Оценка цифровой компетентности преподавателей: инструменты оценки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Анализируются плюсы и минусы трех наиболее часто используемых инструментов саморефлексии, оценивающих цифровые компетенции преподавателей: SELFIEforSchools, SELFIEforTEACHERS и «Колесо цифровой компетентности» (Digital Competence Wheel). Исследование направлено на решение двух ключевых вопросов: 1) какие цифровые компетенции являются ключевыми для педагогов в настоящее время? 2) какие инструменты оценки широко применяются для измерения этих компетенций? Методология. Проведено пилотное тестирование «Колеса цифровых компетенций» для оценки его потенциала и возможности применения в системе высшего образования. Результаты. Зафиксирован беспрецедентный уровень использования технологий в образовании и обучении как итог пандемии COVID-19. Переход к онлайн-обучению изменил требования к роли и компетенциям преподавателей. Растущая потребность в развитии и использовании соответствующих цифровых компетенций в учебной среде стала важнейшим компонентом современных систем высшего образования. Заключение. Цифровые компетенции включают в себя совокупность знаний, навыков и установок, связанных с эффективным использованием технологий для выполнения задач, решения проблем и безопасного, творческого, независимого и этичного общения. Система «Цифровые компетенции педагогов» (The Digital Competence of Educators Framework) - один из основных инструментов, специально разработанных для поддержки педагогов.

Об авторах

Елизавета Андреевна Осиповская

Университет Порту

Автор, ответственный за переписку.
Email: e.osipovskaya@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4192-511X

PhD-студент программы докторантуры «Цифровые медиа»

Португальская Республика, 4099-002, Порту, пр-т Родригеса де Фрейтаса, д. 265

Светлана Юрьевна Дмитриева

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Email: s.y.dmitrieva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0365-6526

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и связей с общественностью

Российская Федерация, 614990, Пермь, Комсомольский пр-т, д. 29

Анастасия Алексеевна Савельева

Тюменский государственный университет

Email: an.a.saveleva@utmn.ru
ORCID iD: 0000-0002-7727-9850

эксперт, школа образования

Российская Федерация, 625003, Тюмень, ул. Семакова, д. 18

Список литературы

  1. Cabero-Almenara J, Gutiérrez-Castillo J-J, Palacios-Rodríguez A, Barroso-Osuna J. Development of the teacher digital competence validation of DigCompEdu check-in questionnaire in the university context of Andalusia (Spain). Sustainability. 2020;12(15): 6094. https://doi.org/10.3390/su12156094
  2. Bakator M, Radosav D. Analyzing the digital education revolution. International Conference on Information Technology and Development of Education-ITRO, October 2020. Zrenjanin; 2020.
  3. Garzón Artacho E, Martínez TS, Ortega Martín JL, Marín Marín JA, Gómez García G. Teacher training in lifelong learning - the importance of digital competence in the encouragement of teaching innovation. Sustainability. 2020;12(7):2852. https://doi.org/10.3390/su12072852
  4. Trubavina I, Dotsenko S, Naboka O, Chaikovskyi M, Meshko H. Developing digital competence of teachers of humanitarian disciplines in the conditions of COVID-19 quarantine measures. Journal of Physics: Conference Series. 2021;1840(1):012052. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1840/1/012052
  5. Feng W, Zong W, Wang F, Ju S. Severe acute respiratory syndrome coronavirus 2 (SARS-CoV-2): a review. Mol Cancer. 2020;19(1):100. https://doi.org/10.1186/s12943-020-01218-1
  6. Kotlyarova IO, Volchenkova KN, Semenova YV, Chuvashova AD, Lyashenko MV. Development of digital competence of technical specialists in the electronic information and education environment. Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies: 2019 International Conference (IT&QM&IS). Sochi; 2019. p. 617-621. https://doi.org/10.1109/ITQMIS.2019.8928400
  7. Gilster P. Digital literacy. New York: John Wiley; 1997.
  8. Joosten T, Pasquini L, Harness L. Guiding social media at our institutions. Planning for Higher Education. 2012;41(1):125-135.
  9. Bennett L. Learning from the early adopters: developing the digital practitioner. Research in Learning Technology. 2014;22:21453-21466. https://doi.org/10.3402/rlt.v22.21453
  10. Traxler J, Lally V. The crisis and the response: after the dust had settled. Interactive Learning Environments. 2016;5(SI):1016.
  11. Chan BS, Churchill D, Chiu TK. Digital literacy learning in higher education through digital storytelling approach. Journal of International Education Research. 2017;13(1): 1-16. https://doi.org/10.19030/jier.v13i1.9907
  12. Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Educational Technology Research and Development. 2020;68(5):2449-2472. https://doi.org/10.1007/s11423-020-09767-4
  13. Krumsvik RJ. Digital competence in Norwegian teacher education and schools. Hogre Utbildning. 2011;1(1):39-51.
  14. Scuotto V, Morellato M. Entrepreneurial knowledge and digital competence: keys for a success of student entrepreneurship. Journal of the Knowledge Economy. 2013;4(3): 293-303. https://doi.org/10.1007/s13132-013-0155-6
  15. Cazco GHO, González MC, Abad FM, Mercado-Varela MA. Digital competence of the university faculty: case study of the universidad nacional de Chimborazo. TEEM'16: Proceedings of the Fourth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality. New York: Association for Computing Machinery; 2016. p. 147-154. https://doi.org/10.1145/3012430.3012510
  16. Martin A, Grudziecki J. DigEuLit: concepts and tools for digital literacy development. Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences. 2006;5(4):249-267. https://doi.org/10.11120/ital.2006.0504024
  17. Ferrari A. DIGCOMP: a framework for developing and understanding digital competence in Europe (Report EUR 26035 EN). JRC Technical Reports. Seville: Institute for Prospective Technological Studies; 2013.
  18. Alenezi M, Wardat S, Akour M. The need of integrating digital education in higher education: challenges and opportunities. Sustainability. 2023;15(6):4782. https://doi.org/10.3390/su15064782
  19. Pietro G, Biagi F, Costa P, Karpinski Z, Mazza J. The likely impact of COVID-19 on education: reflections based on the existing literature and recent international datasets. Luxembourg; 2020. https://doi.org/:10.2760/126686

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».