Онтология генезиса школьного курса информатики в России на основе историко-педагогического анализа
- Авторы: Миндзаева Э.В.1, Рыжова Н.И.2
-
Учреждения:
- Российская академия образования
- Государственный университет просвещения
- Выпуск: Том 22, № 2 (2025)
- Страницы: 164-183
- Раздел: ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321333
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-2-164-183
- EDN: https://elibrary.ru/BDQRUF
- ID: 321333
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. В свете решений Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства просвещения РФ планируется создание единого государственного учебника по общеобразовательному предмету «Информатика», что актуализирует проблематику разработки как самой концепции обучения современной информатике школьников на всех уровнях основного общего образования, так и обновление содержания обучения по всем общепризнанным разделам школьного курса информатики с учетом отечественных инноваций в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта, языков программирования, программного обеспечения и вычислительной техники. В данном контексте особую значимость приобретает разработка концепции становления и развития общеобразовательного предмета «Информатика» с позиций историко-педагогического подхода. Методология. Исследование проводилось с использованием общенаучных методов, с фокусом на системе историко-педагогического анализа содержания этапов вхождения школьной информатики в российское основное общее образование, с опорой на эмпирические результаты научно- методических исследований, опубликованных за последние 40 лет. Результаты. Предложена содержательная характеристика основных положений историко-педагогического подхода к изучению указанной проблематики, которые представляют собой квинтэссенцию идей различных методологических подходов, используемых в образовательной практике для систематизации истории становления общеобразовательного учебного предмета «Информатика» в российской школе. Научная новизна идей и положений предложенного историко-педагогического подхода заключается в том, что в основу исторического анализа положен взгляд на школьный курс информатики как педагогическую систему научно-прикладных знаний, определяющих тенденции и особенности исторического процесса становления и развития школьной информатики в России. Заключение. Историко-педагогический подход, позволяющий выявить тенденции в развитии дидактики информатики, делает возможным прогнозирование перспектив такого развития в контексте современных идей и разрабатываемых проектов, прежде всего проекта по созданию единого государственного учебника по информатике.
Об авторах
Этери Викторовна Миндзаева
Российская академия образования
Email: 1vega1@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3374-1740
кандидат педагогических наук, ведущий аналитик, Центр совершенствования методик преподавания дисциплин
Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8Наталья Ивановна Рыжова
Государственный университет просвещения
Автор, ответственный за переписку.
Email: natarizhova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5868-8157
SPIN-код: 6382-1690
доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Лаборатория исследования современных направлений развития образования
Российская Федерация, 105005, Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2Список литературы
- Uvarov AYu. From computer literacy to digital transformation of education. Informatics and Education. 2019;4:5–11. (In Russ.) https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-344-5-11
- Uvarov AYu, Karakozov SD, Ryzhova NI. To the digital school’s model. Informatics and Education. 2018;7:4–15. (In Russ.) https://doi.org/10.32517/0234-0453-2018-33-7-4-15
- Grinshkun VV, Krasnova GA. New education for new information and technological revolutions. RUDN Journal of Informatization in Education. 2017;14(2):131–139. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2312-8631-2017-14-2-131-139
- Karakozov SD, Ryzhova NI. Theory of development and practice of implementation of educational content in the field of information and educational systems: monograph. Moscow: Moscow Pedagogical State University; 2017. (In Russ.)
- Karakozov SD, Ryzhova NI. Methodology of evidence-based applied research in the context of digital transformation of society: social and pedagogical sciences. In: Fundamental problems of teaching mathematics, computer science and informatization of education: Proceedings of the International Scientific Conference, 29 September – 1 October 2023, Elets. Elets: Elets State Ivan Bunin University; 2023. p. 19–24. (In Russ.)
- Lednev VS. Content of education: teaching aid. Moscow: Higher School; 1989. (In Russ.)
- Lednev VS. On studying elements of cybernetics and automatics at school. School and Production. 1962;12:49–53. (In Russ.)
- Kraevsky VV. Methodology of pedagogy: teaching aid for teaching researchers. Cheboksary: Chuvash State University; 2001. (In Russ.)
- Bobryshov SV. Methodology of historical and pedagogical research of pedagogical knowledge development (abstract of dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences). St. Petersburg: Herzen University; 2007. (In Russ.)
- Igtisamova GR. Professional education in Russia: historical and pedagogical analysis (abstract of dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences). Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering; 2012. (In Russ.)
- Sukhotinova AS. The methodological foundation of the historical and pedagogical analysis of the process of studying the issue of the teaching methods in the educational research periodic publications. Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University. Series: Pedagogical Sciences. 2023;2:62–66. (In Russ.)
