Формирование дивергентного мышления школьников в условиях дополнительного образования при работе с лентами времени

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Подготовка выпускника, готового применять полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности и находить нестандартные, оригинальные решения, преодолевая привычные шаблоны и устоявшиеся мнения, - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами цифровой школы. Цель исследования - обоснование эффективности использования таймлайн-сервисов для развития дивергентного мышления школьников в условиях дополнительного образования. Методология. Применялись теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования и лент времени. В педагогическом эксперименте приняли участие 130 обучающихся государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа № 1506». Для диагностики и оценки сформированности дивергентного мышления использовалась методика Ф. Вильямса (адаптированная Е.Е. Туник); в качестве метода статистической обработки - хи-квадрат Пирсона. Результаты. Таймлайн в дополнительном образовании задействовался при отображении исторических фактов в хронологическом порядке, составлении алгоритмов, создании биографий, представлении статистики. Выявлен дидактический потенциал таймлайна как разновидности количественной инфографики, предлагающей графическую реализацию цифровых данных в отношении каждого компонента в структуре креативности: гибкость, оригинальность, разработанность, беглость. Определены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в педагогической системе. Заключение. Использование таймлайн-сервисов в условиях дополнительного образования способствует развитию дивергентного мышления обучающихся за счет возможностей интерактивного представления событий и фактов, многократного использования, мультимедийности, технического минимализма. Отмечены трудности, которые осложняют использование виртуальных лент времени: управление временными ресурсами, необходимость разработки критериев и показателей эффективного применения веб-сервисов соответствующего назначения.

Об авторах

Елена Константиновна Герасимова

Северо-Кавказский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: elkongerasimova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3758-8533

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, Институт цифрового развития

Российская Федерация, 355009, Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1

Магомедхан Магомедович Ниматулаев

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Email: mnimatulaev@fa.ru
ORCID iD: 0000-0003-4290-6073

доктор педагогических наук, профессор департамента бизнес-информатики

Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 49

Светлана Юрьевна Новоселова

Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов

Email: novoselovaapk@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2289-6878

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания

Российская Федерация, 354340, Сочи, ул. Куйбышева, д. 32

Михаил Сергеевич Шишков

Школа № 1506

Email: ladogamc@ya.ru
ORCID iD: 0009-0008-9991-9776

учитель информатики

Российская Федерация, 127282, Москва, ул. Широкая, д. 1А

Список литературы

  1. Dilekci A, Karatay H. The effects of the 21st century skills curriculum on the development of students’ creative thinking skills. Thinking Skills and Creativity. 2023;47: 101229. http://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101229
  2. Avcı Ü, Yildiz-Durak H. Innovative thinking skills and creative thinking dispositions in learning environments: antecedents and consequences. Thinking Skills and Creativity. 2023;47:101225. http://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101225
  3. Khaknazarov SKh. Parents’ satisfaction with the quality of additional education of children in their native languages and literature. Bulletin of Ugric Studies. 2022;12(2):386-397. (In Russ.) http://doi.org/10.30624/2220-4156-2022-12-2-386-397
  4. Stepanov SYu, Ryabova IV, Gavrilova EV. The impact of the digital environment and additional education on the intellectual and creative abilities of schoolchildren. Questions of Psychology. 2021;(1):61-70. (In Russ.)
  5. Malova EN, Shubovich VG, Shubovich MM. Information and communication technologies in supplementary education of primary students: health aspect. Theory and Practice of Physical Culture. 2019;12:70-72. (In Russ.)
  6. Ageev NYa, Tokarchuk YA, Tokarchuk AM, Gavrilova EV. The interaction of digital technologies with the development of cognitive and communication processes of adolescents and young adults: a review of empirical research. Psychological-Educational Studies. 2023;15(1):37-55. (In Russ.) http://doi.org/10.17759/psyedu.2023150103
  7. Uranova VV, Bliznyak OV, Mazhitova MV, Isyakaeva RR. Role of visualization of educational information in the educational process of medical and biological students in the “Analytical chemistry” discipline. Russian Journal of Education and Psychology. 2022;13(6):19-44. (In Russ.) http://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-6-19-44
  8. Guilford J. Structural model of intelligence. In Matyushkin AM. (ed.) Psychology of Thinking. Moscow: Gardariki Publ.; 2005. p. 37-45. (In Russ.)
  9. Delany DE, Cheung CS. Transactions between adolescents' after school activities and divergent thinking. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2020;14(4):462-474. http://doi.org/10.1037/aca0000266
  10. Ibraeva ES. Development of interest in STEM education among primary school children in the system of supplementary education. Perspectives of Science and Education. 2023;(1):276-290. (In Russ.) http://doi.org/10.32744/pse.2023.1.16
  11. Bykova SS, Buyanova IB, Serikova LA. The development of divergent thinking in younger adolescents by the means of TRIZ-Pedagogy. Perspectives of Science and Education. 2020;45(3):323-335. (In Russ.) http://doi.org/10.32744/pse.2020.3.24
  12. Colzato LS, Ritter SM, Steenbergen L. Transcutaneous vagus nerve stimulation (tVNS) enhances divergent thinking. Neuropsychologia. 2018;111:72-76. http://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2018.01.003
  13. Durnali M, Orakci S, Khalil T. Fostering creative thinking skills to burst the effect of emotional intelligence on entrepreneurial skills. Thinking Skills and Creativity. 2022;47:101200. http://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101200
  14. Karvunis YA, Lozhkina MB, Kapilevich LV. E-training (distance learning) elements for supplementary sports tourism education service: benefits analysis. Theory and Practice of Physical Culture. 2021;10:64-65. (In Russ.)
  15. Soboleva EV, Suvorova TN, Blokhina NYu, Batakova EL. Formation of group creative thinking when working with virtual walls. Perspectives of Science and Education. 2021;(3):465-480. (In Russ.) http://doi.org/10.32744/pse.2021.3.33
  16. Kechaeva MV, Salynina SU. The role of the system of additional education of children in the process of socialization of the individual. Modern Problems of Science and Education. 2023;(1). (In Russ.) http://doi.org/10.17513/spno.32367

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».