Подготовка бакалавров педагогического образования к реализации проектно-исследовательской деятельности в условиях цифровизации школы
- Авторы: Каракозов С.Д.1, Рыжова Н.И.2, Королева Н.Ю.3, Филимонова Е.В.4
-
Учреждения:
- Московский педагогический государственный университет
- Российская академия образования
- Мурманский арктический государственный университет
- Петрозаводский государственный университет
- Выпуск: Том 18, № 2 (2021)
- Страницы: 115-127
- Раздел: РЕЦЕНЗИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321225
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-2-115-127
- ID: 321225
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В контексте цифровизации школьного образования и обновления требований ФГОС к реализации проектно-исследовательской деятельности школьников обосновывается актуальность развития профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования в вузе. Методология. Как обобщение и систематизация накопленного практического опыта проектного обучения бакалавров, а также его научно-методического анализа, описывается подготовка бакалавров педагогического образования к проектно-исследовательской деятельности на основе междисциплинарного взаимодействия. Результаты. Приводятся примеры реализации обучения будущих учителей проектно-исследовательской деятельности посредством использования междисциплинарного подхода в вузе. Заключение. Доказана необходимость формирования у бакалавров педагогического образования - будущих школьных учителей - фундаментальных, технологических умений решать предметные и междисциплинарные задачи на основе использования средств цифровизации и цифровых образовательных ресурсов в контексте профессионального взаимодействия учителей предметников и учителя информатики.
Об авторах
Сергей Дмитриевич Каракозов
Московский педагогический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sd.karakozov@mpgu.su
ORCID iD: 0000-0001-8151-8108
доктор педагогических наук, профессор, директор, Институт математики и информатики
Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1Наталья Ивановна Рыжова
Российская академия образования
Email: nata-rizhova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5868-8157
доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, лаборатория математического общего образования и информатики, Институт стратегии развития образования
Российская Федерация, 105062, Москва, ул. Макаренко, д. 5/16Наталья Юрьевна Королева
Мурманский арктический государственный университет
Email: koroleva.nu@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2232-8632
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра математики, физики и информационных технологий
Российская Федерация, 183000, Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15Елена Валерьевна Филимонова
Петрозаводский государственный университет
Email: filimonova.ev@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3145-828X
андидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения математике и информационно-коммуникационным технологиям в образовании
Российская Федерация, 185910, Петрозаводск, пр-кт Ленина, д. 33Список литературы
- Beshenkov SА, Shutikova МI, Ryzhova NI. The formation of course content of computer science in the context of ensuring personal information security. RUDN Journal of Informatization in Education. 2019;16(2):128–137. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-2-128-137
- Grinshkun VV, Levchenko IV. School informatics in the сontext of fundamentalization of education. Bulletin of People’s Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education. 2009;(1):55–64. (In Russ.)
- Grinshkun VV, Krasnova GA. The development of education in the era of fourth industrial revolution. Informatics and Education. 2017;1(280):42–45. (In Russ.)
- Karakozov SD, Uvarov AJ, Ryzhova NI. To the digital school’s model. Informatics and Education. 2018;7(296):4–15. (In Russ.)
- Koroleva NYu. Model for training of masters in pedagogical education for activity in virtual social and educational environment based on development of digital competences. RUDN Journal of Informatization in Education. 2020;17(3):237–253. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-3-237-253
- Karakozov SD, Ryzhova NI. Information and education systems in the context of digitalization of education. In. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci. 2019;12(9):1635–1647. http://dx.doi.org/10.17516/1997–1370–0485
- Karakozov SD, Ryzhova NI, Koroleva NYu. Virtual reality: the genesis of the concept and trends of use in education. Informatics and Education. 2020;10(319):6–16. (In Russ.)
- Thomas JW. A review of research on PBL. 2000. Available from: https://www.asec. purdue.edu/lct/HBCU/documents/AReviewofResearchofProject-BasedLearning.pdf (accessed: 10.12.2020).
