Инструменты дистанционного и электронного обучения в сообществах учащихся и педагогов: состав, особенности использования и предпочтения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В статье описывается проблема использования инструментов электронного и дистанционного обучения в сообществах учащихся и педагогов. Актуальность решения этой проблемы определяется необходимостью развития цифровой образовательной среды, которая в большей или меньшей степени может быть ориентирована на электронное и дистанционное обучение. Целями исследования стали выявление степени востребованности инструментов дистанционного и электронного обучения в сообществах учащихся и педагогов, а также установление особенностей применения предлагаемых инструментов в условиях их совместного использования. Методология. В ходе исследования была проанализирована деятельность учащихся и педагогов образовательного портала Волгоградского государственного социально-педагогического университета в 2019-2020 учебном году. В процессе анализа фиксировались факты и интенсивность использования инструментов дистанционного (личная переписка, размещение сообщений в публичном пространстве, предоставление выполненных учебных заданий преподавателю) и электронного (публикация документов, разработка страниц электронных курсов, выполнение учебных заданий с автопроверкой) обучения. На основе полученных данных были определены предпочтения в использовании инструментов электронного и дистанционного обучения обучающимися и педагогами, а также особенности совместного использования инструментов. Результаты. Проведенное исследование показало, что существует широкий спектр инструментов, нацеленных на реализацию технологий как дистанционного, так и электронного обучения в сообществах Интернета. Инструменты являются в достаточной степени независимыми друг от друга, что позволяет выстраивать разные стратегии обучения, в большей или меньшей степени ориентированные на электронное и дистанционное обучение. Инструменты дистанционного обучения по охвату более востребованы, но более интенсивно используются инструменты электронного обучения. Существует значительная разница в том, как применяют инструменты педагоги и обучающиеся. При этом значительная часть пользователей совмещает разные стратегии обучения, выступает в роли как педагога, так и обучающегося. Заключение. Полученные данные позволяют лучше понять процессы, связанные с реализацией обучения в сообществах сети Интернет. Понимание характера этих процессов, возможных стратегий и предпочтений поведения педагогов и обучаемых в цифровой образовательной среде способно послужить основой дальнейшей разработки и совершенствования сетевых инструментов учебного назначения, а также педагогических технологий, составляющих основу реализации учебной деятельности в сети Интернет.

Об авторах

Алексей Николаевич Сергеев

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: alexey-sergeev@yandex.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информатики и методики преподавания информатики

