Обучение физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по Middle Years Programme (программа основной школы) Международного бакалавриата

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В 1968 году в Швейцарии была создана международная неправительственная организация Международного бакалавриата с консультационным статусом в ЮНЕСКО [11; 26; 27; 29-31]). Методологической основой Международного бакалавриата выступают межкультурное общение, коммуникации, саморазвитие, концептуальное мышление, эффективность обучения и др. Международный бакалавриат является международно признанной учебной программой и реализуется по всему миру, в том числе и в России (Владивосток, Москва, Московская область, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Ульяновск). Кроме того, дипломы Международного бакалавриата признаются многими иностранными учебными заведениями. В процессе обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата у некоторых школьников появляются трудности как при усвоении теоретического материала, так и при решении учебных текстовых задач. В связи с чем для повышения эффективности обучения таких школьников целесообразно не только проводить теоретическое обоснование возможностей использования методов адаптации текстов задач по физике и разрабатывать адаптированные учебные задачи с последующим их включением в содержание обучения, но и использовать современные информационные технологии при изложении школьникам теоретического материала (мультимедийные средства обучения, электронные ресурсы и др.), а также научить школьников использовать компьютерные программы («Живая физика», «Лаборатория L-микро», «1С: Репетитор по физике», «Курс физики XXI века», «Открытая физика», «Физика в анимациях», «Физика. 7-11 классы. Практикум» и др.). Очевидно, что необходимо в дальнейшем проводить и экспериментальную педагогическую деятельность, выявляющую эффективность такого обучения физике. Методология. Эффективность обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата во многом будет обеспечиваться разработанным содержанием обучения, реализацией дидактических принципов обучения и системно-деятельностного подхода в обучении, информатизацией обучения, лингвистическим анализом содержания учебных задач, реализацией технологического подхода к конструированию учебного процесса обучения, учетом особенностей психологических закономерностей формирования умственных действий школьников в процессе решения физических задач [1; 3; 7-9; 12-16; 19; 20; 28]. Результаты. Применение методики адаптации текста учебных задач, использо- вание средств информатизации и различных алгоритмов решения физических задач, лингвистический анализ содержания учебных задач способствуют повышению качества обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата. Заключение. Использование адаптированного формата представления учебных задач, различных алгоритмов решения физических задач, применение современных информационных технологий для обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата способствуют повышению у школьников заинтересованности в обучении и формированию у них фундаментальной системы предметных знаний по физике.

Об авторах

Виктор Семенович Корнилов

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vs_kornilov@mail.ru

доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Ольга Владимировна Львова

Московский городской педагогический университет

Email: olglvova@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Игорь Сергеевич Оболенский

