Теоретические аспекты применения системы компьютерного моделирования Maple в процессе преподавания математики студентам технических вузов
- Авторы: Рахимов А.А.1
-
Учреждения:
- Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими
- Выпуск: Том 22, № 1 (2025)
- Страницы: 58-75
- Раздел: ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321342
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-1-58-75
- EDN: https://elibrary.ru/TAPTZO
- ID: 321342
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. В статье рассмотрены теоретические аспекты создания методической базы для преподавания высшей математики с применением компьютерной системы Maple студентам технических вузов. Математический функционал, которым обладает указанная система, позволяет расширить возможности применяемого программного обеспечения и за счет особой наглядности повысить эффективность усвоения материала. Очень часто в рамках математической подготовки используются различные средства повышения эффективности обучения, однако в педагогической практике компьютерные системы применяются крайне редко. Методология . В ходе исследования проведена оценка результатов образовательного процесса в техническом вузе, где преподавание высшей математики осуществляется с использованием компьютерной системы Maple. Результаты. Пример реализации описываемых в статье подходов показал, что применение различных компонент компьютерной системы Maple привлекает внимание опытных преподавателей, которые интересуются возможностями использования этой системы для улучшения процесса обучения в рамках осуществления образовательных программ и решения практических задач производственно-технического характера. Это свидетельствует о рациональности и уместности использования компьютерной программы Maple в технических вузах различных профилей для повышения результативности математического образования. Заключение. Проведенное исследование позволило выработать пути оптимального использования программы Maple для усвоения основных тем и разделов учебного курса высшей математики студентами инженерно-технических вузов. Применение компьютерной программы Maple и компьютерного моделирования положительно сказалось на качестве обучения и уровне знаний студентов - будущих инженеров, что в целом позитивно повлияло на результативность получения ими образования на протяжении нескольких лет.
Об авторах
Амон Акпарович Рахимов
Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими
Автор, ответственный за переписку.
Email: amon_rahimov@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и физики, факультет информатики и энергетики Республика Таджикистан, 735700, Худжанд, пр. Исмаила Сомони, д. 226
Список литературы
- Ergashev ZhB. Ways to optimize the teaching of higher mathematics with the use of information technologies. Young Scientist. 2013;8(55):450–452. (In Russ.) https://moluch.ru/archive/55/7504/
- Astafyeva LK, Emelina ID. Computer technologies in teaching mathematics. Bulletin of Kazan Technological University. 2013;16(13):260–263. (In Russ.)
- Gatsaeva RS-A. Modern methods of teaching mathematics at a technical university. Trends in the Development of Science and Education. 2021;74-5:49–51. (In Russ.)
- Rakhimov AA. Computer system of Maple as a means of forming creative independence in teaching higher mathematics to students of technical universities in the context of credit learning technology. Bulletin of the Tajik National University. Series: Natural Sciences. 2017;1/4:57–60. (In Russ.)
- Rakhimov AA. The methodology of using the MAPLE 17 mathematical package when studying the topic “Derivative and Its Application” in the course of higher mathematics for students of a technical university. Izvestiya Tula State University. Series: Technical sciences. 2020;11:308–313. (In Russ.)
- Rakhimov AA. Computer modeling as one of the ways to improve the effectiveness of higher mathematics education in a technical university. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2023;29(2):132–143. (In Russ.)
- Melnikov YuB. Mathematical modeling: structure, algebra of models, teaching the construction of mathematical models: monograph. Yekaterinburg: Ural Publ.; 2004. (In Russ.)
- Dyakonov VP. Computer mathematics: theory and practice. Moscow: Knowledge; 2001. (In Russ.)
- Dyakonov VP. Maple 10/11/12/13/14 in mathematical calculations. Moscow: DMK Press; 2011. (In Russ.)
- Bajbolotov BA, Sagyntaj kyzy N, Usonbaeva K., Orozbaeva N. Using computer symbolic mathematic system Maple in secondary school. Izvestiya VUZov Kyrgyzstana. 2019;5:124–126. (In Russ.)
- Kalimbetov BT, Safonov VF, Tuychiev OD. Systems of integral equations with a degenerate kernel and an algorithm for their solution using the Maple program. Bulletin of the Karaganda University. Series: Mathematics. 2022;4(108):60–75. https:// doi.org/10.31489/2022M4/60-75
- Bahgat M. General Maple code for solving scalar linear neutral delay differential equations. Sohag Journal of Sciences. 2023;8(2):209–215.
- Sultanova GA, Ruzlyaeva YuS, Kabin SV. Teaching mathematics for students of higher educational institutions: pros and cons of the Maple computer system for calculating integrals. In: Proceedings of the Second International Scientific and Practical Conference “Modern problems of teaching Mathematics, Physics and Computer Science in secondary and higher education”. Dushanbe: Alvon; 2019. p. 76–80. (In Russ.)
- Rakhimov AA. The use of computer modeling in the process of teaching algebra to students of technical field. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;1(88):49– 61. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.88.1.023
Дополнительные файлы
