Оценка цифровой компетентности преподавателей: инструменты оценки
- Авторы: Осиповская Е.А.1, Дмитриева С.Ю.2, Савельева А.А.3
-
Учреждения:
- Университет Порту
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
- Тюменский государственный университет
- Выпуск: Том 21, № 2 (2024)
- Страницы: 181-195
- Раздел: ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321366
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-2-181-195
- EDN: https://elibrary.ru/LYGYLL
- ID: 321366
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Анализируются плюсы и минусы трех наиболее часто используемых инструментов саморефлексии, оценивающих цифровые компетенции преподавателей: SELFIEforSchools, SELFIEforTEACHERS и «Колесо цифровой компетентности» (Digital Competence Wheel). Исследование направлено на решение двух ключевых вопросов: 1) какие цифровые компетенции являются ключевыми для педагогов в настоящее время? 2) какие инструменты оценки широко применяются для измерения этих компетенций? Методология. Проведено пилотное тестирование «Колеса цифровых компетенций» для оценки его потенциала и возможности применения в системе высшего образования. Результаты. Зафиксирован беспрецедентный уровень использования технологий в образовании и обучении как итог пандемии COVID-19. Переход к онлайн-обучению изменил требования к роли и компетенциям преподавателей. Растущая потребность в развитии и использовании соответствующих цифровых компетенций в учебной среде стала важнейшим компонентом современных систем высшего образования. Заключение. Цифровые компетенции включают в себя совокупность знаний, навыков и установок, связанных с эффективным использованием технологий для выполнения задач, решения проблем и безопасного, творческого, независимого и этичного общения. Система «Цифровые компетенции педагогов» (The Digital Competence of Educators Framework) - один из основных инструментов, специально разработанных для поддержки педагогов.
Ключевые слова
Об авторах
Елизавета Андреевна Осиповская
Университет Порту
Автор, ответственный за переписку.
Email: e.osipovskaya@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4192-511X
PhD-студент программы докторантуры «Цифровые медиа»
Португальская Республика, 4099-002, Порту, пр-т Родригеса де Фрейтаса, д. 265Светлана Юрьевна Дмитриева
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Email: s.y.dmitrieva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0365-6526
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и связей с общественностью
Российская Федерация, 614990, Пермь, Комсомольский пр-т, д. 29Анастасия Алексеевна Савельева
Тюменский государственный университет
Email: an.a.saveleva@utmn.ru
ORCID iD: 0000-0002-7727-9850
эксперт, школа образования
Российская Федерация, 625003, Тюмень, ул. Семакова, д. 18Список литературы
- Cabero-Almenara J, Gutiérrez-Castillo J-J, Palacios-Rodríguez A, Barroso-Osuna J. Development of the teacher digital competence validation of DigCompEdu check-in questionnaire in the university context of Andalusia (Spain). Sustainability. 2020;12(15): 6094. https://doi.org/10.3390/su12156094
- Bakator M, Radosav D. Analyzing the digital education revolution. International Conference on Information Technology and Development of Education-ITRO, October 2020. Zrenjanin; 2020.
- Garzón Artacho E, Martínez TS, Ortega Martín JL, Marín Marín JA, Gómez García G. Teacher training in lifelong learning - the importance of digital competence in the encouragement of teaching innovation. Sustainability. 2020;12(7):2852. https://doi.org/10.3390/su12072852
- Trubavina I, Dotsenko S, Naboka O, Chaikovskyi M, Meshko H. Developing digital competence of teachers of humanitarian disciplines in the conditions of COVID-19 quarantine measures. Journal of Physics: Conference Series. 2021;1840(1):012052. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1840/1/012052
- Feng W, Zong W, Wang F, Ju S. Severe acute respiratory syndrome coronavirus 2 (SARS-CoV-2): a review. Mol Cancer. 2020;19(1):100. https://doi.org/10.1186/s12943-020-01218-1
- Kotlyarova IO, Volchenkova KN, Semenova YV, Chuvashova AD, Lyashenko MV. Development of digital competence of technical specialists in the electronic information and education environment. Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies: 2019 International Conference (IT&QM&IS). Sochi; 2019. p. 617-621. https://doi.org/10.1109/ITQMIS.2019.8928400
- Gilster P. Digital literacy. New York: John Wiley; 1997.
- Joosten T, Pasquini L, Harness L. Guiding social media at our institutions. Planning for Higher Education. 2012;41(1):125-135.
- Bennett L. Learning from the early adopters: developing the digital practitioner. Research in Learning Technology. 2014;22:21453-21466. https://doi.org/10.3402/rlt.v22.21453
- Traxler J, Lally V. The crisis and the response: after the dust had settled. Interactive Learning Environments. 2016;5(SI):1016.
- Chan BS, Churchill D, Chiu TK. Digital literacy learning in higher education through digital storytelling approach. Journal of International Education Research. 2017;13(1): 1-16. https://doi.org/10.19030/jier.v13i1.9907
- Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Educational Technology Research and Development. 2020;68(5):2449-2472. https://doi.org/10.1007/s11423-020-09767-4
- Krumsvik RJ. Digital competence in Norwegian teacher education and schools. Hogre Utbildning. 2011;1(1):39-51.
- Scuotto V, Morellato M. Entrepreneurial knowledge and digital competence: keys for a success of student entrepreneurship. Journal of the Knowledge Economy. 2013;4(3): 293-303. https://doi.org/10.1007/s13132-013-0155-6
- Cazco GHO, González MC, Abad FM, Mercado-Varela MA. Digital competence of the university faculty: case study of the universidad nacional de Chimborazo. TEEM'16: Proceedings of the Fourth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality. New York: Association for Computing Machinery; 2016. p. 147-154. https://doi.org/10.1145/3012430.3012510
- Martin A, Grudziecki J. DigEuLit: concepts and tools for digital literacy development. Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences. 2006;5(4):249-267. https://doi.org/10.11120/ital.2006.0504024
- Ferrari A. DIGCOMP: a framework for developing and understanding digital competence in Europe (Report EUR 26035 EN). JRC Technical Reports. Seville: Institute for Prospective Technological Studies; 2013.
- Alenezi M, Wardat S, Akour M. The need of integrating digital education in higher education: challenges and opportunities. Sustainability. 2023;15(6):4782. https://doi.org/10.3390/su15064782
- Pietro G, Biagi F, Costa P, Karpinski Z, Mazza J. The likely impact of COVID-19 on education: reflections based on the existing literature and recent international datasets. Luxembourg; 2020. https://doi.org/:10.2760/126686
Дополнительные файлы
