Совместное проектное обучение студентов ИТ-направлений подготовки на основе разделения задач в проекте и применения средств контроля версий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . Актуальность работы обусловлена растущей необходимостью подготовки специалистов, обладающих компетенциям коллегиальной разработки программного обеспечения, диктуемой требованиями современной ИТ-индустрии. Цель исследования - сформировать во время учебного процесса условия, повторяющие частые ситуации при промышленной разработке программного обеспечения и позволяющие получить навыки коллективной разработки, близкие к реальному участию в производстве программного обеспечения. Методология . В процессе обучения студенты разрабатывают отдельные части общего проекта, встраивая свое решение в общую логику системы на основе реализации заданного преподавателем интерфейса класса. При этом описываются и применяются часто используемые шаблоны проектирования, такие как model-view-controller, стратегия и др. Дополненный проект синхронизируется между участниками с помощью системы контроля версий. В результате у студентов получается полноценное приложение, части которого написаны отдельными участниками. Результаты. Реализация подхода рассмотрена на примере игры «Шахматы», в которой каждый студент может написать код отдельной фигуры, указаны возможности применения подхода в рамках одного или нескольких занятий и потенциальные риски его использования. Заключение. Предложенный подход позволяет студентам получить опыт работы, приближенной к промышленному программированию, и освоить такие компетенции, как совместная разработка, работа в системах контроля версий и построение модульных систем.

Об авторах

Константин Васильевич Рочев

Ухтинский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: k@rochev.ru
ORCID iD: 0000-0002-2720-3209

кандидат экономических наук, доцент кафедры вычислительной техники, информационных систем и технологий, факультет экономики, управления и информационных технологий

Российская Федерация, 169300, Ухта, ул. Первомайская, д. 13

Анастасия Викторовна Семяшкина

Ухтинский государственный технический университет

Email: asemyashkina@ugtu.net
ORCID iD: 0000-0002-6781-0396

старший преподаватель, кафедра вычислительной техники, информационных систем и технологий, факультет экономики, управления и информационных технологий

Российская Федерация, 169300, Ухта, ул. Первомайская, д. 13

Список литературы

  1. Makletsov SV, Starshinova TA, Zaripov RN. Integration of educational and professional activities in the preparation of IT students based on the Github service. Management of Sustainable Development. 2020;(5):100–104. (In Russ.)
  2. Makletsov SV, Starshinova TA. E-learning is a new means of implementing integrative and differentiated approaches (on the example of bachelors studying in the field of mathematics and computer science). Kazan: KNITU Publ.; 2015. (In Russ.)
  3. Zhilyaev AN, Oleinik AI. Actual problems of training and development of human resources in the IT industry. Quality. Innovation. Education. 2015;(12):9–22. (In Russ.)
  4. Starshinova TA, Makletsov SV. The use of e-learning tools for the formation of information competence. Bulletin of Kazan Technological University. 2012;15(17):330–333. (In Russ.)
  5. Ablaeva LN, Abdulaeva UB. Foreign and domestic experience of using Github in universities. Information and Computer Technologies in Economics, Education and Social Sphere. 2019;(3):65–72. (In Russ.)
  6. Andropov VV. Organization of joint practical activity on remote resources. Continuum. Mathematics. Computer Science. Education. 2016;(2):46–51. (In Russ.)
  7. Protasevich YuA, Zmeev OA, Sokolov DA. Tools for organizing interaction between teachers and students using version control systems. Computer Science and Education. 2021;(4):36–46. (In Russ.) http://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-4-36-46
  8. Eremeev MA, Trubienko OV, Zakharchuk II. Application of the reproducible research approach in the process of distance learning. Russian Technological Journal. 2022;10(4):86–92. (In Russ.) http://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-4-86-92
  9. Fedotov AM, Baidavletov AT, Zhizhimov OL, Sambetbaeva MA, Fedotova OA. Digital repository in the scientific and educational information system. Bulletin of the NSU. Series: Information Technology. 2015;13(3):68–86. (In Russ.)
  10. Alekseevsky PI. The use of version control tools for the collective work of students on a computer game project. Pedagogical Education in Russia. 2012;(6):51–54. (In Russ.)
  11. Chacon S, Straub B. Git for a professional programmer. St. Petersburg: Peter Publ.; 2016. (In Russ.)
  12. Kozlikina YuA. Extreme programming as a risk reduction tool in software development. Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine: Collection of Scientific Papers of the International Scientific Conference. Tomsk: National Research Tomsk Polytechnic University; 2014. p. 88–90. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».