Том 16, № 2 (2019)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Возможности и преимущества взаимосвязанного применения средств информатизации при подготовке по русскому языку иностранных студентов в медицинском вузе

Итинсон К.С., Гриншкун В.В.

Аннотация

Проблема и цель. В статье описываются и обосновываются пути решения проблемы отсутствия подходов, опирающихся на системное взаимосвязанное использование средств информатизации для обучения русскому языку иностранных студентов в российских медицинских вузах. Проблема соответствующего повышения качества такого обучения приобретает особую актуальность в связи с необходимостью прохождения иностранными студентами клинической практики, общения с врачами и пациентами в лечебных учреждениях страны. Целью описываемого исследования являлось практическое подтверждение эффективности разработанной модели подходов к информатизации системы обучения русскому языку как иностранному студентов медицинских вузов. Методология. Проведено опытно-экспериментальное исследование на основе формирования контрольной (118 чел.) и экспериментальной (136 чел.) групп студентов медицинского вуза. В экспериментальной группе осуществлено обучение иностранных студентов - будущих врачей с учетом требований и положений специально разработанной модели подходов к информатизации обучения русскому языку как иностранному. Анализ уровня коммуникативной компетенции иностранных студентов по русскому языку проводился по пяти критериям, отобранным в рамках исследования. Результаты. В ходе исследования установлено, что обучение иностранных студентов в соответствии с разработанной системой подходов к информатизации обучения русскому языку на всех этапах подготовки в медицинском вузе существенно повышает уровень владения ими медицинским русским языком и, как следствие, их готовность к прохождению клинической практики в российских лечебных учреждениях, связанной с профессиональным общением на русском языке (опрос пациентов, общение с медицинским персоналом, работа с приборами, оборудованием, документацией и литературой на русском языке). Заключение. Экспериментально доказана эффективность разработанной модели подходов к информатизации системы обучения русскому языку иностранных студентов-медиков. В ходе исследования студенты показали высокий уровень владения медицинским русским языком, а также успешно прошли клиническую практику на русском языке в российских лечебных учреждениях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(2):103-116
pages 103-116 views

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Перспективы продвижения онлайн-модели экспорта российского образования в странах Африки

Краснова Г.А.

Аннотация

Проблема и цель. Задача по увеличению численности иностранных студентов в два раза к 2024 г., поставленная перед российскими вузами руководством страны в рамках национального проекта «Образование», потребует пересмотра традиционного подхода к набору иностранных студентов. Очевидно, что в условиях ограниченности организационных, кадровых и финансовых ресурсов вузов страны потребуются принципиально новые формы и технологии рекрутинга, а в дальнейшем и новые формы обучения студентов. В статье рассматривается актуальная проблема внедрения и реализации онлайн-модель экспорта российского образования в условиях расширения экспортной активности российских вузов по набору иностранных студентов в странах Африки. Целью описываемого исследования стало определение основных условий реализации онлайн-модели экспорта российского образования в странах Африки, выявление целевых стран Африки, перспективных для рекрутинга студентов. Методология. Определение особенностей и условий реализации онлайн-модели экспорта образования осуществлялось на основе анализа лучших практик зарубежных вузов (ТОП-500) и российских вузов (участников Проекта 5-100). Проанализированы основные условия реализации онлайн-модели экспорта образования, наличие соответствующей инфраструктуры, потенциальной эффективности реализации модели экспорта в странах Африки (целевые страны). Результаты. В результате исследования выявлено, что использование онлайн-модели экспорта образования российскими вузами в странах Африки, основанной на применении телекоммуникационных технологий, может повлиять на увеличение численности иностранных студентов и положительно отразиться на эффективности рекрутинговой деятельности российского вуза в современных условиях путем внедрения рекрутинговых онлайн-методов набора иностранных студентов, привлечения новой аудитории иностранных абитуриентов, реализации онлайн-обучения в странах Африки, что в конечном счете привет к увеличению доходов вуза от образовательной деятельности, получаемых из иностранных источников. Заключение. Показано, что использование онлайн-модели экспорта образования может оказать существенное влияние на конкурентоспособность российских вузов в странах Африки и увеличение численности иностранных студентов, обучающихся на онлайн-программах российских вузов, из целевых стран.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(2):117-127
pages 117-127 views

