Сравнительный анализ международных практик обучения программированию школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Представлен сравнительный анализ международных практик по обучению программированию школьников в условиях технологизации современного общества. Цель исследования - выявление наиболее эффективных практик обучения программированию на основе комплексного анализа международного опыта для оценки целесообразности их внедрения в систему российского образования школьников. Исследование охватывает опыт девяти стран (Великобритания, Германия, Китай, Сингапур, США, Финляндия, Эстония, Южная Корея, Япония), выбранных как репрезентативные представители различных образовательных систем и лидеры цифровой трансформации образования в своих регионах. Методология. На основе комплексного анализа выявлены и классифицированы три основные модели обучения программированию: интегрированная, специализированная и гибридная. Компаративный анализ международных практик позволил провести сравнительное изучение образовательных систем различных стран. Статистический анализ показателей эффективности основывался на обработке количественных данных об успеваемости учащихся по результатам международных исследований. Результаты. Позволили сформулировать научно обоснованную оценку целесообразности внедрения международных практик в образовательную систему с учетом возрастных особенностей учащихся. Заключение. Установлено, что наиболее успешные международные образовательные системы характеризуются сбалансированным развитием инфраструктурного, методологического и кадрового компонентов.

Об авторах

Тимур Муртазович Босенко

Московский городской педагогический университет

Email: bosenkotm@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5375-096X
SPIN-код: 7117-2458

доцент департамента информатики, управления и технологий, Институт цифрового образования

Российская Федерация, 129594, Москва, ул. Шереметьевская, д. 28

Альбина Рифовна Садыкова

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sadykovaar@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1413-200X
SPIN-код: 7107-7576

профессор департамента информатики, управления и технологий, Институт цифрового образования

Российская Федерация, 129594, Москва, ул. Шереметьевская, д. 28

Ирина Витальевна Левченко

Московский педагогический государственный университет

Email: iv.levchenko@mpgu.su
ORCID iD: 0000-0002-1388-4269
SPIN-код: 8484-7769

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике, Институт математики и информатики

Российская Федерация, 107140, Москва, ул. Краснопрудная, д. 14, стр. 1

Список литературы

  1. Huang S, Liu C, Xu Y. A Comparative study on programming education – based on China and America. Journal of Education, Humanities and Social Sciences. 2023;15: 220–231. https://doi.org/10.54097/ehss.v15i.9272
  2. Lee I, Grover S, Martin F, Pillai S, Malyn-Smith J. Computational thinking from a disciplinary perspective: integrating computational thinking in K-12 science, technology, engineering, and mathematics education. Journal of Science Education and Technology. 2019;29(1):1–8. https://doi.org/10.1007/s10956-019-09803-w
  3. Lindberg R, Laine T, Haaranen L. Gamifying programming education in K-12: a review of programming curricula in seven countries and programming games. British Journal of Educational Technology. 2019;50(4):1979–1995. https://doi.org/10.1111/bjet.12685
  4. Waite J, Curzon P, Marsh W, Sentance S. Difficulties with design: the challenges of teaching design in K-5 programming. Computers and Education. 2020;150:103838. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103838 EDN: WTWMDG
  5. Pasternak A, Hellmig L, Röhner G. Standards for higher secondary education for computer science in Germany. In: Pozdniakov SN, Dangiené V. (eds.) Informatics in Schools. Fundamentals of Computer Science and Software Engineering: 11th International Conference on Informatics in Schools: Situation, Evolution, and Perspectives, ISSEP 2018, 10–12 October 2018, St. Petersburg, Russia. Cham: Springer; 2018. p. 103–114. https://doi.org/10.1007/978-3-030-02750-6_9
  6. Sianturi M, Lee J, Cumming T. Using technology to facilitate partnerships between schools and Indigenous parents: a narrative review. Education and Information Technologie. 2023;28(5):6141–6164. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11427-4 EDN: PQDDTJ
  7. Seow P, Looi CK, How ML, Wadhwa B, Wu LK. Educational policy and implementation of computational thinking and programming: case study of Singapore. In: Kong S-Ch, Abelson H. (eds.) Computational Thinking Education. Singapore: Springer; 2019. p. 337–345. https://doi.org/10.1007/978-981-13-6528-7_19
  8. McGill M, Reinking A. Early findings on the impacts of developing evidence-based practice briefs on middle school computer science teachers. ACM Transactions on Computing Education. 2022;22(4):1–29. https://doi.org/10.1145/3543512
  9. Korhonen T, Salo L, Laakso N, Seitamaa A., Sormunen K, Kukkonen M, Maanonen H. Finnish teachers as adopters of educational innovation: perceptions of programming as a new part of the curriculum. Computer Science Education. 2022;33(1):94–116. https://doi.org/10.1080/08993408.2022.2095595 EDN: CGXTDF
  10. Pata K, Tammets K, Vyaljataga T, Kori K, Laanpere M, Rybtsenkov R. The patterns of school improvement in digitally innovative schools. Technology, Knowledge and Learning. 2022;27(3):823–841. https://doi.org/10.1007/s10758-021-09514-5 EDN: IWIAQM
  11. Kim K, Koo D, Kim Se, et al. Development a standard curriculum model of nextgeneration software education. Journal of The Korean Association of Information Education. 2020;24(4):337–367. https://doi.org/10.14352/jkaie.2020.24.4.337 EDN: APFRJS
  12. Yamanaka Sh, Suzuki K. Japanese education reform towards twenty-first century education. In: Reimers FM. (ed.) Audacious Education Purposes. Cham: Springer; 2020. p. 81–103. https://doi.org/10.1007/978-3-030-41882-3_4
  13. Barhatova DA, Lomasko PS, Pak NI. Smart environment model for training future informatics teachers in programming under network cluster-distributed integration. Informatics and Education. 2018;(8):11–19. (In Russ.) https://doi.org/10.32517/02340453-2018-33-8-11-19 EDN: YNHKJF
  14. Cheng M. An overview of STEM education in Asia. In: Cheng M, Buntting C, Jones A. (eds.) Concepts and Practices of STEM Education in Asia. Singapore: Springer; 2022. p. 1–15. https://doi.org/10.1007/978-981-19-2596-2_1
  15. Zhang W, Zeng X, Wang J, Ming D, Li P. An analysis of learners programming skills through data mining. Education and Information Technologies. 2022;27(8):11615– 11633. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11079-4 EDN: ADQHDQ
  16. Mannila L, Dagiene V, Demo B, Grgurina N, Mirolo C, Rolandsson L, Settle A. Computational thinking in K-9 education. In: Clear A, Lister R. (eds.) ITiCSE- WGR ‘14: Proceedings of the Working Group Reports of the 2014 on Innovation & Technology in Computer Science Education Conference, 23–25 June 2014, Uppsala, Sweden. New York: Association for Computing Machinery; 2014. p. 1–29. https://doi.org/10.1145/2713609.2713610
  17. Kong S, Lai M, Sun D. Teacher development in computational thinking: design and learning outcomes of programming concepts, practices and pedagogy. Computers & Education. 2020;151:103872. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103872

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».