- Finkel A, King R. Innovative approaches to engineering education. CAETS (Budapest, 27 June 2013). Available from: http://www.mernokakademia.hu/2013conf/abstrakt/ 3Innovative%20Approaches%20to%20Engineering%20Education%20.pdf (accessed: 10.12.2020).
- Mills JE, Treagust DF. Engineering education – is problem-based or project-based learning the answer? Australasian Journal of Engineering Education. 2003;3(2):2–16.
- Ríos IDL, Cazorla A, Díaz-Puente JM, Yagüe JL. Project-based learning in engineering higher education: two decades of teaching competences in real environment. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2010;2(2):1368–1378.
- Du Toit A, Havenga M, Van Der Walt M. Project-based learning in higher education: new skills set for consumer studies teacher education. Journal for New Generation Sciences. 2016;14(3):54–71.
- Gómez-Pablos VB, Martín del Pozo M, Muñoz-Repiso AG-V. Project-based learning (PBL) through the incorporation of digital technologies: an evaluation based on the experience of serving teachers. Computers in Human Behavior. 2017;68:501–512.
- García C. Project-based learning in virtual groups – collaboration and learning outcomes in a virtual training course for teachers. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016;228:100–105.
- Kai Wah Chu S, Zhang Y, Chen K, Keung Chan C, Lau W. The effectiveness of wikis for project-based learning in different disciplines in higher education. The Internet and Higher Education. 2017;33:49–60.
- Yamashita K, Yasueda H. Project-based learning in out-of-class activities: flipped learning based on communities created in real and virtual spaces. Procedia Computer Science. 2017;112:1044–1053.
- Federal State Educational Standard of Higher Education for Bachelors’ Training 44.03.05 Pedagogical Education (With Two Training Profiles). Order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 125 of 22 February 2018. (In Russ.) Available from: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (accessed: 10.12.2020).
- Polat ES, Bukharkina MYu, Moiseyeva MV, Petrov AE. New pedagogical and information technologies in the education system. Moscow: Akademiya Publ.; 2001. (In Russ.)
- Intel. Teach to the future. Project activities in the educational information environment of the XXI century. Moscow: NP “Sovremennye tekhnologii v obrazovanii i kul'ture” Publ.; 2009. (In Russ.)
- Koroleva NYu, Mitina ЕG, Ryzhova NI. Principles of interaction of educational environments in the conditions of virtualization of the educational process (on the example of training teachers of biology and computer science). Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2011;6(31):159–163. (In Russ.)
- Koroleva NYu, Terekhova MS. The usage of graphical on-line services in the solution of geometric problems in high school. Path to Science: Proceedings of the Interregional Scientific and Practical Conference. Murmansk: MAGU Publ.; 2017. p. 70–75. (In Russ.)
- Kocheturova NА. Telecommunication projects in teaching foreign languages. Novosibirsk: NGTU Publ.; 2010. (In Russ.)
- Ryzhova NI, Filimonova ЕV, Koroleva NYu. Directions of preparation of bachelors of pedagogical education for the basics of robotics. Nauka i Shkola. 2019;(6):33–45. (In Russ.)
- Filimonova ЕV, Ryzhova NI. Training of computer science teachers in the field of information modeling. Problemy Sovremennogo Obrazovaniya. 2016;(2):133–139. (In Russ.)
- Filimonova ЕV. To the question of the direction of the formation of ICT competence of bachelors of teacher education. Modernization of Teacher Education: Trends, Strategy, Foreign Experience. Barnaul: Altai State Pedagogical Academy; 2014. p. 210–212. (In Russ.)
- Guerra A, Ulseth R, Kolmos A. PBL curriculum strategies: from course based PBL to a systemic PBL approach. PBL in Engineering Education: International Perspectives on Curriculum Change. 2017. p. 1–12.
Дополнительные файлы
