Возможности и преимущества взаимосвязанного применения средств информатизации при подготовке по русскому языку иностранных студентов в медицинском вузе
- Авторы: Итинсон К.С.1, Гриншкун В.В.2
-
Учреждения:
- Курский государственный медицинский университет
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 16, № 2 (2019)
- Страницы: 103-116
- Раздел: ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333493
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-2-103-116
- ID: 333493
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В статье описываются и обосновываются пути решения проблемы отсутствия подходов, опирающихся на системное взаимосвязанное использование средств информатизации для обучения русскому языку иностранных студентов в российских медицинских вузах. Проблема соответствующего повышения качества такого обучения приобретает особую актуальность в связи с необходимостью прохождения иностранными студентами клинической практики, общения с врачами и пациентами в лечебных учреждениях страны. Целью описываемого исследования являлось практическое подтверждение эффективности разработанной модели подходов к информатизации системы обучения русскому языку как иностранному студентов медицинских вузов. Методология. Проведено опытно-экспериментальное исследование на основе формирования контрольной (118 чел.) и экспериментальной (136 чел.) групп студентов медицинского вуза. В экспериментальной группе осуществлено обучение иностранных студентов - будущих врачей с учетом требований и положений специально разработанной модели подходов к информатизации обучения русскому языку как иностранному. Анализ уровня коммуникативной компетенции иностранных студентов по русскому языку проводился по пяти критериям, отобранным в рамках исследования. Результаты. В ходе исследования установлено, что обучение иностранных студентов в соответствии с разработанной системой подходов к информатизации обучения русскому языку на всех этапах подготовки в медицинском вузе существенно повышает уровень владения ими медицинским русским языком и, как следствие, их готовность к прохождению клинической практики в российских лечебных учреждениях, связанной с профессиональным общением на русском языке (опрос пациентов, общение с медицинским персоналом, работа с приборами, оборудованием, документацией и литературой на русском языке). Заключение. Экспериментально доказана эффективность разработанной модели подходов к информатизации системы обучения русскому языку иностранных студентов-медиков. В ходе исследования студенты показали высокий уровень владения медицинским русским языком, а также успешно прошли клиническую практику на русском языке в российских лечебных учреждениях.
Об авторах
Кристина Сергеевна Итинсон
Курский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bkristina89@gmail.com
кандидат педагогических наук, администратор вычислительной сети центра информатизации Курского государственного медицинского университета
Российская Федерация, 305041, Курск, ул. Карла Маркса, 3Вадим Валерьевич Гриншкун
Российский университет дружбы народов
Email: vadim@grinshkun.ru
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий в непрерывном образовании Российского университета дружбы народов
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Atabekova A.A. Novye komp’yuternye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo: uchebnoe posobie [New computer technologies in teaching Russian as a foreign language: textbook]. Moscow: RUDN Publ., 2008. 245 p.
- Bovtenko M.A. Struktura i soderzhanie informacionno-kommunikacionnoj kompetencii prepodavatelya russkogo yazyka kak inostrannogo [Structure and content of information and communication competence of the teacher of Russian as a foreign language]: dis. … d-ra ped. nauk. Moscow, 2006. 482 p.
- Bogomolov A.N. Nauchno-metodicheskaya razrabotka virtual’noj yazykovoj sredy distancionnogo obucheniya inostrannomu (russkomu) yazyku [Scientific and methodological development of virtual language environment of distance learning foreign (Russian) language]: dis. … d-ra ped. nauk. Moscow, 2008. 373 p.
- Garcov A.D. Elektronnaya lingvodidaktika v sisteme innovacionnogo yazykovogo obrazovaniya [Electronic linguodidactics in the system of innovative language education]: dis. … d-ra ped. nauk. Moscow, 2009. 398 p.
- Golubeva T.I., Repina S.O. Primenenie informacionnyh tekhnologij v obuchenii inostrannomu yazyku: uchebnoe posobie [Application of information technologies in foreign language teaching: textbook]. Orenburg: OGU Publ., 2004. 167 p.
- Grinshkun V.V., Krasnova G.A. Razvitie obrazovaniya v epohu chetvertoj promyshlennoj revolyucii [Development of education in the era of the fourth industrial revolution]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2017. No. 1(280). Pp. 42—45.
- Еvdokimova M.G. Sistema obucheniya inostrannym yazykam na osnove informacionnokommunikacionnoj tekhnologii: tekhnicheskij vuz, anglijskij yazyk [System of teaching foreign languages on the basis of information and communication technology: technical university, English]: dis. … d-ra ped. nauk. Moscow, 2007. 667 p.
- Zubov A.V., Zubova I.I. Informacionnye tekhnologii v lingvistike: uchebnoe posobie [Information technologies in linguistics: textbook]. Moscow: Akademiya Publ., 2004. 208 p.
- Karakozov S.D. Informatizaciya vysshego obrazovaniya v Rossii [Informatization of higher education in Russia]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2010. No. 3(22). Pp. 202—204.
- Polat Е.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie [Theory and practice of distance learning: textbook]. Moscow: Akademiya Publ., 2004. 416 p.
- Polat Е.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.Е. Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie [New pedagogical and information technologies in education: textbook]. Moscow: Akademiya Publ., 2002. 272 p.
- Robert I.V. Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy, perspektivy ispol’zovaniya [Modern information technologies in education: didactic problems, prospects of use]. Moscow: IIO RAO Publ., 2010. 140 p.
- Rostovyh D.A., Smol’nikova I.A., Polyanskaya A.V., Grinshkun V.V., Filatova i dr. Podgotovka i professional’naya deyatel’nost’ uchitelej i prepodavatelej informatiki. Kompetentnostnyj podhod: monografiya [Training and professional activity of teachers and teachers of informatics. Competence approach: monography]. Moscow: RGSU Publ., 2010. 212 p.
- Titova S.V. Teoreticheskie osnovy komp’yuterno-informacionnoj modeli obucheniya inostrannym yazykam [Theoretical bases of computer-information model of teaching foreign languages]: dis. … d-ra ped. nauk. Moscow, 2004. 415 p.
- Tryapel’nikov A.V. Integraciya informacionnyh i pedagogicheskih tekhnologij v obuchenii RKI (metodologicheskij aspekt) [Integration of information and pedagogical technologies in education RCTS (methodological aspect)]. Moscow: Gos. institut russkogo yazyka imeni A.S. Pushkina Publ., 2014. 80 p.
- Filippov V.M., Krasnova G.A., Grinshkun V.V. Transgranichnoe obrazovanie [Cross-border education]. Platnoe obrazovanie [Paid education]. 2008. No. 6. Pp. 36—38.
- Golonka E.M., Bowles A.R., Frank V.M. Technologies for foreign language learning: a review of technology types and their effectiveness. Computer Assisted Language Learning. 2014. No. 27. Pp. 70—105.
- Hubaskova S. Experience in foreign language teaching with ICT Support. Procedia Computer Science. 2011. No. 3. Pp. 243—247.
- Motteram G. Innovations in learning technologies for English language teaching. UK: British Council, 2013. 197 p.
- Onalbek Z.K., Grinshkun V.V., Omarov B.S., Abuseytov B.Z., Makhanbet E.T., Kendzhaeva B.B. The Main Systems and Types of Forming of Future Teacher-Trainers’ Professional Competence. Life Science Journal. 2013. Vol. 10. No. 4. Pp. 2397—2400.
- Wang Sh., Vasquez C. Web 2.0 and Second Language Learning: What Does the Research Tell Us? CALICO Journal. 2012. No. 29(3). Pp. 412—430.
Дополнительные файлы

