Визуализация процедуры оценки качества цифровой образовательной среды по модели «Прозрачный ящик»
- Авторы: Пак Н.И.1, Сыромятников А.А.1, Степанова Т.А.1, Куулар Д.О.2
-
Учреждения:
- Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
- Тувинский государственный университет
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 86-104
- Раздел: ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321378
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-1-86-104
- EDN: https://elibrary.ru/PDJNIG
- ID: 321378
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Современные когнитивные технологии позволяют создавать наглядные и интеллектуальные средства мониторинга и оценки качества объектов и ресурсов. Модель «Прозрачный ящик» может обеспечить высокую интерактивность и визуализацию мониторинговых данных для анализа и принятия управляющих решений по развитию цифровых образовательных сред учреждений (ЦОС). Цель работы - обосновать модель «Прозрачный ящик» для визуализации процедуры мониторинга ЦОС образовательных учреждений на основе объектно-структурной карты, содержащей ее структурные и функциональные компоненты с топологическим набором статистических и мониторинговых показателей. Методология. В модели «Прозрачный ящик» для образовательных ресурсов предусматривается построение объектно-структурной карты всех компонент (ОСК). Для создания ОСК цифровой образовательной среды удобно использовать объектно ориентированный подход. При этом компоненты среды (объекты) и их взаимосвязи следует структурировать иерархически сверху вниз или снизу вверх. Топологическая объектно ориентированная структура ЦОС с целевыми компонентами в виде объектно-структурной карты представляет каркас модели «Прозрачный ящик». Большую значимость в ОСК играют функциональные свойства и потоки информации между объектами. Они формируют механизмы, определяющие результативность достижения целевых показателей среды. Объекты и их связи наделяются критериальными показателями, которые оцениваются экспертами. Наложение на ОСК тепловой карты, по цветности ее компонент, соответствующих экспертным оценкам, определяет визуализированную картину состояния среды в целом и отдельных ее участков в частности. Главной особенностью модели является ее топологическая интерактивность, позволяющая отображать оценочные и мониторинговые показатели среды для анализа и принятия управляющих решений по развитию ЦОС. Результаты. Предложена инновационная модель «Прозрачный ящик» в виде объектно-структурной карты цифровой образовательной среды учреждений образования для проведения оценочных и мониторинговых процедур. Показаны преимущества использования объектно ориентированного подхода для разработки ОСК. Сбор, накопление и обработка данных для мониторинга развития ЦОС учреждения осуществляются традиционными способами, например с помощью Яндекс-форм, которые заполняются представителями исследуемой организации. Для практической реализации предложенной модели целесообразно создать специальное веб-приложение, визуализирующее процесс мониторинга ЦОС и предоставляющее пользователям удобный интерфейс для анализа и принятия управляющих решений по дальнейшему развитию среды. Заключение. Обоснована модель «Прозрачный ящик» для визуализации процедуры мониторинга ЦОС образовательных учреждений на основе объектно-структурной карты, содержащей ее структурные и функциональные компоненты с топологическим набором статистических и мониторинговых показателей. Предложенная модель обеспечивает высокую интерактивность и визуализацию мониторинговых данных для анализа и принятия управляющих решений по развитию цифровых образовательных сред учреждений образования.
Об авторах
Николай Инсебович Пак
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
Email: koliapak@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2105-8861
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и информационных технологий в образовании
Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89Алексей Александрович Сыромятников
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
Автор, ответственный за переписку.
Email: syromyatnikov@kspu.ru
ORCID iD: 0000-0002-6439-4577
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании
Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89Татьяна Анатольевна Степанова
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
Email: step1350@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9782-3641
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании
Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89Долаана Орлан-ооловна Куулар
Тувинский государственный университет
Email: susanasaidana@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0927-2507
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики
Российская Федерация, 667000, Кызыл, ул. Ленина, д. 36Список литературы
- Global Trends 2020: Understanding Complexity: Ipsos, 2020. Available from: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2020-02/ipsos-global-trends-2020-understanding-complexity.pdf (accessed: 16.10.2023).
- Fadel Ch, Bialik M, Trilling B. Four-dimensional education: competencies necessary for success. Moscow: Tochka Publ.; 2008. (In Russ.)
- Konnova NM. Models of organization of educational and upbringing activity of supplementary education institutions in the context of digital transformation. Pedagogical Research. 2021;(3):23–43. (In Russ.)
- Atanasyan SL. Modelling of the information educational environment of pedagogical higher school. RUDN Journal of Informatization in Education. 2008;(2):17–22. (In Russ.)
- Atanasyan SL, Grigoryev SG, Grinshkun VV. Designing the structure of information educational environment of pedagogical university. Informatics and Education. 2019; (3):90–96. (In Russ.)
- Aitymova A, Iklassova K, Abildinova G, Shaporeva A, Kopnova O, Kushumbayev A, Smolyaninova S, Aitymov Z, Karymsakova A. Development of a model of information process management in the information and educational environment of preschool education organizations. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. 2023;2(3):95–105. https://doi.org/10.15587/1729-4061.2023.276253
- Ashby WR. Introduction to cybernetics (DG Lahuti, Transl.; VA Uspensky, Ed.). Moscow: Izdatel'stvo Inostrannoi Literatury Publ.; 1959. (In Russ.)
- Wiener N. Cybernetics, or Control and communication in animal and machine. 2nd ed. Moscow: Nauka. Glavnaya Redaktsiya Izdanii Dlya Zarubezhnykh Stran Publ.; 1983. (In Russ.)
- Kadnikova MV, Malkova AS, Umanskaya MV. Targeted guidelines for additional education: an overview of regulatory documents. Available from: http://гддют.рф/wp-content/uploads/2020/09/Целевые-ориентиры-ДО.pdf?ysclid=lnse0v3sqk31209079 (accessed: 16.10.2023). (In Russ.)
- Kosaretskii SG, Goshin ME, Belikov AA, Evstigneeva NV, Zhulyabina NM, Kudryavtseva MA, Maksimova AS, Petlin AV, Poplavskaya AA, Filippova DS, Yankevich SV. Additional education of children in Russia: unified and diverse (SG Kosaretsky, ID Frumin, Eds.) Moscow: Izdatel'skii Dom Vysshei Shkoly Ekonomiki Publ.; 2019. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1956-1
- Adolf VA. (ed.) Monitoring the development of the digital educational environment of additional education practices for children. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev; 2021. (In Russ.)
- Pak NI, Doroshenko EG, Stepanova TA, Syromyatnikov AA, Hegai LB. System of monitoring the development of the digital educational environment of additional education practices for children. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev; 2022. (In Russ.)
- Pak NI, Doroshenko EG, Stepanova TA, Syromyatnikov AA. A criterial model for assessing the quality of the digital educational environment using cloud services. Informatics and Education. 2023;38(3):54–63. (In Russ.) https://doi.org/10.32517/0234-0453-2023-38-3-54-63
- Ganicheva AV. Applied statistics. Moscow: Lan’ Publ.; 2023. (In Russ.)
- Mirkin BG. Cluster analysis methods to support decision-making. Moscow: Izdatel'skii Dom Natsional'nogo Issledovatel'skogo Universiteta “Vysshaya Shkola Ekonomiki” Publ.; 2011. (In Russ.)
Дополнительные файлы
