Интерактивная игра как средство развития внеурочной деятельности по информатике
- Авторы: Заславская О.Ю.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2019)
- Страницы: 138-148
- Раздел: ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333496
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-2-138-148
- ID: 333496
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассмотрены процессы развития методов обучения информатике в условиях организации внеурочной деятельности на основе использования игр и игровых форм, что способствует повышению эффективности обучения. Целью стало выявление особенностей разработки интерактивной компьютерной игры, которая отличается тем, что объединяет все темы курса информатики 5-8-х классов и позволяет использовать инструменты интерактивной доски, объединяя их в единую систему (группировка объектов, работа со слоями и т.д.), а также предоставляет возможность проведения игры с использованием мобильных устройств как в классе, так и дистанционно. Это позволило учесть особенности методики использования интерактивной игры в процессе обучения информатике в условиях внеурочной деятельности учащихся 5-8-х классов и оценить эффективность обучения, рост мотивации, закрепление полученных знаний и повышение интереса к предмету «Информатика». Методология. Разработка специальным образом спроектированной интерактивной игры в процессе обучения информатике в условиях внеурочной деятельности учащихся 5-8-х классов осуществлялась за счет анализа дидактических особенностей внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов и психолого-педагогических аспектов обучения учащихся в условиях внеурочной деятельности по информатике с использованием интерактивной игры, а также путем наблюдения, организации и проведения педагогического эксперимента, с опорой на его результаты. Результаты. Выявлены возможности и роль интерактивной игры в процессе обучения информатике в условиях внеурочной деятельности школьников. Дано теоретическое обоснование необходимости применения интерактивной игры как средства развития внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов. На основе полученных данных разработана, внедрена и апробирована интерактивная компьютерная игра как средство развития внеурочной деятельности по информатике, отобрано и систематизировано содержание заданий интерактивной игры, проверена эффективность методики использования интерактивной игры во внеурочной деятельности по информатике. Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что эффективность игры целиком и полностью определяется тем, насколько с помощью нее реализуются образовательные цели, обусловленные государственным стандартом среднего образования по информатике и информационно-коммуникационными технологиям. Создание и применение интерактивных игр во внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов должно учитывать общедидактические принципы (научность, доступность, систематичность, наглядность, преемственность и т.д.), а также специфические дидактические принципы, обусловленные использованием преимуществ интерактивной доски - адаптивности и интерактивности обучения, реализации возможностей компьютерной визуализации, развития интеллектуального потенциала учащихся.
Об авторах
Ольга Юрьевна Заславская
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: z.oy@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29Список литературы
- Aleshko N.N. Interaktivnye igry [Interactive games]. http://aleshko.ucoz.kz/index/interaktivnye_ igry/0-13 (accessed: 20.12.2018).
- Zaslavskaya O.Yu. Informatizaciya obrazovaniya: novoe ponimanie mesta i roli uchitelya v uchebnom processe [Informatization of education: a new understanding of the place and role of teachers in the educational process]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Informatics and Informatization of Education Series]. 2007. No. 9. Pp. 57—69.
- Zaslavskaya O.Yu. Sovershenstvovanie professional’noj i upravlencheskoj kompetentnosti prepodavatelya v svyazi s vnedreniem informacionnyh tekhnologij [Improvement of professional and managerial competence of the teacher in connection with the introduction of information technologies]. Nauka i shkola [Science and school]. 2006. No. 3. Pp. 52—54.
- Zaslavskaya O.Yu. Razvitie upravlencheskoj kompetentnosti uchitelya v sisteme mnogourovnevoj podgotovki v oblasti metodiki obucheniya informatike [Development of the teacher’s managerial competence in the system of multilevel training in the field of methods of teaching informatics]: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk. Moscow, 2008. 46 p.
- Zaslavskaya O.Yu. Proekt uchebnyh modulej, napravlennyh na preemstvennoe obuchenie mul’timedijnym tekhnologiyam v srednej shkole [Draft training modules aimed at continuity of learning multimedia technology in high school]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Informatics and Informatization of Education Series]. 2016. No. 2(36). Pp. 69—74.
- Zaslavskaya O.Yu., Galeeva N.L. Podhody k upravleniyu uchebnoj deyatel’nost’yu uchashchihsya na urokah informatiki [Approaches to the management of educational activities of students in the classroom informatics]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2010. No. 3. Pp. 44—49.
- Zubrilin A.A. Igrovye momenty pri izuchenii telekommunikacionnyh tekhnologij [Game moments in the study of telecommunication technologies]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2002. No. 11. Pp. 27—34.
- Ivanova I.A. Ispol’zovanie interaktivnoj doski na urokah i vneklassnyh meropriyatiyah [Use of an interactive whiteboard in the classroom and extracurricular activities]. http://www.nic-snail.ru/ festival/2010/articles/ivanova_ia1.html (accessed: 17.02.2019).
- Katkova A.L. Komp’yuternye igry v processe obucheniya informatike [Computer games in the process of teaching informatics]. Teoreticheskie i prikladnye voprosy sovremennyh informacionnyh tekhnologij [Theoretical and applied issues of modern information technologies]. 2008. No. 7. Pp. 36— 39.
- Lebedev V.V. Povyshenie motivacii uchashchihsya v izuchenii informatiki posredstvom vneurochnoj deyatel’nosti [Increasing the motivation of students in the study of computer science through extracurricular activities]. http://www.bytic.ru (accessed: 20.12.2018).
- Nazarova T.S., Tihomirova K.M., Kudina I.Yu., Kozhevnikov D.N., Zaslavskaya O.Yu. i dr. Instrumental’naya didaktika: perspektivnye sredstva, sredy, tekhnologii obucheniya [Instrumental didactics: a promising remedy, the environment, technology training]. Moscow, Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 2012. 436 p.
- Podlasyj I.P. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1996. 209 p.
- Trofimova A.A. Vzaimosvyaz’ vidov deyatel’nosti shkol’nikov i ee vliyaniya na informatizaciyu obrazovaniya [Interrelation of types of activity of school students and its influence on informatization of education]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Informatics and Informatization of Education Series]. 2003. No. 1. Pp. 106—110.
- Ehl’konin D.B. Psihologiya igry [Psychology of the game]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1998. 14 p.
- Zaslavskaya O.Yu. Components of teacher’s management competency: knowledge and skills, activity, functional areas. American Journal of Pedagogy and Education. 2013. No. 1. Pp. 13—15.
- Kravets O.Ja., Zaslavskaya O.Ju. Adaptive management of individualizing computer science studies: patterns, algorithms, educational process. Yelm, WA, USA, 2014. 122 p.
Дополнительные файлы

