Переход от традиционного подхода к интерактивному: обучение монологической речи с использованием информационно-коммуникационных технологий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В современном обществе приоритетны непрерывное обновление и рекреация языковой личности обучающихся и наличие необходимых компетенций и способностей практического применения изученного для решения актуальных задач. Общеизвестно, что существующее в настоящее время в методологии иноязычного образования и обучения понятие формирования «вторичной языковой личности» подразумевает наличие компетенций, ключевой и наиболее значимой из которых является коммуникативная. Уровень сформированности коммуникативной компетенции определяется наличием осознанности в восприятии социокультурного портрета страны иностранного языка; социальной, культурной и этнической толерантности; речевого этикета и вежливости в общении; возможности поиска путей разрешения конфликтов в коммуникации. Вышеперечисленные задачи реализуются только при условии создания и ведения учебного процесса в контексте диалога культур. В этой связи следует учитывать, что осуществление диалога культур невозможно без внедрения в образовательный процесс информационных и цифровых технологий. Цель исследования - апробация эффективности и актуальности применения различных методов, приемов и упражнений с использованием информационных технологий для развития речевых навыков (в частности, монологической речи) обучающихся. Методология. Педагогический эксперимент состоял из четырех этапов: организация исследования, реализация эксперимента, выявление количественных и качественных характеристик результатов экспериментального обучения, интерпретация причин и факторов, влияющих на полученные результатов. Результаты. Показатели экспериментальной группы оказались сравнительно выше показателей контрольной группы. Объяснением могут служить различная степень успеваемости групп, уровень мотивации обучающихся и применяемые в процессе обучения технологии. Установлено, что данные исследования качества монологической речи на контрольном этапе (теста-среза экспериментальной группы) по сравнению с показателями констатирующего этапа увеличились в среднем на 10 % по всем параметрам. Заключение. Результаты экспериментальной и контрольной групп доказывают, что качество проведения занятий, внедрение инновационных и информационных технологий, а также мотивация обучающихся играют немаловажную роль в процессе обучения иностранному языку.

Об авторах

Гулнара Абдумажиткызы Ризаходжаева

Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Яссави

Email: gulnara_rizahodja@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6791-243X

PhD, и.о. доцента

Республика Казахстан, 161201, Туркестан, пр-кт Б. Саттарханова, д. 29

Мадина Мурзахановна Акешова

Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Яссави

Автор, ответственный за переписку.
Email: madina_shakh@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2264-4742

PhD, и.о. доцента

Республика Казахстан, 161201, Туркестан, пр-кт Б. Саттарханова, д. 29

Список литературы

  1. Nambudiri R, Shaik R, Ghulyani S. Student personality and academic achievement: mediating role of psychological capital (PsyCap). International Journal of Educational Management. 2019;34:768-781.
  2. Shaffer K. Why we need a guide to new teaching methods now. Academic Radiology. 2019;26(1):114-115. https://doi.org/10.1016/j.acra.2018.09.020
  3. Williams M, Mercer S, Ryan S. Exploring psychology in language learning and teaching. Oxford University Press; 2016.
  4. Gardner D, Yung KWH. Learner motivation in self-access language learning. Innovation in Language learning and Teaching. 2017;11(2):159-176. https://doi.org/10.1080/17501229.2015.1088545
  5. Galimova EG, Shvetsova MG. Modern educational technologies in teaching senior secondary pupils’ communication in the form of a monologue and in generating their cognitive interest. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; 11(8):1951-1962. https://doi.org/10.12973/ijese.2016.569a
  6. Van Dijk LA, Jochems WMG. Changing a traditional lecturing approach into an interactive approach: effects of interrupting the monologue in lectures. International Journal of Engineering Education. 2002;18(3):275-284.
  7. Ford K. The taped monologue as narrative technique for reflective practice. ELT Journal. 2016;70(3):253-260. https://doi.org/10.1093/elt/ccv079
  8. Goryacheva EN, Goryacheva IN. The role of digital technologies in the formation of communicative competence in teaching a second foreign language (Spanish) to bachelors in Economics and Finance. Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth: 1st International Scientific Conference (MTDE 2019). Atlantis Press; 2019.
  9. Rizakhojayeva G, Yussupova G, Mamyrbayeva B, Meirbekov A. Professional foreign language training in the context of the digital university: example of modeling and experimental validation. International Journal of Engineering Pedagogy. 2021;11(6):50-69.
  10. Setyorini W, Hartono R. The effectiveness of digital and printed comics to teach monologue of visual and auditory students: a Case of the Tenth Year Students of State Senior High School 1 Ungaran. English Education Journal. 2017;7(1):73-78. https://doi.org/10.15294/EEJ.V7I1.14689
  11. Holubnycha LО. Intensification of students’ cognitive activity while forming skills of English monologue speech (experience exchange). Cherkasy University Bulletin: Pedagogical Sciences. 2018;(9):53-60.
  12. Oslick ME, Robertson T, Parks M. Creating spaces for critical conversations on issues of social justice. Using Nonfiction for Civic Engagement in Classrooms: Critical Approaches. Rowman & Littlefield Publishers, Inc.; 2018. p. 95-104.
  13. Bhatnagar M. Learning through information and communication technology. International Journal in Management & Social Science. 2016;4(4):206-212.
  14. Brown R. (ed.). Knowledge, education, and cultural change: papers in the sociology of education (vol. 3). Routledge; 2018.
  15. Suyarov A. Teaching reading: goals and techniques. Texas Journal of Multidisciplinary Studies. 2022;5:283-286.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».