Методика разноуровневого персонализированного обучения программированию в основной школе
- Авторы: Самылкина Н.Н.1, Мишин В.А.1
-
Учреждения:
- Московский педагогический государственный университет
- Выпуск: Том 22, № 3 (2025)
- Страницы: 268-287
- Раздел: ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321323
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-3-268-287
- EDN: https://elibrary.ru/QFHVFN
- ID: 321323
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Обновление образовательных стандартов в России и за рубежом происходит за счет усиления роли программирования и анализа данных с использованием интеллектуальных инструментов. Цифровизация всех отраслей экономики, требующая новых подходов к подготовке кадров, ведет к ранней профилизации в общем образовании как основы для подготовки квалифицированных специалистов, необходимых ИТ-отрасли. Решение проблемы разноуровневого обучения программированию с использованием цифровых ресурсов с интеллектуальной составляющей является важным шагом в повышении качества образования, развитии цифровых компетенций школьников и создании необходимых условий для освоения программирования всеми обучающимися как основы будущих профессиональных компетенций. Методология. Применялись общенаучные методы исследования: теоретич еский анализ, сравнение и обобщение научно-педагогических исследований, психо лого-педагогической, философской, научно-технической и методической литературы по проблеме исследования; анализ законодательных актов в сфере образования и конкретизация отдельных положений в правоприменительной практике, образовательных стандартов разных уровней образования, учебных программ для общего образования, учебников, учебных пособий, задачников и методических материалов по общеобразовательному курсу информатики и методике его освоения. При проведении опытно-экспериментальной работы использовались методы фокус-групп, экспертных оценок и статистические методы на основе теории измерений. Результаты. Авторами обоснована и разработана методика разноуровневого обучения программированию в курсе информатики основного общего образования в соответствии с требованиями обновленного ФГОС общего образования. Заключение. Методика на основе интеграционного подхода, разработанная в соответствии с требованиями обновленного ФГОС общего образования, позволит образовательным организациям проектировать различные персональные траектории обучения программированию.
Об авторах
Надежда Николаевна Самылкина
Московский педагогический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nsamylkina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0797-5532
SPIN-код: 5599-8846
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики обучения информатике, Институт математики и информатики
119571, Москва, Российская Федерация, ул. Малая Пироговская, д. 1Вадим Андреевич Мишин
Московский педагогический государственный университет
Email: vadim.mishin.work@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-3090-0010
SPIN-код: 5722-2051
аспирант кафедры теории и методики обучения информатике, Институт математики и информатики
119571, Москва, Российская Федерация, ул. Малая Пироговская, д. 1Список литературы
- Vuorikari R, Punie Y, Carretero Gomez S, Van Den Brande G. DigComp 2.0: The digital competence framework for citizens. Update phase 1: the conceptual reference model. Report number: EUR 27948 EN. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2016.
- Sang JL, Kyungbin K. A systematic review of AI education in K-12 classrooms from 2018 to 2023: topics, strategies, and learning outcomes. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024;6(1):100211. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2024.100211
- Hazzan O, Ragonis N, Lapidot T. Data science and computer science education. In: Ragonis N. (ed.) Guide to Teaching Computer Science. Cham: Springer; 2020.
- Hammers E. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. Foundations of Data Science for Students in Grades K-12: Proceedings of a Workshop. Washington, DC: The National Academies Press; 2023. 152 p. https://doi.org/10.17226/26852
- Israel-Fishelson R, Moon PF, Tabak R, Weintrop D. Preparing students to meet their data: an evaluation of K-12 data science tools. Behaviour & Information Technology. 2023;44(4):1–20. https://doi.org/10.1080/0144929X.2023.2295956
- Bellettini C, Lonati V, Malchiodi D, Monga M, Morpurgo A, Torelli M, Zecca L. Informatics education in Italian secondary schools. ACM Transactions on Computing Education. 2014;14(2):15.1–15.6. https://doi.org/10.1145/2602490
- Gal-Ezer J, Stephenson C. A tale of two countries: Successes and challenges in K-12 computer science education in Israel and the United States. ACM Transactions on Computing Education. 2014;14(2):1–18. https://doi.org/10.1145/2602483
- Raman R, Venkatasubramanian S, Krishnashree K, Nedungadi P. Computer Science (CS) education in Indian schools: situation analysis using darmstadt model. ACM Transactions on Computing Education. 2015;15(2):1–36. https://doi.org/10.1145/2716325
- Uvarov AYu, Frumina ID. (eds.) Challenges and prospects of digital transforma tion. Moscow: HSE Publishing House; 2019. Available from: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf (accussed: 05.03.2025). (In Russ.) EDN: ANYGHO
- Samylkina NN. Organization of advanced training in informatics on the basis of integrative approach: monograph. Moscow: MPGU; 2020. (In Russ.) EDN: YZMPYM
- Bosova LL, Samylkina NN, Bosova AYu. Formative assessment of educational results of students in informatics in basic school. Informatics at School. 2024;(2):4–16. (In Russ.) https://doi.org/10.32517/2221-1993-2024-23-2-4-16 EDN: AAMOKX
- Karavaev NL, Soboleva EV. Analysis of software services and platforms with the potential for gamification of learning. Concept. 2017;(8):14–25. (In Russ.) EDN: ZEGUJZ
- Gabdullina ASh, Rubtsova AV. Gamification as a means of developing flexible skills and creative thinking in teaching a foreign language. Concept. 2024;(2):1–12. (In Russ.) EDN: ICTWJA
- Efremova NF. Gamified assessment of educational achievements of students. Concept. 2024;(1):119–131. (In Russ.) EDN: RDPVPF
- Tikhomirova D, Tregubova A, Ternikov A. Gamification in education and demand for acquired skills: a systematic review. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2024;1(3):151–179. EDN: JBXMGA
- Polyakova VA, Kozlov OA. Impact of gamification on the information and educational environment of the school. Modern Problems of Science and Education. 2015;(5):513–513. (In Russ.) EDN: FNRTTQ
- Mosina MA. Tools of formative assessment in the practice of modern school. Humanities Research. Pedagogy and Psychology. 2020;(1):18–27. (In Russ.) EDN: LEKHSG
- Levchenko IV, Sadykova AR, Merenkova PA. A model of variant teaching for basic school students in the field of artificial intelligence. Informatics and Education. 2024;39(2):16-24 (In Russ.) https://doi.org/10.32517/0234-0453-2024-39-2-16-24 EDN: ENHDAV
- Bosova LL, Samylkina NN, Mishin VA. About multilevel teaching of programming in the course of computer science of the basic school in the conditions of differentiation of the content of education. Teachers XXI Century. 2024;(1):253–273. (In Russ.) EDN: SVVVUO
- Mishin VA. Using the platform MinecrAft: Education Edition at computer science lessons. Informatics at School. 2021;(3):50–59. https://doi.org/10.32517/2221-19932021-20-3-50-59 EDN: SJCQSM
Дополнительные файлы
