Формирование компонентов цифровой грамотности будущих педагогов в ходе изучения общеуниверситетской дисциплины «Цифровые технологии в образовании»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . Развитие информатизации образования происходит под влиянием масштабного проникновения цифровых технологий во все сферы деятельности современного общества. С учетом этого влияния становятся значимыми выявление и учет текущего уровня сформированности цифровой грамотности будущих педагогов и на основе его анализа - разработка научно-методического обоснования для определения структуры и содержания дисциплины, направленной на подготовку будущих педагогов к работе в условиях цифровой трансформации образования. Представлено исследование, направленное на обоснование необходимости применения дифференцированного подхода к преподаванию дисциплины «Цифровые технологии в образовании», изучаемой студентами педагогического направления подготовки в рамках программы бакалавриата. Методология . Применяется теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования. Опытно-экспериментальная работа проводится на базе Вятского государственного университета. В педагогическом эксперименте принимают участие 111 бакалавров направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Предметное обучение. Технологии обучения и воспитания». Дифференцированный подход к организации изучения дисциплины «Цифровые технологии в образовании» рассматривается как инновационный метод развития цифровой грамотности будущих педагогов. На этапе диагностики и оценки сформированности цифровой грамотности бакалавров прим еняется авторский тест, направленный на выявление уровня сформированности пяти компонентов цифровой грамотности будущих педагогов: информационной, компьютерной, коммуникативной и медиаграмотности, а также отношения к технологическим инновациям. Методом статистической обработки служит критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. Дифференциация содержания дисциплины и разделение обучающихся на подгруппы происходит на основе анализа результатов входной диагностики, благодаря которой выявляются наиболее острые дефициты в форми ровании одного из пяти компонентов цифровой грамотности обучающегося. Результа ты . Выявлены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в уровне индекса цифровой грамотности студентов экс периментальной группы, обучаемых в соответствии с предложенным подходом (χ2 = 9,570; α < 0,05). Заключение . Применение дифференцированного подхода к изучению дисциплины «Цифровые технологии в образовании» способствует пов ышению уровня цифровой грамотности будущих педагогов. Такой подход, основанный на выявлении и учете наиболее острых дефицитов развития компонентов цифровой грамотности, позволит повысить собственный индекс цифровой грамотности студентов, а также сформировать их готовность к применению цифровых образовательных инструментов в будущей педагогической деятельности с целью повышения уровня цифровой грамотности школьников.

Об авторах

Наталья Ивановна Исупова

Вятский государственный университет

Email: natalyisupova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9889-445X
SPIN-код: 2718-0923

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой цифровых технологий в образовании, факультет компьютерных и физ икоматематических наук, институт математики и информационных систем

Российская Федерация, 610000, Киров, ул. Московская, д. 36

Татьяна Николаевна Суворова

Российская академия образования; Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: suvorovatn@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3628-129X
SPIN-код: 9398-7418

доктор педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией развития цифровой образовательной среды, Центр развития образования, Российская академия образования; профессор кафедры информационных технологий в непрерывном образовании, Учебно-научный институт сравнительной образовательной политики, Российский университет дружбы народов

Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8; Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Vasyura S, Kuzmina O, Maletova M. Internet communications: time phenomenon in online activity. Education and Self Development. 2020;15(4):71-79. https://doi.org/10.26907/esd15.4.03
  2. Isupova NI, Perevozchikova MS, Masharova TV, Zenkina SV. Formation of teamwork skills among future teachers in the development of didactic games with traditional and digital components. Perspectives of Science and Education. 2022:1(55):130-146. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.8
  3. Robert IV. Establishment and development of digital transformation of vocational education based on system convergence of pedagogical science and technologies. In: Development prospects of studies in the field of education sciences: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, 6-7 December 2021, Moscow. Moscow: Russian Academy of Education; 2022. p. 405-410. (In Russ.)
  4. Romasevich EP. Development of infrastructure of corporate networks of universities in BYOD conditions. Scientific Papers of Institute of Social and Humanitarian Knowledge. 2016;1(14): 489-493. (In Russ.)
  5. Bahji SE, Alami J, Lefdaoui Y. Learners’ attitudes towards extended-blended learning experience based on the S2P Learning Model. International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2015;6(10):70-78. https://doi.org/10.14569/IJACSA.2015.061010
  6. Isupova NI, Mamaeva EA, Bocharov MI, Bocharova TI. Practical activity on developing a system of tasks as a condition for training a future digital school teacher. European Journal of Contemporary Education. 2021;10(3):638-652.
  7. Smolyaninova OG, Bezyzvestnykh EA. Professional training of Teacher 4.0: developing digital competency by means of ePortfolio. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019;12(9):1714-1732. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0478
  8. Bindyukova TA, Mudrakova OA. Use of remote technologies in educational process as means of increasing interest in studying school subjects. Contemporary Problems of Social Work. 2016;2(2):130-136.
  9. Isupova NI, Suvorova TN. Digital tools for the implementation of modern educational technologies. In: Web technologies in the implementation of distance education: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, 19-20 May 2021, Arzamas. Arzamas: Arzamas branch of the Lobachevsky University of Nizhny Novgorod, 2021. p. 275-280. (In Russ.)
  10. Soboleva EV, Suvorova TN, Podnavoznova EO, Fakova MO. Formation of digital literacy of future teachers by means of cloud technologies. Perspectives of Science and Education. 2021;6(54):505-520. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.2021.6.34
  11. Dobryakova MS, Frumin ID. (eds.) Universal competencies and new literacy: from slogans to reality. Moscow: Higher School of Economics Publ. House; 2020. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2177-9
  12. Borisenkov VP, Gukalenko OV, Rozov NKh. Training of teaching staff: international experience and domestic realities. Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical Education. 2018;3: 3-16. (In Russ.)
  13. Seok S, DaCosta B, Hodges R. A systematic review of empirically based universal design for learning: implementation and effectiveness of universal design in education for students with and without disabilities at the postsecondary level. Open Journal of Social Sciences. 2018;6(5):171-189. https://doi.org10.4236/jss.2018.65014
  14. Chetty K, Qigui L, Gcora N, Josie J, Wenwei L, Fang Ch. Bridging the digital divide: Measuring digital literacy. Economics Discussion Papers. 2017;2017-69. https://www.econstor.eu/bitstream/10419/169128/1/89862634X.pdf
  15. Aimaletdinov TA, Baymuratova LR, Zaitseva OA, Imaeva GR, Spiridonova LV. Digital literacy of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process. Moscow: NAFI Publ.; 2019. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».