Компетенции цифровой экономики: опыт и этапы формирования у студентов вузов
- Авторы: Дробышева И.В.1, Дробышев Ю.А.1
-
Учреждения:
- Калужский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023)
- Страницы: 241-254
- Раздел: ГЛОБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321261
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-3-241-254
- EDN: https://elibrary.ru/EMYPKJ
- ID: 321261
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы . В соответствии с целями и показателями федеральных проектов ведущая роль в формировании ключевых компетенций цифровой экономики отводится учреждениям системы среднего общего, профессионального образования и дополнительного образования. Для формирования цифровых компетенций в области создания алгоритмов и компьютерных программ в ряде вузов страны созданы цифровые кафедры. Исходя из этого, актуальной становится проблема формирования данных компетенций у студентов, обучающихся по различным направлениям подготовки, в условиях отсутствия в вузе цифровой кафедры. Цели исследования - анализ существующего опыта формирования у студентов цифровых компетенций в области создания алгоритмов и компьютерных программ и формулировка предложений по совершенствованию этого процесса. Методология . Проведен комплекс мероприятий, включающий анализ образовательных программ подготовки с целью выявления дисциплин, изучение которых обеспечивает овладение студентами знаниями и умениями разработки алгоритмов, создания компьютерных программ, теоретический анализ исследований по данному направлению и разработку методического подхода, обеспечивающего формирование цифровых компетенций в области создания алгоритмов и компьютерных программ. Результаты . Проведенный анализ процесса формирования у студентов вузов цифровых компетенций, теоретический анализ исследований позволили выделить и раскрыты этапы формирования цифровых компетенций в области разработки алгоритмов и компьютерных программ. Заключение . Анализ образовательных программ вузов показал недостаточность их направленности на формирование цифровых компетенции студентов. На основе теоретического анализа исследований в области формирования компетенций по созданию алгоритмов и компьютерных программ и собственного опыта предложен подход к формированию у студентов данной компетенции.
Об авторах
Ирина Васильевна Дробышева
Калужский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Email: ivdrobysheva@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-4260-8634
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой бизнес-информатики и высшей математики
Российская Федерация, 248016, Калуга, ул. Чижевского, д. 17Юрий Александрович Дробышев
Калужский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: drobyshev.yury2011@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1317-7182
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры бизнес-информатики и высшей математики
Российская Федерация, 248016, Калуга, ул. Чижевского, д. 17Список литературы
- Kuznetsov VV. State program “Digital Economy of the Russian Federation”: analysis of the readiness of regions. Regional Economics and Management. 2019;(1):5709. (In Russ.) Available from: http://https://eee-region.ru/article/5709/ (accessed: 23.03.2023).
- Kulagina NA, Lysenko AN, Novikov SP. Training of personnel for the digital economy: trends and problems. Bulletin of PNRPU. Socio-Economic Sciences. 2022;(3):148‒160. (In Russ.)
- Gileva TA. Digital economy competencies and skills: staff development program design. Вulletin USPTU. Science, Еducation, Еconomy. Series Еconomy. 2019;(2):22‒35. (In Russ.)
- Levitsky ML, Grinshkun VV, Zaslavskaya OYu. Trends and features of the informatization of higher education modern stage. RUDN Journal of Informatization in Education. 2022;19(4):285–299. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2312-8631-2022-19-4-285-299
- Bazhenova IV. Methods of projective-recursive programming training for students of mathematical fields of training (abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences). Krasnoyarsk; 2015. (In Russ.)
- Kasyanova EV. Methods and means of teaching programming at the university. Educational Resources and Technologies. 2016;(2):23‒30. (In Russ.)
- Kalitina VV. Formation of software and algorithmic competence of bachelors of information directions in teaching programming (abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences). Krasnoyarsk; 2015. (In Russ.)
- Popova VV. Formation of algorithmic competence of students – future ICT specialists in the system of secondary vocational education in the process of teaching mathematics (dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences). Krasnoyarsk; 2019. (In Russ.)
- Konnova LP, Stepanyan IK. Formation of digital skills in the first year of the Bachelor of Economics. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. 2020;(5):84‒89. (In Russ.)
- Аndreeva AA, Pavlov LA, Shchiptsova AV. Continuous formation of programming competencies among students in the bachelor's degree program “Computer science and computing technology”. Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovleva. 2019;(5):108‒115. (In Russ.)
- Barysheva IV, Malkina EV, Kozlov OA. Project method of teaching program- ming to students of specialized specialties in the conditions of distance work. Questions of Teaching Methods at the University. 2021;10(38):40‒55. (In Russ.) https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.38.04
- Slinkin DA. The use of the project method in teaching programming in the course of computer science (dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences). Yekaterinburg; 2001. (In Russ.)
- Pavlenko EN, Usinskaya TS, Chistyakova RN. The experience of using the project method in the study of the topic “Algorithmization and programming” in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard. Informatics at School. 2019;(2):18‒25. (In Russ.) https://doi.org/10.32517/2221-1993-2019-18-2-18-25
- Shtanyuk AA. The experience of using the project approach in teaching programming. Innovative Technologies in Educational Activities: Materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference. Nizhny Novgorod; 2018. p. 242‒244. (In Russ.)
- Dmitriev YaV, Balyabin IA, Brovko EI, Dvinina SYu, Demyanova OV. Development of digital skills among university students: de jure vs de facto. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(2):59‒79. (In Russ.)
Дополнительные файлы
