Подготовка бакалавров педагогического образования к реализации проектно-исследовательской деятельности в условиях цифровизации школы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В контексте цифровизации школьного образования и обновления требований ФГОС к реализации проектно-исследовательской деятельности школьников обосновывается актуальность развития профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования в вузе. Методология. Как обобщение и систематизация накопленного практического опыта проектного обучения бакалавров, а также его научно-методического анализа, описывается подготовка бакалавров педагогического образования к проектно-исследовательской деятельности на основе междисциплинарного взаимодействия. Результаты. Приводятся примеры реализации обучения будущих учителей проектно-исследовательской деятельности посредством использования междисциплинарного подхода в вузе. Заключение. Доказана необходимость формирования у бакалавров педагогического образования - будущих школьных учителей - фундаментальных, технологических умений решать предметные и междисциплинарные задачи на основе использования средств цифровизации и цифровых образовательных ресурсов в контексте профессионального взаимодействия учителей предметников и учителя информатики.

Об авторах

Сергей Дмитриевич Каракозов

Московский педагогический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sd.karakozov@mpgu.su
ORCID iD: 0000-0001-8151-8108

доктор педагогических наук, профессор, директор, Институт математики и информатики

Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1

Наталья Ивановна Рыжова

Российская академия образования

Email: nata-rizhova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5868-8157

доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, лаборатория математического общего образования и информатики, Институт стратегии развития образования

Российская Федерация, 105062, Москва, ул. Макаренко, д. 5/16

Наталья Юрьевна Королева

Мурманский арктический государственный университет

Email: koroleva.nu@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2232-8632

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра математики, физики и информационных технологий

Российская Федерация, 183000, Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15

Елена Валерьевна Филимонова

Петрозаводский государственный университет

Email: filimonova.ev@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3145-828X

андидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения математике и информационно-коммуникационным технологиям в образовании

Российская Федерация, 185910, Петрозаводск, пр-кт Ленина, д. 33

Список литературы

  1. Beshenkov SА, Shutikova МI, Ryzhova NI. The formation of course content of computer science in the context of ensuring personal information security. RUDN Journal of Informatization in Education. 2019;16(2):128–137. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-2-128-137
  2. Grinshkun VV, Levchenko IV. School informatics in the сontext of fundamentalization of education. Bulletin of People’s Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education. 2009;(1):55–64. (In Russ.)
  3. Grinshkun VV, Krasnova GA. The development of education in the era of fourth industrial revolution. Informatics and Education. 2017;1(280):42–45. (In Russ.)
  4. Karakozov SD, Uvarov AJ, Ryzhova NI. To the digital school’s model. Informatics and Education. 2018;7(296):4–15. (In Russ.)
  5. Koroleva NYu. Model for training of masters in pedagogical education for activity in virtual social and educational environment based on development of digital competences. RUDN Journal of Informatization in Education. 2020;17(3):237–253. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-3-237-253
  6. Karakozov SD, Ryzhova NI. Information and education systems in the context of digitalization of education. In. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci. 2019;12(9):1635–1647. http://dx.doi.org/10.17516/1997–1370–0485
  7. Karakozov SD, Ryzhova NI, Koroleva NYu. Virtual reality: the genesis of the concept and trends of use in education. Informatics and Education. 2020;10(319):6–16. (In Russ.)
  8. Thomas JW. A review of research on PBL. 2000. Available from: https://www.asec. purdue.edu/lct/HBCU/documents/AReviewofResearchofProject-BasedLearning.pdf (accessed: 10.12.2020).
  9. Finkel A, King R. Innovative approaches to engineering education. CAETS (Budapest, 27 June 2013). Available from: http://www.mernokakademia.hu/2013conf/abstrakt/ 3Innovative%20Approaches%20to%20Engineering%20Education%20.pdf (accessed: 10.12.2020).
  10. Mills JE, Treagust DF. Engineering education – is problem-based or project-based learning the answer? Australasian Journal of Engineering Education. 2003;3(2):2–16.
  11. Ríos IDL, Cazorla A, Díaz-Puente JM, Yagüe JL. Project-based learning in engineering higher education: two decades of teaching competences in real environment. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2010;2(2):1368–1378.
  12. Du Toit A, Havenga M, Van Der Walt M. Project-based learning in higher education: new skills set for consumer studies teacher education. Journal for New Generation Sciences. 2016;14(3):54–71.
  13. Gómez-Pablos VB, Martín del Pozo M, Muñoz-Repiso AG-V. Project-based learning (PBL) through the incorporation of digital technologies: an evaluation based on the experience of serving teachers. Computers in Human Behavior. 2017;68:501–512.
  14. García C. Project-based learning in virtual groups – collaboration and learning outcomes in a virtual training course for teachers. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016;228:100–105.
  15. Kai Wah Chu S, Zhang Y, Chen K, Keung Chan C, Lau W. The effectiveness of wikis for project-based learning in different disciplines in higher education. The Internet and Higher Education. 2017;33:49–60.
  16. Yamashita K, Yasueda H. Project-based learning in out-of-class activities: flipped learning based on communities created in real and virtual spaces. Procedia Computer Science. 2017;112:1044–1053.
  17. Federal State Educational Standard of Higher Education for Bachelors’ Training 44.03.05 Pedagogical Education (With Two Training Profiles). Order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 125 of 22 February 2018. (In Russ.) Available from: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (accessed: 10.12.2020).
  18. Polat ES, Bukharkina MYu, Moiseyeva MV, Petrov AE. New pedagogical and information technologies in the education system. Moscow: Akademiya Publ.; 2001. (In Russ.)
  19. Intel. Teach to the future. Project activities in the educational information environment of the XXI century. Moscow: NP “Sovremennye tekhnologii v obrazovanii i kul'ture” Publ.; 2009. (In Russ.)
  20. Koroleva NYu, Mitina ЕG, Ryzhova NI. Principles of interaction of educational environments in the conditions of virtualization of the educational process (on the example of training teachers of biology and computer science). Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2011;6(31):159–163. (In Russ.)
  21. Koroleva NYu, Terekhova MS. The usage of graphical on-line services in the solution of geometric problems in high school. Path to Science: Proceedings of the Interregional Scientific and Practical Conference. Murmansk: MAGU Publ.; 2017. p. 70–75. (In Russ.)
  22. Kocheturova NА. Telecommunication projects in teaching foreign languages. Novosibirsk: NGTU Publ.; 2010. (In Russ.)
  23. Ryzhova NI, Filimonova ЕV, Koroleva NYu. Directions of preparation of bachelors of pedagogical education for the basics of robotics. Nauka i Shkola. 2019;(6):33–45. (In Russ.)
  24. Filimonova ЕV, Ryzhova NI. Training of computer science teachers in the field of information modeling. Problemy Sovremennogo Obrazovaniya. 2016;(2):133–139. (In Russ.)
  25. Filimonova ЕV. To the question of the direction of the formation of ICT competence of bachelors of teacher education. Modernization of Teacher Education: Trends, Strategy, Foreign Experience. Barnaul: Altai State Pedagogical Academy; 2014. p. 210–212. (In Russ.)
  26. Guerra A, Ulseth R, Kolmos A. PBL curriculum strategies: from course based PBL to a systemic PBL approach. PBL in Engineering Education: International Perspectives on Curriculum Change. 2017. p. 1–12.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».