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ

Формирование содержания курса информатики в контексте обеспечения информационной безопасности личности

Бешенков С.А., Шутикова М.И., Рыжова Н.И.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматриваются возможные пути развития общеобразовательного курса информатики: с технологической или социокультурной доминантой. Целью исследования является выделение основных факторов (существенных обстоятельств), которые дают возможность развить содержание обучения этому курсу в социокультурном ключе. В свою очередь, это позволит адекватно сформулировать информационные угрозы человеческой личности, свойственные цифровому социуму, и выработать стратегию защиты от них. Методология. Исследование опирается на анализ основных вызовов цифрового социума и внутренней логики развития общеобразовательного курса информатики: от обеспечения компьютерной грамотности к предмету общеобразовательного цикла, а от него - к метапредмету. Результаты. В исследовании выделены основные факторы, способствующие развитию содержания обучения общеобразовательному курсу информатики в социокультурном ключе, что позволяет сформулировать основные стратегические направления защиты человеческой личности от информационных угроз цифрового социума. Это факторы, охарактеризованные нами как системность, социализация, технологизация, приведут к действительному развитию общеобразовательного курса информатики, если внутри самой информатики будут предпосылки к их реализации. Развитие предметной области информатики создает такие предпосылки, поскольку важнейшим понятием современного курса информатики является понятие информационной, знаково-символической модели, имеющей значимый социальный контекст. При этом знаково-символическое моделирование является одним из основных видов универсальных учебных действий. Заключение. Показано, что для обеспечения информационной безопасности личности необходимо, прежде всего, развивать систему представлений и информационно-когнитивный инструментарий, позволяющий учащемуся адекватно взаимодействовать с окружающим миром. Развитие этого инструментария и может взять на себя информатика.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(2):128-137
pages 128-137 views

Интерактивная игра как средство развития внеурочной деятельности по информатике

Заславская О.Ю.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассмотрены процессы развития методов обучения информатике в условиях организации внеурочной деятельности на основе использования игр и игровых форм, что способствует повышению эффективности обучения. Целью стало выявление особенностей разработки интерактивной компьютерной игры, которая отличается тем, что объединяет все темы курса информатики 5-8-х классов и позволяет использовать инструменты интерактивной доски, объединяя их в единую систему (группировка объектов, работа со слоями и т.д.), а также предоставляет возможность проведения игры с использованием мобильных устройств как в классе, так и дистанционно. Это позволило учесть особенности методики использования интерактивной игры в процессе обучения информатике в условиях внеурочной деятельности учащихся 5-8-х классов и оценить эффективность обучения, рост мотивации, закрепление полученных знаний и повышение интереса к предмету «Информатика». Методология. Разработка специальным образом спроектированной интерактивной игры в процессе обучения информатике в условиях внеурочной деятельности учащихся 5-8-х классов осуществлялась за счет анализа дидактических особенностей внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов и психолого-педагогических аспектов обучения учащихся в условиях внеурочной деятельности по информатике с использованием интерактивной игры, а также путем наблюдения, организации и проведения педагогического эксперимента, с опорой на его результаты. Результаты. Выявлены возможности и роль интерактивной игры в процессе обучения информатике в условиях внеурочной деятельности школьников. Дано теоретическое обоснование необходимости применения интерактивной игры как средства развития внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов. На основе полученных данных разработана, внедрена и апробирована интерактивная компьютерная игра как средство развития внеурочной деятельности по информатике, отобрано и систематизировано содержание заданий интерактивной игры, проверена эффективность методики использования интерактивной игры во внеурочной деятельности по информатике. Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что эффективность игры целиком и полностью определяется тем, насколько с помощью нее реализуются образовательные цели, обусловленные государственным стандартом среднего образования по информатике и информационно-коммуникационными технологиям. Создание и применение интерактивных игр во внеурочной деятельности по информатике школьников 5-8-х классов должно учитывать общедидактические принципы (научность, доступность, систематичность, наглядность, преемственность и т.д.), а также специфические дидактические принципы, обусловленные использованием преимуществ интерактивной доски - адаптивности и интерактивности обучения, реализации возможностей компьютерной визуализации, развития интеллектуального потенциала учащихся.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(2):138-148
pages 138-148 views

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Проектирование системы автоматизации построения персональных траекторий развития обучающихся

Заславский А.А.

