Формирование компонентов цифровой грамотности будущих педагогов в ходе изучения общеуниверситетской дисциплины «Цифровые технологии в образовании»
- Авторы: Исупова Н.И.1, Суворова Т.Н.2,3
-
Учреждения:
- Вятский государственный университет
- Российская академия образования
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 21, № 4 (2024)
- Страницы: 434-447
- Раздел: ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321356
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-4-434-447
- EDN: https://elibrary.ru/SFIUUL
- ID: 321356
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы . Развитие информатизации образования происходит под влиянием масштабного проникновения цифровых технологий во все сферы деятельности современного общества. С учетом этого влияния становятся значимыми выявление и учет текущего уровня сформированности цифровой грамотности будущих педагогов и на основе его анализа - разработка научно-методического обоснования для определения структуры и содержания дисциплины, направленной на подготовку будущих педагогов к работе в условиях цифровой трансформации образования. Представлено исследование, направленное на обоснование необходимости применения дифференцированного подхода к преподаванию дисциплины «Цифровые технологии в образовании», изучаемой студентами педагогического направления подготовки в рамках программы бакалавриата. Методология . Применяется теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования. Опытно-экспериментальная работа проводится на базе Вятского государственного университета. В педагогическом эксперименте принимают участие 111 бакалавров направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Предметное обучение. Технологии обучения и воспитания». Дифференцированный подход к организации изучения дисциплины «Цифровые технологии в образовании» рассматривается как инновационный метод развития цифровой грамотности будущих педагогов. На этапе диагностики и оценки сформированности цифровой грамотности бакалавров прим еняется авторский тест, направленный на выявление уровня сформированности пяти компонентов цифровой грамотности будущих педагогов: информационной, компьютерной, коммуникативной и медиаграмотности, а также отношения к технологическим инновациям. Методом статистической обработки служит критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. Дифференциация содержания дисциплины и разделение обучающихся на подгруппы происходит на основе анализа результатов входной диагностики, благодаря которой выявляются наиболее острые дефициты в форми ровании одного из пяти компонентов цифровой грамотности обучающегося. Результа ты . Выявлены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в уровне индекса цифровой грамотности студентов экс периментальной группы, обучаемых в соответствии с предложенным подходом (χ2 = 9,570; α < 0,05). Заключение . Применение дифференцированного подхода к изучению дисциплины «Цифровые технологии в образовании» способствует пов ышению уровня цифровой грамотности будущих педагогов. Такой подход, основанный на выявлении и учете наиболее острых дефицитов развития компонентов цифровой грамотности, позволит повысить собственный индекс цифровой грамотности студентов, а также сформировать их готовность к применению цифровых образовательных инструментов в будущей педагогической деятельности с целью повышения уровня цифровой грамотности школьников.
Об авторах
Наталья Ивановна Исупова
Вятский государственный университет
Email: natalyisupova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9889-445X
SPIN-код: 2718-0923
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой цифровых технологий в образовании, факультет компьютерных и физ икоматематических наук, институт математики и информационных систем
Российская Федерация, 610000, Киров, ул. Московская, д. 36Татьяна Николаевна Суворова
Российская академия образования; Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: suvorovatn@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3628-129X
SPIN-код: 9398-7418
доктор педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией развития цифровой образовательной среды, Центр развития образования, Российская академия образования; профессор кафедры информационных технологий в непрерывном образовании, Учебно-научный институт сравнительной образовательной политики, Российский университет дружбы народов
Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8; Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Vasyura S, Kuzmina O, Maletova M. Internet communications: time phenomenon in online activity. Education and Self Development. 2020;15(4):71-79. https://doi.org/10.26907/esd15.4.03
- Isupova NI, Perevozchikova MS, Masharova TV, Zenkina SV. Formation of teamwork skills among future teachers in the development of didactic games with traditional and digital components. Perspectives of Science and Education. 2022:1(55):130-146. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.8
- Robert IV. Establishment and development of digital transformation of vocational education based on system convergence of pedagogical science and technologies. In: Development prospects of studies in the field of education sciences: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, 6-7 December 2021, Moscow. Moscow: Russian Academy of Education; 2022. p. 405-410. (In Russ.)
- Romasevich EP. Development of infrastructure of corporate networks of universities in BYOD conditions. Scientific Papers of Institute of Social and Humanitarian Knowledge. 2016;1(14): 489-493. (In Russ.)
- Bahji SE, Alami J, Lefdaoui Y. Learners’ attitudes towards extended-blended learning experience based on the S2P Learning Model. International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2015;6(10):70-78. https://doi.org/10.14569/IJACSA.2015.061010
- Isupova NI, Mamaeva EA, Bocharov MI, Bocharova TI. Practical activity on developing a system of tasks as a condition for training a future digital school teacher. European Journal of Contemporary Education. 2021;10(3):638-652.
- Smolyaninova OG, Bezyzvestnykh EA. Professional training of Teacher 4.0: developing digital competency by means of ePortfolio. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019;12(9):1714-1732. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0478
- Bindyukova TA, Mudrakova OA. Use of remote technologies in educational process as means of increasing interest in studying school subjects. Contemporary Problems of Social Work. 2016;2(2):130-136.
- Isupova NI, Suvorova TN. Digital tools for the implementation of modern educational technologies. In: Web technologies in the implementation of distance education: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, 19-20 May 2021, Arzamas. Arzamas: Arzamas branch of the Lobachevsky University of Nizhny Novgorod, 2021. p. 275-280. (In Russ.)
- Soboleva EV, Suvorova TN, Podnavoznova EO, Fakova MO. Formation of digital literacy of future teachers by means of cloud technologies. Perspectives of Science and Education. 2021;6(54):505-520. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.2021.6.34
- Dobryakova MS, Frumin ID. (eds.) Universal competencies and new literacy: from slogans to reality. Moscow: Higher School of Economics Publ. House; 2020. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2177-9
- Borisenkov VP, Gukalenko OV, Rozov NKh. Training of teaching staff: international experience and domestic realities. Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical Education. 2018;3: 3-16. (In Russ.)
- Seok S, DaCosta B, Hodges R. A systematic review of empirically based universal design for learning: implementation and effectiveness of universal design in education for students with and without disabilities at the postsecondary level. Open Journal of Social Sciences. 2018;6(5):171-189. https://doi.org10.4236/jss.2018.65014
- Chetty K, Qigui L, Gcora N, Josie J, Wenwei L, Fang Ch. Bridging the digital divide: Measuring digital literacy. Economics Discussion Papers. 2017;2017-69. https://www.econstor.eu/bitstream/10419/169128/1/89862634X.pdf
- Aimaletdinov TA, Baymuratova LR, Zaitseva OA, Imaeva GR, Spiridonova LV. Digital literacy of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process. Moscow: NAFI Publ.; 2019. (In Russ.)
Дополнительные файлы