Российская Федерация, 400066, Волгоград, пр-кт имени В.И. Ленина, 27

Список литературы

  1. Kushnir M. Kak postroit' cifrovuju obrazovatel'nuju sredu [How to build the digital educational environment]. Available from: https://klever-ok.ru/2017/05/24/kushnir_ digital_edu/ (accessed: 05.07.2020).
  2. Gorjachenko EA. Internet-prostranstvo kak obrazovatel'naja sreda XXI veka [Internet space as the educational environment of the XXI century]. Setevoe obrazovatel'noe vzaimodejstvie v podgotovke pedagoga informacionnogo obshhestva [Network educational interaction in teacher training in the information society]: proceedings of the International scientific and practical conference. Vladivostok; 2019. p. 92–95.
  3. Lomachenko TI, Kokodej TA, Hitushhenko VV. Razrabotka modeli kompleksnogo funkcionirovanija kljuchevyh komponentov sovremennoj cifrovoj obrazovatel'noj sredy [Development of the model of complex functioning of the key components of the modern digital environment]. Vestnik Juzhno-Rossijskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta (Novocherkasskogo politehnicheskogo instituta). Serija: Social'no-jekonomicheskie nauki [Bulletin of South Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnical Institute. Series: Socio-Economical Sciences]. 2019;(2):58–64.
  4. Nimatulaev MM, Cvetkova ON, Arutjunjan VV, Askerov AS, Homjakova VE. Internet-tehnologii v obrazovanii i kul'tura obshhenija v uslovijah telekommunikacii [Internet technologies in education and culture of communication in terms of telecommunication]. Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuju jepohu [Educational space in the era of information]: collection of scientific papers of the International scientific and practical conference. Moscow: ISRO RAO Publ.; 2018. p. 599–609.
  5. Kolyhmatov VI. Obrazovanie budushhego: tehnologii cifrovizacii [Education of the future: technologies of digitalization]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tehnologii, kachestvo [Modern education: contents, technologies, quality]. 2019;1:12–15.
  6. Shaljutina NV, Pjatibratov VE. Ispol'zovanie studentami obrazovatel'nyh onlajn-platform [Use of educational online-platforms by students]. Molodezh': aktual'nye social'nye praktiki [The youth: relevant social experiences]. Nizhny Novgorod; 2020. p. 112–125.
  7. Jakusheva NM. Jelektronnoe obuchenie: podhody k realizacii, primery sredstv obuchenija i uchebnyh zavedenij [E-learning: approaches to implementation, examples of learning tools and educational institutions]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta imeni M.A. Sholohova. Seriya: Pedagogika i psihologija [Bulletin of Moscow State University of Humanities named after M.A. Sholokhov. Series: Pedagogy and Psychology]. 2014;(1):84–88.
  8. Zilberman NN, Kulikov IA, Mozhaeva GV, Feshhenko AV. Perspektivy razvitija tehnologij jelektronnogo obuchenija: sistemy distancionnogo obuchenija ili social'nye seti? [Prospects of development of the technologies of e-learning: systems of distance learning or social networks?]. Luchshie praktiki jelektronnogo obuchenija [Best experiences of e-learning]: materials of the First methodological conference. Tomsk; 2015. p. 13–20.
  9. Kovalchuk SS, Garkusha NA, Medjankina EN, Muhina JuN. Onlajn-obuchenie: iz opyta zarubezhnyh i rossijskih vuzov [Online education: from the experience of foreign and Russian higher schools]. Vysshee obrazovanie segodnja [Higher education today]. 2020;(1):31–37.
  10. Medvedev DA, Kuznecova VS. Sistemy distancionnogo obuchenija v sovremennom obrazovanii [Systems of distant education in modern education]. Proryvnye nauchnye issledovanija: problemy, zakonomernosti, perspektivy [Breakthrough scientific research: issues, regulations, prospects]: collection of articles of the XIV International scientific and practical conference. Penza; 2020. p. 79–83.
  11. Feshhenko AV. Social'nye seti v obrazovanii: analiz opyta i perspektivy razvitija [Social networks in education: analysis of experience and prospects of development]. Gumanitarnaja informatika [Liberal informatics]. 2011;6:124–134.
  12. Volik MV, Milostivaja JuS. Ispol'zovanie social'nyh setej v obuchenii [Use of social networks in education]. Social'no-jekonomicheskoe razvitie regiona v uslovijah modernizacii [Socio-economic development of the region in terms of modernization]: materials of the All-Russian interuniversity scientific and practical conference of teachers and students. Vladikavkaz: Finansovyj universitet Publ.; 2015. p. 495–500.
  13. Angel OJu. Social'nye seti kak sredstvo obuchenija i vzaimodejstvija v obrazovatel'nom processe [Social networks as the means of teaching and interaction in the educational process]. Novye tehnologii v obrazovanii [New technologies in education]: collection of articles of the III International scientific and practical conference. Krasnoyarsk; 2015. p. 17–21.
  14. Sergeev AN. Opyt realizacii portala jelektronnogo obuchenija v social'noj obrazovatel'noj seti universiteta [Experience of e-learning educational portal in the social educational network of the university]. Informacionnye tehnologii v obrazovanii XXI veka [Information technologies in education of the XXI century]: collection of scientific papers of the International scientific and practical conference. Мoscow: MIFI Publ.; 2015. p. 76–82.
  15. Sergeev AN, Vydrych EI. Social'naja set' kak tehnicheskaja platforma distancionnoj podderzhki obuchajushhihsja v seti internet [Social network as the technical platform of distant support of students on the Internet]. European Social Science Journal [European Social Science Journal]. 2017;(11):324–329.
  16. Sergeev AN. Social'naja set' kak obrazovatel'nyj portal vuza: realizacija v obrazovatel'noj praktike teorii obuchenija v soobshhestvah Interneta [Social network as the educational portal of a higher school: implementation of education theory in educational experience in Internet communities]. Obrazovanie i obshhestvo [Education and Society]. 2018;3–4(110–111):72–75.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».