий использовано тестирование, включающее блоки по русскому языку, литературе, информатике. Экспериментальное исследование проведено в МБОУ СОШ № 25 г. Сочи имени Героя Советского Союза С.Е. Войтенко на уроках русского языка, литературы, информатики. Участники эксперимента - 46 школьников шестых классов. Для создания игровых интерактивных тренажеров на занятиях используется онлайн-конструктор «еТреники» (сервисы «Кокла», «Криптон», «Морфанки», «НЛО», «Картофан»). Статистическая обработка результатов выполнена с помощью критерия хи-квадрат Пирсона. Результаты. Обучающиеся изучают сервисы по созданию игровых интерактивных тренажеров, применяют их для обработки новых слов, запоминания правил орфографии, сюжета художественных произведений. Выявлены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в системе по уровням развития алгоритмического мышления. Заключение. Описаны особенности представленного варианта применения интерактивных игровых тренажеров для развития алгоритмического мышления школьников на уроках русского языка и литературы: межсетевое взаимодействие, проектирование работы тренажеров по правилам русского языка или сюжету произведения, интенсификация обучения, учет специфики клипового мышления подростков.

Об авторах

Светлана Юрьевна Новоселова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: novoselovaapk@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2289-6878

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания

Россия, 354341, Сочи, ул. Куйбышева, д. 32

Наринэ Мисаковна Смеречинская

Российский университет дружбы народов

Email: mss.narine@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3467-3604

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания

Россия, 354341, Сочи, ул. Куйбышева, д. 32

Список литературы

  1. Ortega-Martín JL, Portnova T, Zurita-Ortega F, Ubago-Jiménez JL. Correlation between the need for cognitive closure and narrative creativity in secondary education. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(8):4333. http://doi.org/10.3390/ijerph18084333
  2. Sorokin PS, Vyatskaya YA. International expert agenda in education: key characteristics and problem areas. The Education and Science Journal. 2022;24(1):11-52. http://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-11-52
  3. Silva DB, Aguiar RDL, Dvconlo DS, Silla CN. Recent studies about teaching algorithms (CS1) and data structures (CS2) for computer science students. 2019 IEEE Frontiers in Education Conference. http://doi.org/10.1109/FIE43999.2019.9028702
  4. Pushkareva TP, Stepanova TA, Kalinina VV. Didactic means of developing algorithmic style of thinking of students. Education and Science. 2017;19(9):126-143. (In Russ.) http://doi.org/17853/1994-5639-2017-9-126-143
  5. Arkhipova EV. “Clip thinking” and axiological problems of assimilation of native speech by students in Russian language lessons. Cognitive-Communicative Approach in Teaching Russian Language and Literature at School and University: Collection of Scientific Articles and Methodological Recommendations based on the Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Ivanovo; 2019. p. 7-11. (In Russ.) Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=41417333 (accessed: 25.04.2022).
  6. Soboleva EV, Suvorova TN, Grinshkun AV, Bocharov MI. Applying gamification in learning the basics of algorithmization and programming to improve the quality of students' educational results. European Journal of Contemporary Education. 2021;10(4): 987-1002. http://doi.org/10.13187/ejced.2021.4.987
  7. Veretnova YuA. Methods of teaching students of grades 6-7 disciplines of the artistic and aesthetic cycle based on an algorithmic approach. Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev. 2018;43(1):190-198. (In Russ.) http://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-43-1-52
  8. Kane BD, Keene KC, Reynolds S. Collaborative literary reasoning as a support for preservice English language arts teachers' learning about disciplinary literacy. English Teaching. 2022;21(1):84-97. http://doi.org/10.1108/ETPC-06-2021-0065
  9. Zhang J, Wang C, Muthu A, Varatharaju VM. Computer multimedia assisted language and literature teaching using heuristic hidden Markov model and statistical language model. Computers and Electrical Engineering. 2022;98:107715. http://doi.org/10.1016/j.compeleceng.2022.107715
  10. Parunina LV, Babikova AV. V.V. Voskobovich's games as a means of developing algorithmic thinking of preschoolers. Education and Training of Young Children. 2020;8:371-372. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=46223646 (accessed: 26.04.2022). Парунина Л.В., Бабикова А.В. Игры В.В. Воскобовича как средство развития алгоритмического мышления дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2020. Т. 8. С. 371-372. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46223646 (дата обращения: 26.04.2022).
  11. Zlobina IS, Rezepova NV, Utkina NV, Sergeeva NA, Rubleva OS. The impact of interactive game resources on enhancing students’ terminological competence and foreign language proficiency. Science for Education Today. 2020;10(3):144-163. http://doi.org/10.15293/2658-6762.2003.08
  12. Barac R, Bialystok E, Castro DC, Sanchez M. The cognitive development of young dual language learners: a critical review. Early Childhood Research Quarterly. 2014; 29(4):699-714. http://doi.org/10.1016/j.ecresq.2014.02.003
  13. Whitfield A. Unspoken assumptions, deep holes and boundless expectations the dialogical tensions in teaching short stories. Language and Dialogue. 2022;12(1):110-129. http://doi.org/10.1075/ld.00114.whi
  14. McConn ML, Blaine AM. Literature in the standards paradigm: an evolution of gains and losses. Educational Policy. 2022;36(2):312-342. http://doi.org/10.1177/0895904819879440
  15. Tucker A. Reading texts, reading people: cognitive literary science and pedagogy. Arts and Humanities in Higher Education. 2022;21(1):94-110. http://doi.org/10.1177/14740222211013757

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».