Аннотация

Проблема и цель. Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и «Цифровизация образования» предписывают развитие инструментов по формированию индивидуального подхода к каждому обучающемуся. В настоящее время инструменты организации индивидуального подхода в виде построения индивидуальной траектории обучения не совершенны. Рассмотрим современные аспекты построения персональных траекторий развития обучающихся, подбор персональных форм контроля и рефлексии, персональных целей и содержания обучения. В качестве основного инструмента для организации такого подхода предлагаем использовать специально созданную систему автоматизации построения персональных траекторий развития обучающихся. Методология. Для решения поставленных задач в статье описаны основные этапы алгоритма проектирования системы автоматизации подбора индивидуальной траектории обучения. Представлены методические основы дифференциации и индивидуализации обучения, перечни обязательных к оформлению документов, а также базовые принципы проектирования системы. Особое внимание уделено средствам обеспечения внешней и внутренней информационной безопасности. Результаты. При следовании этапам проектирования, представленным в статье, система автоматизации построения персональных траекторий будет обладать базовым набором необходимых функций, которые позволят ответить на вызовы, сформулированные в «Цифровизации образования». Такая система позволит упростить работу учителей в части уменьшения затрачиваемых на построение индивидуальной траектории сил. Заключение. Применение спроектированной системы даст возможность преподавателям оперативно и качественно строить индивидуальные образовательные траектории для всех своих учеников, основываясь на их индивидуальных возможностях и личных особенностях; ученикам и родителям получать доступ к построенной траектории в удобное время, выполнять задания и контролировать процесс обучения; администрации видеть процесс обучения каждого отдельного ученика и строить аналитические отчеты по процессу обучения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(2):149-161
pages 149-161 views

Междисциплинарные научные связи в содержании обучения прикладной математике

Корнилов В.С.

Аннотация

Проблема и цель. Сегодня к выпускникам, обучающихся на физико-математических направлениях подготовки по профилю прикладной математики, предъявляются высокие требования [23; 24]. Они должны иметь не только фундаментальные знания по дисциплинам прикладной математики, обладать научным мировоззрением, умениями и навыками исследования прикладных задач при помощи математического моделирования, но и стремиться реализовывать прикладные исследования природоохранными технологиями. Достижение таких целей при обучении студентов прикладной математике требует использования в учебном процессе различных педагогических и информационных технологий, разработки содержания обучения, новых форм и методов обучения, привлечения к преподавательской деятельности специалистов по прикладной математике. Методология. В процессе подготовки специалистов по прикладной математике реализуются идеи развития их математических творческих способностей, усиление мотивации к формированию глубоких теоретических и практических знаний по дисциплинам прикладной математики и основ гуманитарной культуры. Реализация этих важных идей осуществляется на базе широкого использования междисциплинарных научных связей в условиях гуманитаризации вузовского математического образования. Формирование студентами фундаментальных знаний по прикладной математике и основ гуманитарной культуры достигается разработкой содержания обучения на основе современных научных достижений прикладной математики, реализацией научно-образовательного, научно-познавательного и гуманитарного потенциала обучения прикладной математике. Результаты. Полученные фундаментальные знания по прикладной математике, сформированное научное мировоззрение и гуманитарная культура позволят выпускникам в своей будущей профессиональной деятельности проявлять гуманное отношение к природе и окружающему миру, применять природоохранные технологии при реализации прикладных исследований. Кроме того, с таким багажом знаний выпускники способны стать достойными членами современного информационного общества с гуманитарной культурой. Заключение. В процессе обучения прикладной математике, применяя инновационные педагогические технологии, целесообразно не только давать студентам фундаментальные научные знания, но и прививать основы гуманитарной культуры.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(2):162-172
pages 162-172 views

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ И РЕСУРСЫ

Электронный курс на платформе Moodle в профессионально ориентированном обучении английскому языку студентов магистратуры в неязыковом вузе: от концепции к реализации

Гальчук Л.М.

