Компетенции цифровой экономики: опыт и этапы формирования у студентов вузов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . В соответствии с целями и показателями федеральных проектов ведущая роль в формировании ключевых компетенций цифровой экономики отводится учреждениям системы среднего общего, профессионального образования и дополнительного образования. Для формирования цифровых компетенций в области создания алгоритмов и компьютерных программ в ряде вузов страны созданы цифровые кафедры. Исходя из этого, актуальной становится проблема формирования данных компетенций у студентов, обучающихся по различным направлениям подготовки, в условиях отсутствия в вузе цифровой кафедры. Цели исследования - анализ существующего опыта формирования у студентов цифровых компетенций в области создания алгоритмов и компьютерных программ и формулировка предложений по совершенствованию этого процесса. Методология . Проведен комплекс мероприятий, включающий анализ образовательных программ подготовки с целью выявления дисциплин, изучение которых обеспечивает овладение студентами знаниями и умениями разработки алгоритмов, создания компьютерных программ, теоретический анализ исследований по данному направлению и разработку методического подхода, обеспечивающего формирование цифровых компетенций в области создания алгоритмов и компьютерных программ. Результаты . Проведенный анализ процесса формирования у студентов вузов цифровых компетенций, теоретический анализ исследований позволили выделить и раскрыты этапы формирования цифровых компетенций в области разработки алгоритмов и компьютерных программ. Заключение . Анализ образовательных программ вузов показал недостаточность их направленности на формирование цифровых компетенции студентов. На основе теоретического анализа исследований в области формирования компетенций по созданию алгоритмов и компьютерных программ и собственного опыта предложен подход к формированию у студентов данной компетенции.

Об авторах

Ирина Васильевна Дробышева

Калужский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Email: ivdrobysheva@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-4260-8634

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой бизнес-информатики и высшей математики

Российская Федерация, 248016, Калуга, ул. Чижевского, д. 17

Юрий Александрович Дробышев

Калужский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: drobyshev.yury2011@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1317-7182

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры бизнес-информатики и высшей математики

Российская Федерация, 248016, Калуга, ул. Чижевского, д. 17

Список литературы

  1. Kuznetsov VV. State program “Digital Economy of the Russian Federation”: analysis of the readiness of regions. Regional Economics and Management. 2019;(1):5709. (In Russ.) Available from: http://https://eee-region.ru/article/5709/ (accessed: 23.03.2023).
  2. Kulagina NA, Lysenko AN, Novikov SP. Training of personnel for the digital economy: trends and problems. Bulletin of PNRPU. Socio-Economic Sciences. 2022;(3):148‒160. (In Russ.)
  3. Gileva TA. Digital economy competencies and skills: staff development program design. Вulletin USPTU. Science, Еducation, Еconomy. Series Еconomy. 2019;(2):22‒35. (In Russ.)
  4. Levitsky ML, Grinshkun VV, Zaslavskaya OYu. Trends and features of the informatization of higher education modern stage. RUDN Journal of Informatization in Education. 2022;19(4):285–299. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2312-8631-2022-19-4-285-299
  5. Bazhenova IV. Methods of projective-recursive programming training for students of mathematical fields of training (abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences). Krasnoyarsk; 2015. (In Russ.)
  6. Kasyanova EV. Methods and means of teaching programming at the university. Educational Resources and Technologies. 2016;(2):23‒30. (In Russ.)
  7. Kalitina VV. Formation of software and algorithmic competence of bachelors of information directions in teaching programming (abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences). Krasnoyarsk; 2015. (In Russ.)
  8. Popova VV. Formation of algorithmic competence of students – future ICT specialists in the system of secondary vocational education in the process of teaching mathematics (dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences). Krasnoyarsk; 2019. (In Russ.)
  9. Konnova LP, Stepanyan IK. Formation of digital skills in the first year of the Bachelor of Economics. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. 2020;(5):84‒89. (In Russ.)
  10. Аndreeva AA, Pavlov LA, Shchiptsova AV. Continuous formation of programming competencies among students in the bachelor's degree program “Computer science and computing technology”. Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovleva. 2019;(5):108‒115. (In Russ.)
  11. Barysheva IV, Malkina EV, Kozlov OA. Project method of teaching program- ming to students of specialized specialties in the conditions of distance work. Questions of Teaching Methods at the University. 2021;10(38):40‒55. (In Russ.) https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.38.04
  12. Slinkin DA. The use of the project method in teaching programming in the course of computer science (dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences). Yekaterinburg; 2001. (In Russ.)
  13. Pavlenko EN, Usinskaya TS, Chistyakova RN. The experience of using the project method in the study of the topic “Algorithmization and programming” in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard. Informatics at School. 2019;(2):18‒25. (In Russ.) https://doi.org/10.32517/2221-1993-2019-18-2-18-25
  14. Shtanyuk AA. The experience of using the project approach in teaching programming. Innovative Technologies in Educational Activities: Materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference. Nizhny Novgorod; 2018. p. 242‒244. (In Russ.)
  15. Dmitriev YaV, Balyabin IA, Brovko EI, Dvinina SYu, Demyanova OV. Development of digital skills among university students: de jure vs de facto. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(2):59‒79. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».