- Gruber T. Toward principles for the design of ontologies used for knowledge sharing. International Journal of Human-Computer Studies. 1993;43(5–6):907–928. https://doi. org/10.1006/ijhc.1995.1081
- Smirnov SV. Ontological analysis of modeling domains. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2001;3(1):62–70. (In Russ.)
- Zagorulko YuA. Modern means for formalizing the semantics of knowledge areas on the basis of ontologies. Information and Mathematical Technologies in Science and Management. 2018;3:27–36. (In Russ.) https://doi.org/10.25729/2413-0133-2018-3-03
- Shvedin BYa. Ontology of designing – terra incognita? Ontology of Designing. 2011;1:9–21. (In Russ.)
- Vykhovanets VS. Conceptual and notional analysis: a general approach. Ontology of Designing. 2025;15(1):34–44. (In Russ.) https://doi.org/10.18287/2223-9537-2025-151-34-44
- Gavrilova TA, Khoroshevsky VF. Knowledge bases of intelligent systems. St. Petersburg: Piter; 2000. (In Russ.)
- Editorial. Ontologies in computer science. Ontology of Designing. 2023;13(1):5–9. (In Russ.)
- Beshenkov SA, Rakitina EA, Mindzaeva EV. Informational education in Russia. Knowledge. Understanding. Skill. 2013;3:42–51. (In Russ.)
- Mindzaeva EV. Tendencies and problems of the development of modern science of “Informatics” and their reflection in the general education course for senior school. Standards and Monitoring in Education. 2013;1:57–63. (In Russ.)
- Beshenkov SA, Mindzaeva EV, Rizhova NI, Shutikova MI. Educational standards in the social digitalization context. In: Arinushkina AA, Morozov AV, Robert IV. (eds.) Contemporary challenges in education: digitalization, methodology, and management. Hershey, PA: IGI Global Scientific Publ.; 2023. p. 27–44. https://doi.org/10.4018/979-83693-1826-3.ch004
- Mindzaeva EV. Topical issues of systematization of the history of the formation and development of the general educational subject of “Informatics” in Russia. Pedagogical Informatics. 2024;2:36–52. (In Russ.)
- Mindzaeva EV. Trends and peculiarities of the formation and development of the national general educational course of Informatics in dissertation research. Pedagogical Informatics. 2024;3:27–47. (In Russ.)
- Kuznetsov AA. To the thirtieth anniversary of school informatics. Informatics and Education. 2015;7:3–5. (In Russ.)
- Ershov AP, Zvenigorodsky GA, Pervin YuA. School informatics (concepts, state, prospects) (manuscript deposited in Computational Center of the Siberian Branch of the Academy of Sciences of USSR 2.04.1979 no. 152). Novosibirsk; 1979. (In Russ.)
- Monahov VM, Kuznetsov AA, Shvartsburd SI. Ensure computer literacy of schoolchildren. Soviet Pedagogy. 1985;1:21–28. (In Russ.)
- Lednev VS, Kuznetsov AA, Beshenkov SA. Status and development prospects of the course of informatics at comprehensive school. Informatics and Education. 1998;3:76–78. (In Russ.)
- Kuznetsov AA, Beshenkov SA, Rakitina EA. Modern course of informatics: from concept to content. Informatics and Education. 2004;2:2–6. (In Russ.)
- Grinshkun VV, Levchenko IV. School computer science in context of fundamental nature of education. RUDN Journal of Informatization in Education. 2009;1:55–64. (In Russ.)
- Kolin KK. On the issue of the formation of the information education system in Russia in the context of digital transformation of society. Knowledge. Understanding. Skill. 2022;2:29–48. (In Russ.)
- Bosova LL, Samylkina NN. Computer science at the level of secondary general education: basic approaches to implementation. Specialized School. 2020;4:32–45. (In Russ.)
- Bosova LL, Bosova AYu. School informatics in the context of digital transformation of society: monograph. Moscow: Moscow Pedagogical State University; 2024. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/9785426313514
- Grinshkun VV. The digital technologies impact on the school education systems development. In: Mathematical training at school and university: content and technologies: Proceedings of the 43th International Scientific Seminar of Teachers of Mathematics and Informatics of Universities and Pedagogical Universities, 26–28 September 2024, Syktyvkar. Syktyvkar: Pitirim Sorokin Syktyvkar State University Publ.; 2024. p. 8–11. (In Russ.)
Дополнительные файлы