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме педагогического дизайна электронного учебного курса как элемента инновационной системы иноязычной профессионально ориентированной подготовки магистров неязыковых специальностей, анализу потенциальных возможностей и рисков его реализации. Актуальность исследования связана с необходимостью аккумулировать профессиональный опыт в сфере разработки и пилотирования электронных учебных ресурсов в условиях цифровизации российского образовательного пространства и создания единого, общедоступного портала - агрегатора онлайн-курсов. Методология. Исходными предпосылками работы стали теоретические и прикладные исследования в области профессиональной и электронной лингводидактики в России и за рубежом. Концепция рассматриваемого электронного ресурса формировалась в русле коммуникативного и компетентностного подходов, требований современной образовательной парадигмы, философии и структурных параметров виртуальной обучающей среды Moodle. Инновационные параметры содержания и структуры курса определяются его проектированием по принципу обратного дизайна и технологией реализации в рамках образовательной парадигмы смешанного предметно-языкового интегрированного обучения. Результаты. Практическая значимость работы состоит в том, что представленная в исследовании дидактическая модель может рассматриваться в качестве сетевого компонента лингвопрофессиональной обучающей среды, которая формируется в русле тенденции к ранней профессионализации курса иностранного языка в неязыковом вузе. Заключение. В данной работе представлены концепция инновационного учебного ресурса и ее реализация с использованием информационно-коммуникационных технологий - электронный учебный курс «Английский язык для студентов финансово-экономических специальностей, обучающихся по программам магистратуры». Он охватывает темы, освоение которые предполагает активизацию знаний, полученных при изучении смежных предметных областей (финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, банковское дело, финансы и кредит, фондовые рынки, управление рисками и т.д.), и опыта профессиональной деятельности магистров.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(2):173-184
pages 173-184 views

Возможности решения проблем социальной адаптации детей-сирот при помощи информационных ресурсов

Патрин М.А., Новохацкая Т.А., Григорьев И.С., Ревазян Г.А.

Аннотация

Проблема и цель. Информатизация и компьютеризация общества затронула практически все виды человеческой жизнедеятельности, в том числе сферу получения и предоставления услуг. Бывшие в начале XXI века редкостью интернет-магазины, стали чем-то обыденным, повседневным для многих людей, некоторые из которых уже не помнят, когда в последний раз стояли в очереди у кассы. Кардинальные изменения затронули и другие виды услуг, такие как банковские услуги, услуги по оформлению, предоставлению документации и т.д. С каждым днем огромное количество услуг становится доступным удаленно, а пользователям, которые сталкивались с этим каждый день, проще адаптироваться к новым условиям. Россия является одной из десяти стран, входящих в список активно использующих электронный способ предоставления услуг. Среди наиболее используемых типов электронных ресурсов, выделяются сервисы, предоставляющие услуги по уплате налогов и штрафов, записи детей в детский сад, получению банковских услуг и т.д. [17]. Для некоторых людей, живущих в социальной изоляции, может оказаться проблематично пользоваться обозначенными информационными ресурсами. Например, для обучающихся в закрытых образовательных учреждениях, таких как детские дома, школы-интернаты и др. В подобных учреждениях обучающиеся большую часть своего времени изолированы от общества и не могут быть активными участниками всех процессов, протекающих в социуме [14]. Использование информационного сервиса, который может выступать в качестве агрегатора электронных услуг и сопровождающей информации к ним, может способствовать информационной адаптации детей-сирот. Методология. Рассмотрение проблемы информационной адаптации и причин ее возникновения у детей-сирот позволило выстроить необходимые условия для ее решения, такие как привлечение специалистов с опытом помощи в социальной адаптации детей-сирот, разработка информационного сервиса, соответствующего заявленному функционалу, апробация информационного сервиса для помощи в информационной адаптации детей-сирот. Результаты. В процессе рассмотрения проблемы была определена тематика разделов информационного сервиса и спланировано их наполнение информационного контентом. В результате был разработан план работ и обозначены наиболее актуальные вопросы. Заключение. Разработанная стратегия решения проблемы информационной адаптации детей сирот может помочь при дальнейшей разработке и апробации обозначенного сервиса, а также его внедрение в работу специалистов по социальной адаптации детей-сирот.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(2):185-193
pages 185-193 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».