Использование технологии дополненной реальности для освоения иероглифики как подход к информатизации обучения китайскому языку в основной школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Предлагаются способы решения проблемы поиска информационных технологий, способных за счет новых подходов к визуализации информации повысить эффективность освоения школьниками иероглифики - одного из основных и наиболее сложных для изучения компонентов систем обучения китайскому языку. В качестве пути решения этой проблемы рассматривается применение технологии дополненной реальности при условии нахождения средств и форм ее эффективного использования в рамках обучения китайскому языку в основной школе. Целями исследования являлись разработка и экспериментальное подтверждение эффективности подходов к обучению учащихся основной школы иероглифическому письму и смысловой трактовке иероглифов на основе применения средств дополненной реальности. Методология. Осуществлено практическое исследование на основе формирования экспериментальной (63 чел.) и контрольной (71 чел.) групп обучающихся 5-х и 6-х классов. Обучение школьников экспериментальной группы проводилось с использованием средств дополненной реальности, маркеров-иероглифов, специально подобранной коллекции 3D-моделей и разработанных заданий на сопоставление иероглифов и их смысловых значений, поиск иероглифов по их значениям, разработку 3D-моделей для визуализации значений иероглифов. Анализ уровня лексических навыков школьников в части сопоставления иероглифов и их смысловых значений осуществлялся при помощи интегральных показателей с применением методов математической статистики. Результаты. Показано, что предложенный подход к использованию технологии дополненной реальности в рамках обучения китайскому языку в школе является эффективным. Обоснованным является создание и развитие коллекций электронных версий иероглифов и виртуальных объектов, отражающих смысл основных иероглифов, изучаемых в школе. Эффективным является метод, когда к таким разработкам привлекаются сами школьники. Подобные подходы могут играть существенную роль для информатизации систем обучения школьников, а также установления дополнительных междисциплинарных связей. Заключение. Экспериментально подтверждена эффективность предложенных подходов к развитию систем подготовки школьников к изучению иероглифики в рамках обучения китайскому языку на основе использования технологии дополненной реальности. В ходе исследования школьники 5-х и 6-х классов показали повышенный уровень лексических умений в части сопоставления иероглифов и их смысловых значений, поиска и написания иероглифов по заданному смысловому значению.

Об авторах

Вадим Валерьевич Гриншкун

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: vadim@grinshkun.ru

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий в непрерывном образовании

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Анна Сергеевна Григорьева

Школа «Перспектива»

Email: ane4ka-grigoreva@mail.ru

учитель иностранного языка школы «Перспектива» города Москвы.

Российская Федерация, 141411, Москва, ул. Синявинская, 11а

Список литературы

  1. Grinshkun AV. Vozmozhnosti ispol'zovaniya tekhnologij dopolnennoj real'nosti pri obuchenii informatike shkol'nikov [Possibilities of using augmented reality technologies in teaching informatics to schoolchildren]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2014;3(29):87–93.
  2. Grinshkun AV. Tekhnologiya dopolnennoj real'nosti i podhody k ee ispol'zovaniyu pri sozdanii uchebnyh zadanij dlya shkol'nikov [Technology of augmented reality and approaches to its use in creating educational tasks for schoolchildren]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2017;3(41):99–105.
  3. Demina NA. Metodika prepodavaniya prakticheskogo kitajskogo yazyka [Method of teaching practical Chinese]. Moscow: Vostochnaya literature Publ.; 2006.
  4. Zadoenko TP, Huan SH. Nachal'nyj kurs kitajskogo yazyka [Initial course of the Chinese language] (vol. 1). Moscow: Vostochnaya kniga Publ.; 2010.
  5. Zadorozhnyh DP. Metodika prepodavaniya kitajskoj ieroglificheskoj pis'mennosti [Methods of teaching Chinese hieroglyphic writing]. Vestnik nauki Sibiri [Bulletin of science of Siberia]. 2014;1(11):182–187.
  6. Kondrashevskij AF, Rumyanceva MV, Frolova MG. Prakticheskij kurs kitajskogo yazyka [Practical course of the Chinese language] (vol. 1). Moscow: Vostochnaya kniga Publ.; 2010.
  7. Kochergin IV. Ocherki metodiki obucheniya kitajskomu yazyku [Essays on methods of teaching Chinese]. Moscow: Muravej Publ.; 2000.
  8. Filippov VM, Krasnova GA, Grinshkun VV. Transgranichnoe obrazovanie [cross-border education]. Platnoe obrazovanie [Paid education]. 2008;(6):36–38.
  9. Dong A, Suyang B, Behzadan T, Amir H, Chen K, Feng U, Kamat R, Vineet R. Collaborative visualization of engineering processes using tabletop augmented reality. Advances in Engineering Software. 2013;(55):45–55.
  10. Golonka EM, Bowles AR, Frank VM. Technologies for foreign language learning: a review of technology types and their effectiveness. Computer Assisted Language Learning. 2014;(27):70–105.
  11. Henderson S, Feiner S. Exploring the benefits of augmented reality documentation for maintenance and repair. IEEE transactions on visualization and computer graphics. 2011;17(10):1355–1368.
  12. Ke C. Effects of strategies on the learning of Chinese characters among foreign language studies. Journal of the Chinese Language Teachers Association. 1998;33(2):93–112.
  13. Livingston M.A. Evaluating human factors in augmented reality systems. IEEE Computer Graphics and Applications. 2005;25(6):6–9.
  14. McGinnis SН. Student attitudes and approaches in the learning of written Chinese. Paper presented at the Annual Conference of the American Association for Applied Linguistics. Long Beach; 1995. СА. 1.
  15. Onalbek ZK, Grinshkun VV, Omarov BS, Abuseytov BZ, Makhanbet ET, Kendzhaeva BB. The Main Systems and Types of Forming of Future Teacher-Trainers' Professional Competence. Life Science Journal. 2013;10(4):2397–2400.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».