Школа № 1389 г. Москвы

Email: iograff@gmail.com

учитель физики школы № 1329 г. Москвы

Российская Федерация, 119602, Москва, ул. Никулинская, 10

Список литературы

  1. Babanskiy Yu.K. Optimizatsiya protsessa obucheniya [Optimization of the learning process]. Moscow: Pedagogika Publ., 2007. 103 p.
  2. Bozhovich L.I. Lichnost i eye formirovaniye v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Saint Petersburg: Piter Publ., 2008. 400 p.
  3. Borovskikh T.A. Konstruirovaniye uchebnogo protsessa na osnove tekhnologicheskogo podkhoda [Design of educational process on the basis of technological approach]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education]. 2011. No. 1(62). Pp. 67-73.
  4. Gendenshteyn L.E., Bulatova A.A., Kornilyev I.N., Koshkina A.V. Fizika. 9 klass: uchebnik: v 2 ch. Ch. 1 [Physics. Grade 9: textbook: in 2 parts. Part 1]. Moscow: Laboratoriya znaniy Publ., 2019. 224 p.
  5. Gendenshteyn L.E., Bulatova A.A., Kornilyev I.N., Koshkina A.V. Fizika. 9 klass: uchebnik: v 2 ch. Ch. 2 [Physics. Grade 9: textbook: in 2 parts. Part 2]. Moscow: Laboratoriya znaniy Publ., 2019. 144 p.
  6. Gendenshteyn L.E., Kaydalov A.B., Kozhevnikov V.B. Fizika 9 klass: uchebnik [Physics. Grade 9: textbook]. Moscow: Mnemozina Publ., 2012. 273 p.
  7. Grinshkun V.V. Kachestvo informatsionnykh resursov i professionalnyye kachestva pedagogov. Vzaimosvyaz i problemy [Quality of information resources and professional qualities of teachers. Interrelation and problems]. Informatika i obrazovaniye [Informatics and education]. 2013. No. 1(240). Pp. 79-81.
  8. Grinshkun V.V. Informatizatsiya kak znachimyy komponent sovershenstvovaniya sistemy podgotovki pedagogov [Informatization as an important component of improving the system of teacher training]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2014. No. 1(27). Pp. 15-21.
  9. Grinshkun V.V. Sushchestvuyushchiye podkhody k ispolzovaniyu sredstv informatizatsii pri obuchenii estestvenno-nauchnym distsiplinam [Existing approaches to the use of informatization tools in teaching natural sciences]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2014. No. 4(30). Pp. 8-13.
  10. Duek K. Gibkoye soznaniye: novyy vzglyad na psikhologiyu razvitiya vzroslykh i detey [Flexible consciousness: a new look at the psychology of development of adults and children]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2013. 400 p.
  11. Kondakov A.M. Mezhdunarodnyy bakalavriat i rossiyskaya shkola: normativno-metodicheskaya dokumentatsiya dlya rossiyskikh obrazovatelnykh uchrezhdeniy [International Baccalaureate and Russian school: regulatory and methodological documentation for Russian educational institutions]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 1997. 51 p.
  12. Kornilov V.S. Metody ratsionalnykh rassuzhdeniy v obuchenii obratnym zadacham dlya differentsialnykh uravneniy [Methods of rational reasoning in teaching inverse problems for differential equations]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2005. No. 2(5). Pp. 63-66.
  13. Kornilov V.S. Gumanitarnaya komponenta prikladnogo matematicheskogo obrazovaniya [Humanitarian component of applied mathematical education]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2006. No. 2(7). Pp. 94-99.
  14. Kornilov V.S. Obratnye zadachi v soderzhanii obucheniya prikladnoj matematike [Inverse problems in the content of teaching applied mathematics]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Informatizacija obrazovanija [Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education]. 2014. No. 2. Pp. 109-118.
  15. Kornilov V.S. Realizacija nauchno-obrazovatel’nogo potenciala obuchenija studentov vuzov obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij [Realization of scientific and educational potential of training of students of higher education institutions in the inverse problems for the differential equations]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2016. No. 6. Pp. 55-59.
  16. Kornilov V.S. Teorija i metodika obuchenija obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij: monografija [Theory and technique of training to the inverse problems for differential equations: monograph]. Moscow: OntoPrint Publ., 2017. 500 p.
  17. Krivchenko I.V. Fizika 9 klass: uchebnik [Physics. Grade 9: textbook]. Moscow: Laboratoriya znaniy Publ., 2015. 150 p.
  18. Levshunova Zh.A., Artyukhova T.Yu. Vozrastnyye osobennosti osoznannoy samoregulyatsii proizvolnoy aktivnosti v period ranney yunosti [Age peculiarities of conscious self-regulation of voluntary activity in the period of early youth]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University]. 2015. Vol. 1. No 3. Pp. 102-106.
  19. Miroshkina M.R. X, Y, Z. Teoriya pokoleniy. Novaya sistema koordinat [X, Y, Z. Theory of generations. A new coordinate system]. Voprosy vospitaniya [Problems of education]. 2014. No. 2. Pp. 50-57.
  20. Penrouz R. Novyy um korolya: o kompyuterakh, myshlenii i zakonakh fiziki [New mind of the king: On computers, thinking and the laws of physics]. Moscow: URSS Publ., 2011. 400 p.
  21. Peryshkin A.V. Fizika: 9 klass: sbornik zadach po fizike [Physics: grade 9: collection of problems in physics]. Moscow: Ekzamen Publ., 2010. 195 p.
  22. Peryshkin A.V. Fizika: 8 klass [Physics: grade 8]. Moscow: Drofa Publ., 2013. 237 p.
  23. Peryshkin A.V., Lontsova G.A. Fizika: 8 klass: uchebnik [Physics: grade 8: textbook]. Moscow: Drofa Publ., 2017. 160 p.
  24. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya: utv. prikazom Minobrnauki RF ot 29 dekabrya 2014 g. No. 1644 [Federal State Educational Standard of Basic General Education: approved by order of Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 29 December 2014 No. 1644]. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1644.html (accessed: 20.03.2019).
  25. Federalnyy zakon ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: utv. prikazom Gosudarstvennoy dumy RF ot 29 dekabrya 2012 g. No. 273-FZ (red. ot 03.08.2018) [Federal Law on Education in the Russian Federation: approved by order of the State Duma of the Russian Federation of 29 December 2012 No. 273-FZ (as amended on 03.08.2018)]. http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (accessed: 20.03.2019).
  26. Chto takoye Mezhdunarodnyy bakalavriat i kak rabotayet nasha shkola [What is the International Baccalaureate and how our school works]. https://infourok.ru/chto-takoe-mezhdunarodniy-bakalavriat-i-kak-rabotaet-nasha-shkola-3160569.html (accessed: 20.03.2019).
  27. Chto takoye programma Mezhdunarodnogo bakalavriata (IB)? [What is the International Baccalaureate (IB) program?] https://www.globaldialog.ru/articles/chto-takoeib/ (accessed: 20.03.2019).
  28. Esaulov A.F. Psikhologiya resheniya zadach [Psychology of problem solving]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 1972. 217 p.
  29. IB Middle Years Programme. https://istudy.com.ru/ib/ib-myp.html (accessed: 20.03.2019).
  30. MYP: From principles into practice. http://www.ibo.org/ (accessed: 20.03.2019).
  31. MYP Science guide. https://www.spps.org/site/handlers/ filedownload.ashx?moduleinstanc eid=38378&dataid=21234&FileName=sciences_guide_2014.pdf (accessed: 20.03.2019).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».