Развитие навыков агентности и креативного мышления у студентов технического вуза: практические кейсы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . В настоящий момент мы находимся в переходном периоде становления нового образовательного процесса, который значительно шире и объемнее классических методов получения профессионального образования как по набору навыков, так и по времени. Это касается всех направлений обучения, но в данной статье уделено внимание образовательным процессам в техническом вузе, а точнее - направлениям обучения, связанным с информационными технологиями. Современная разработка ПО выполняется, как правило, в командах. При этом на первый план выходит эмоциональный интеллект и умение ставить себя на место своих коллег и потенциальных пользователей программного продукта. Также важным качеством является стрессоустойчивость и навыки работы в команде, а именно навыки самостоятельного решения нестандартных задач, умение брать на себя ответственность за решение или невыполнение задачи, умение следовать регламенту. Цель исследования - разработка методов повышения эффективности обучения технического специалиста с учетом вызовов современного рынка труда. Методология. Предлагаемые практические кейсы апробированы в различных обучающих курсах, преподаваемых автором на базе Волжского политехнического института. В апробации приняло участие более 70 студентов, получаю щих образование по направлениям «Информатика и вычислительная техника» и «Программная инженерия». Результаты. На основе анализа результатов применения образовательных кейсов сформулированы подробные описания задач и рекомендации по их применению в образовательном процессе. Заключение. Применение практических кейсов позволило развить у обучающихся умение декомпозировать задачи, распределять их внутри команды и осознанно делегировать исполнение в зависимости от набора знаний и навыков отдельного участника команды, а также умение предлагать нестандартные решения поставленных задач и адекватно анализировать уже имеющиеся варианты. Студенты, обучающиеся с применением предложенных кейсов, гораздо охотнее и результативнее участвуют как во внешних образовательных мероприятиях, таких как проектно-образовательные интенсивы, конкурсы и акселерационные программы, и более мотивированы и вовлечены в этапы реализации и защиты собственных проектов в рамках дисциплинарных и сквозных курсовых проектов, а также выпускной квалификационной работы.

Об авторах

Оксана Федоровна Абрамова

Волжский политехнический институт - филиал Волгоградского государственного технического университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: oxabra@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7318-6588
SPIN-код: 5227-5065

доцент кафедры «Информатика и технологии программирования», инженерно-экономический факультет

Российская Федерация, 404121, Волжский, ул. Энгельса, д. 42а

Список литературы

  1. Abramova OF. Analysis of the application of the principles of motivation theories in the gamification of learning. Vocational Education. 2023;25(2):154–168. (In Russ.) https://doi.org/10.53656/voc23-221prim
  2. Bordovskaia NV. Educational technologies in modern higher education (analysis of domestic and foreign studies and practices). The Education and Science Journal. 2020;22(6):137–175. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-
  3. -175
  4. Innovating pedagogy 2023: Open University Innovation Report 11. Milton Keynes: The Open University; 2023. https://www.open.ac.uk/blogs/innovating/?p=784
  5. Abramova OF. Formation of a modern specialist’s way of thinking with the help of case technologies. Izvestia of Volgograd State University. Series: New Educational Systems and Learning Technologies in High School. 2013;10(13):10–12. (In Russ.)
  6. Assessment reform for the age of artificial intelligence. Australian Government, Tertiary Education Quality and Standards Agency; 2023. https://www.teqsa.gov.au/sites/
  7. default/files/2023-09/assessment-reform-age-artificial-intelligence-discussion-
  8. paper.pdf
  9. Bobryshev AN, Taranova EV, Frolov AV. Acceleration programs as a new format of project activity at the university. In: Prospects of high school development: Proceedings of XVI International Scientific and Methodical Conference, 25 May 2023, Grodno. Grodno: Grodno State Agrarian University; 2023. p. 6–8.
  10. Varshavskaya EYa. Work-related learning practices of university graduates: scope and determinants. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2023;4:94–105. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S013216250024229-4
  11. Vasilina DS, Musifullin SR. About the peculiarities of critical thinking formation in the classes of the humanities block for students of a pedagogical university. Concept. 2024;2:144–161. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11022
  12. Dmitrieva TI, Abramova OF. Research and analysis of the problems of developing creative thinking in the field of graphic design among modern youth. Research Result. Information Technologies. 2023;8(2):18–25. (In Russ.) https://doi.org/10.18413/2518-1092-2022-8-2-0-3
  13. Cipriano Ch, Strambler MJ, Naples LH et al. The state of evidence for social and emotional learning: A contemporary meta-analysis of universal school-based SEL interventions. Child Development. 2023;94(5):1181–1204. https://doi.org/10.1111/cdev.13968
  14. Rebro IV, Mustafina DA, Rakhmankulova GA, Abramova OF, Perevalova EA, Matveeva TA, Sokolova NA. Formation of engineering thinking in the process of organizing vocational guidance for schoolchildren. Modern Problems of Science and Education. 2019;3. (In Russ.) https://science-education.ru/ru/article/view?id=28830
  15. Smirnova ZhV, Vaganova OI, Chikhutova AD, Karpova MA. Case-learning technology in the development of students’ creative abilities. Innovative Economics: Prospects for Development and Improvement. 2018;7(33):188–192. (In Russ.)
  16. Abramova OF. The methodology of organizing practical classes using a role-based approach and case tasks. Saint Petersburg Educational Bulletin. 2017;8(12):9–15. (In Russ.)
  17. Solomatina VI, Shcherbakova MV. Development of students’ presentation skills in the educational process of the university. Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. 2019;2:69–72. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».