Возможности и преимущества взаимосвязанного применения средств информатизации при подготовке по русскому языку иностранных студентов в медицинском вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В статье описываются и обосновываются пути решения проблемы отсутствия подходов, опирающихся на системное взаимосвязанное использование средств информатизации для обучения русскому языку иностранных студентов в российских медицинских вузах. Проблема соответствующего повышения качества такого обучения приобретает особую актуальность в связи с необходимостью прохождения иностранными студентами клинической практики, общения с врачами и пациентами в лечебных учреждениях страны. Целью описываемого исследования являлось практическое подтверждение эффективности разработанной модели подходов к информатизации системы обучения русскому языку как иностранному студентов медицинских вузов. Методология. Проведено опытно-экспериментальное исследование на основе формирования контрольной (118 чел.) и экспериментальной (136 чел.) групп студентов медицинского вуза. В экспериментальной группе осуществлено обучение иностранных студентов - будущих врачей с учетом требований и положений специально разработанной модели подходов к информатизации обучения русскому языку как иностранному. Анализ уровня коммуникативной компетенции иностранных студентов по русскому языку проводился по пяти критериям, отобранным в рамках исследования. Результаты. В ходе исследования установлено, что обучение иностранных студентов в соответствии с разработанной системой подходов к информатизации обучения русскому языку на всех этапах подготовки в медицинском вузе существенно повышает уровень владения ими медицинским русским языком и, как следствие, их готовность к прохождению клинической практики в российских лечебных учреждениях, связанной с профессиональным общением на русском языке (опрос пациентов, общение с медицинским персоналом, работа с приборами, оборудованием, документацией и литературой на русском языке). Заключение. Экспериментально доказана эффективность разработанной модели подходов к информатизации системы обучения русскому языку иностранных студентов-медиков. В ходе исследования студенты показали высокий уровень владения медицинским русским языком, а также успешно прошли клиническую практику на русском языке в российских лечебных учреждениях.

Об авторах

Кристина Сергеевна Итинсон

Курский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bkristina89@gmail.com

кандидат педагогических наук, администратор вычислительной сети центра информатизации Курского государственного медицинского университета

Российская Федерация, 305041, Курск, ул. Карла Маркса, 3

Вадим Валерьевич Гриншкун

Российский университет дружбы народов

Email: vadim@grinshkun.ru

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий в непрерывном образовании Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Atabekova A.A. Novye komp’yuternye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo: uchebnoe posobie [New computer technologies in teaching Russian as a foreign language: textbook]. Moscow: RUDN Publ., 2008. 245 p.
  2. Bovtenko M.A. Struktura i soderzhanie informacionno-kommunikacionnoj kompetencii prepodavatelya russkogo yazyka kak inostrannogo [Structure and content of information and communication competence of the teacher of Russian as a foreign language]: dis. … d-ra ped. nauk. Moscow, 2006. 482 p.
  3. Bogomolov A.N. Nauchno-metodicheskaya razrabotka virtual’noj yazykovoj sredy distancionnogo obucheniya inostrannomu (russkomu) yazyku [Scientific and methodological development of virtual language environment of distance learning foreign (Russian) language]: dis. … d-ra ped. nauk. Moscow, 2008. 373 p.
  4. Garcov A.D. Elektronnaya lingvodidaktika v sisteme innovacionnogo yazykovogo obrazovaniya [Electronic linguodidactics in the system of innovative language education]: dis. … d-ra ped. nauk. Moscow, 2009. 398 p.
  5. Golubeva T.I., Repina S.O. Primenenie informacionnyh tekhnologij v obuchenii inostrannomu yazyku: uchebnoe posobie [Application of information technologies in foreign language teaching: textbook]. Orenburg: OGU Publ., 2004. 167 p.
  6. Grinshkun V.V., Krasnova G.A. Razvitie obrazovaniya v epohu chetvertoj promyshlennoj revolyucii [Development of education in the era of the fourth industrial revolution]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2017. No. 1(280). Pp. 42—45.
  7. Еvdokimova M.G. Sistema obucheniya inostrannym yazykam na osnove informacionnokommunikacionnoj tekhnologii: tekhnicheskij vuz, anglijskij yazyk [System of teaching foreign languages on the basis of information and communication technology: technical university, English]: dis. … d-ra ped. nauk. Moscow, 2007. 667 p.
  8. Zubov A.V., Zubova I.I. Informacionnye tekhnologii v lingvistike: uchebnoe posobie [Information technologies in linguistics: textbook]. Moscow: Akademiya Publ., 2004. 208 p.
  9. Karakozov S.D. Informatizaciya vysshego obrazovaniya v Rossii [Informatization of higher education in Russia]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2010. No. 3(22). Pp. 202—204.
  10. Polat Е.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie [Theory and practice of distance learning: textbook]. Moscow: Akademiya Publ., 2004. 416 p.
  11. Polat Е.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.Е. Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie [New pedagogical and information technologies in education: textbook]. Moscow: Akademiya Publ., 2002. 272 p.
  12. Robert I.V. Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy, perspektivy ispol’zovaniya [Modern information technologies in education: didactic problems, prospects of use]. Moscow: IIO RAO Publ., 2010. 140 p.
  13. Rostovyh D.A., Smol’nikova I.A., Polyanskaya A.V., Grinshkun V.V., Filatova i dr. Podgotovka i professional’naya deyatel’nost’ uchitelej i prepodavatelej informatiki. Kompetentnostnyj podhod: monografiya [Training and professional activity of teachers and teachers of informatics. Competence approach: monography]. Moscow: RGSU Publ., 2010. 212 p.
  14. Titova S.V. Teoreticheskie osnovy komp’yuterno-informacionnoj modeli obucheniya inostrannym yazykam [Theoretical bases of computer-information model of teaching foreign languages]: dis. … d-ra ped. nauk. Moscow, 2004. 415 p.
  15. Tryapel’nikov A.V. Integraciya informacionnyh i pedagogicheskih tekhnologij v obuchenii RKI (metodologicheskij aspekt) [Integration of information and pedagogical technologies in education RCTS (methodological aspect)]. Moscow: Gos. institut russkogo yazyka imeni A.S. Pushkina Publ., 2014. 80 p.
  16. Filippov V.M., Krasnova G.A., Grinshkun V.V. Transgranichnoe obrazovanie [Cross-border education]. Platnoe obrazovanie [Paid education]. 2008. No. 6. Pp. 36—38.
  17. Golonka E.M., Bowles A.R., Frank V.M. Technologies for foreign language learning: a review of technology types and their effectiveness. Computer Assisted Language Learning. 2014. No. 27. Pp. 70—105.
  18. Hubaskova S. Experience in foreign language teaching with ICT Support. Procedia Computer Science. 2011. No. 3. Pp. 243—247.
  19. Motteram G. Innovations in learning technologies for English language teaching. UK: British Council, 2013. 197 p.
  20. Onalbek Z.K., Grinshkun V.V., Omarov B.S., Abuseytov B.Z., Makhanbet E.T., Kendzhaeva B.B. The Main Systems and Types of Forming of Future Teacher-Trainers’ Professional Competence. Life Science Journal. 2013. Vol. 10. No. 4. Pp. 2397—2400.
  21. Wang Sh., Vasquez C. Web 2.0 and Second Language Learning: What Does the Research Tell Us? CALICO Journal. 2012. No. 29(3). Pp. 412—430.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».