Использование технологии дополненной реальности для освоения иероглифики как подход к информатизации обучения китайскому языку в основной школе
- Авторы: Гриншкун В.В.1, Григорьева А.С.2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Школа «Перспектива»
- Выпуск: Том 17, № 1 (2020)
- Страницы: 7-17
- Раздел: РЕЦЕНЗИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321233
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-1-7-17
- ID: 321233
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Предлагаются способы решения проблемы поиска информационных технологий, способных за счет новых подходов к визуализации информации повысить эффективность освоения школьниками иероглифики - одного из основных и наиболее сложных для изучения компонентов систем обучения китайскому языку. В качестве пути решения этой проблемы рассматривается применение технологии дополненной реальности при условии нахождения средств и форм ее эффективного использования в рамках обучения китайскому языку в основной школе. Целями исследования являлись разработка и экспериментальное подтверждение эффективности подходов к обучению учащихся основной школы иероглифическому письму и смысловой трактовке иероглифов на основе применения средств дополненной реальности. Методология. Осуществлено практическое исследование на основе формирования экспериментальной (63 чел.) и контрольной (71 чел.) групп обучающихся 5-х и 6-х классов. Обучение школьников экспериментальной группы проводилось с использованием средств дополненной реальности, маркеров-иероглифов, специально подобранной коллекции 3D-моделей и разработанных заданий на сопоставление иероглифов и их смысловых значений, поиск иероглифов по их значениям, разработку 3D-моделей для визуализации значений иероглифов. Анализ уровня лексических навыков школьников в части сопоставления иероглифов и их смысловых значений осуществлялся при помощи интегральных показателей с применением методов математической статистики. Результаты. Показано, что предложенный подход к использованию технологии дополненной реальности в рамках обучения китайскому языку в школе является эффективным. Обоснованным является создание и развитие коллекций электронных версий иероглифов и виртуальных объектов, отражающих смысл основных иероглифов, изучаемых в школе. Эффективным является метод, когда к таким разработкам привлекаются сами школьники. Подобные подходы могут играть существенную роль для информатизации систем обучения школьников, а также установления дополнительных междисциплинарных связей. Заключение. Экспериментально подтверждена эффективность предложенных подходов к развитию систем подготовки школьников к изучению иероглифики в рамках обучения китайскому языку на основе использования технологии дополненной реальности. В ходе исследования школьники 5-х и 6-х классов показали повышенный уровень лексических умений в части сопоставления иероглифов и их смысловых значений, поиска и написания иероглифов по заданному смысловому значению.
Об авторах
Вадим Валерьевич Гриншкун
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: vadim@grinshkun.ru
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий в непрерывном образовании
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Анна Сергеевна Григорьева
Школа «Перспектива»
Email: ane4ka-grigoreva@mail.ru
учитель иностранного языка школы «Перспектива» города Москвы.
Российская Федерация, 141411, Москва, ул. Синявинская, 11аСписок литературы
- Grinshkun AV. Vozmozhnosti ispol'zovaniya tekhnologij dopolnennoj real'nosti pri obuchenii informatike shkol'nikov [Possibilities of using augmented reality technologies in teaching informatics to schoolchildren]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2014;3(29):87–93.
- Grinshkun AV. Tekhnologiya dopolnennoj real'nosti i podhody k ee ispol'zovaniyu pri sozdanii uchebnyh zadanij dlya shkol'nikov [Technology of augmented reality and approaches to its use in creating educational tasks for schoolchildren]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2017;3(41):99–105.
- Demina NA. Metodika prepodavaniya prakticheskogo kitajskogo yazyka [Method of teaching practical Chinese]. Moscow: Vostochnaya literature Publ.; 2006.
- Zadoenko TP, Huan SH. Nachal'nyj kurs kitajskogo yazyka [Initial course of the Chinese language] (vol. 1). Moscow: Vostochnaya kniga Publ.; 2010.
- Zadorozhnyh DP. Metodika prepodavaniya kitajskoj ieroglificheskoj pis'mennosti [Methods of teaching Chinese hieroglyphic writing]. Vestnik nauki Sibiri [Bulletin of science of Siberia]. 2014;1(11):182–187.
- Kondrashevskij AF, Rumyanceva MV, Frolova MG. Prakticheskij kurs kitajskogo yazyka [Practical course of the Chinese language] (vol. 1). Moscow: Vostochnaya kniga Publ.; 2010.
- Kochergin IV. Ocherki metodiki obucheniya kitajskomu yazyku [Essays on methods of teaching Chinese]. Moscow: Muravej Publ.; 2000.
- Filippov VM, Krasnova GA, Grinshkun VV. Transgranichnoe obrazovanie [cross-border education]. Platnoe obrazovanie [Paid education]. 2008;(6):36–38.
- Dong A, Suyang B, Behzadan T, Amir H, Chen K, Feng U, Kamat R, Vineet R. Collaborative visualization of engineering processes using tabletop augmented reality. Advances in Engineering Software. 2013;(55):45–55.
- Golonka EM, Bowles AR, Frank VM. Technologies for foreign language learning: a review of technology types and their effectiveness. Computer Assisted Language Learning. 2014;(27):70–105.
- Henderson S, Feiner S. Exploring the benefits of augmented reality documentation for maintenance and repair. IEEE transactions on visualization and computer graphics. 2011;17(10):1355–1368.
- Ke C. Effects of strategies on the learning of Chinese characters among foreign language studies. Journal of the Chinese Language Teachers Association. 1998;33(2):93–112.
- Livingston M.A. Evaluating human factors in augmented reality systems. IEEE Computer Graphics and Applications. 2005;25(6):6–9.
- McGinnis SН. Student attitudes and approaches in the learning of written Chinese. Paper presented at the Annual Conference of the American Association for Applied Linguistics. Long Beach; 1995. СА. 1.
- Onalbek ZK, Grinshkun VV, Omarov BS, Abuseytov BZ, Makhanbet ET, Kendzhaeva BB. The Main Systems and Types of Forming of Future Teacher-Trainers' Professional Competence. Life Science Journal. 2013;10(4):2397–2400.
Дополнительные файлы
