Теоретические аспекты применения системы компьютерного моделирования Maple в процессе преподавания математики студентам технических вузов


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. В статье рассмотрены теоретические аспекты создания методической базы для преподавания высшей математики с применением компьютерной системы Maple студентам технических вузов. Математический функционал, которым обладает указанная система, позволяет расширить возможности применяемого программного обеспечения и за счет особой наглядности повысить эффективность усвоения материала. Очень часто в рамках математической подготовки используются различные средства повышения эффективности обучения, однако в педагогической практике компьютерные системы применяются крайне редко. Методология . В ходе исследования проведена оценка результатов образовательного процесса в техническом вузе, где преподавание высшей математики осуществляется с использованием компьютерной системы Maple. Результаты. Пример реализации описываемых в статье подходов показал, что применение различных компонент компьютерной системы Maple привлекает внимание опытных преподавателей, которые интересуются возможностями использования этой системы для улучшения процесса обучения в рамках осуществления образовательных программ и решения практических задач производственно-технического характера. Это свидетельствует о рациональности и уместности использования компьютерной программы Maple в технических вузах различных профилей для повышения результативности математического образования. Заключение. Проведенное исследование позволило выработать пути оптимального использования программы Maple для усвоения основных тем и разделов учебного курса высшей математики студентами инженерно-технических вузов. Применение компьютерной программы Maple и компьютерного моделирования положительно сказалось на качестве обучения и уровне знаний студентов - будущих инженеров, что в целом позитивно повлияло на результативность получения ими образования на протяжении нескольких лет.

Об авторах

Амон Акпарович Рахимов

Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими

Автор, ответственный за переписку.
Email: amon_rahimov@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и физики, факультет информатики и энергетики Республика Таджикистан, 735700, Худжанд, пр. Исмаила Сомони, д. 226

Список литературы

  1. Ergashev ZhB. Ways to optimize the teaching of higher mathematics with the use of information technologies. Young Scientist. 2013;8(55):450–452. (In Russ.) https://moluch.ru/archive/55/7504/
  2. Astafyeva LK, Emelina ID. Computer technologies in teaching mathematics. Bulletin of Kazan Technological University. 2013;16(13):260–263. (In Russ.)
  3. Gatsaeva RS-A. Modern methods of teaching mathematics at a technical university. Trends in the Development of Science and Education. 2021;74-5:49–51. (In Russ.)
  4. Rakhimov AA. Computer system of Maple as a means of forming creative independence in teaching higher mathematics to students of technical universities in the context of credit learning technology. Bulletin of the Tajik National University. Series: Natural Sciences. 2017;1/4:57–60. (In Russ.)
  5. Rakhimov AA. The methodology of using the MAPLE 17 mathematical package when studying the topic “Derivative and Its Application” in the course of higher mathematics for students of a technical university. Izvestiya Tula State University. Series: Technical sciences. 2020;11:308–313. (In Russ.)
  6. Rakhimov AA. Computer modeling as one of the ways to improve the effectiveness of higher mathematics education in a technical university. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2023;29(2):132–143. (In Russ.)
  7. Melnikov YuB. Mathematical modeling: structure, algebra of models, teaching the construction of mathematical models: monograph. Yekaterinburg: Ural Publ.; 2004. (In Russ.)
  8. Dyakonov VP. Computer mathematics: theory and practice. Moscow: Knowledge; 2001. (In Russ.)
  9. Dyakonov VP. Maple 10/11/12/13/14 in mathematical calculations. Moscow: DMK Press; 2011. (In Russ.)
  10. Bajbolotov BA, Sagyntaj kyzy N, Usonbaeva K., Orozbaeva N. Using computer symbolic mathematic system Maple in secondary school. Izvestiya VUZov Kyrgyzstana. 2019;5:124–126. (In Russ.)
  11. Kalimbetov BT, Safonov VF, Tuychiev OD. Systems of integral equations with a degenerate kernel and an algorithm for their solution using the Maple program. Bulletin of the Karaganda University. Series: Mathematics. 2022;4(108):60–75. https:// doi.org/10.31489/2022M4/60-75
  12. Bahgat M. General Maple code for solving scalar linear neutral delay differential equations. Sohag Journal of Sciences. 2023;8(2):209–215.
  13. Sultanova GA, Ruzlyaeva YuS, Kabin SV. Teaching mathematics for students of higher educational institutions: pros and cons of the Maple computer system for calculating integrals. In: Proceedings of the Second International Scientific and Practical Conference “Modern problems of teaching Mathematics, Physics and Computer Science in secondary and higher education”. Dushanbe: Alvon; 2019. p. 76–80. (In Russ.)
  14. Rakhimov AA. The use of computer modeling in the process of teaching algebra to students of technical field. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;1(88):49– 61. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.88.1.023

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».