Междисциплинарные научные связи в содержании обучения прикладной математике
- Авторы: Корнилов В.С.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2019)
- Страницы: 162-172
- Раздел: ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333498
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-2-162-172
- ID: 333498
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Сегодня к выпускникам, обучающихся на физико-математических направлениях подготовки по профилю прикладной математики, предъявляются высокие требования [23; 24]. Они должны иметь не только фундаментальные знания по дисциплинам прикладной математики, обладать научным мировоззрением, умениями и навыками исследования прикладных задач при помощи математического моделирования, но и стремиться реализовывать прикладные исследования природоохранными технологиями. Достижение таких целей при обучении студентов прикладной математике требует использования в учебном процессе различных педагогических и информационных технологий, разработки содержания обучения, новых форм и методов обучения, привлечения к преподавательской деятельности специалистов по прикладной математике. Методология. В процессе подготовки специалистов по прикладной математике реализуются идеи развития их математических творческих способностей, усиление мотивации к формированию глубоких теоретических и практических знаний по дисциплинам прикладной математики и основ гуманитарной культуры. Реализация этих важных идей осуществляется на базе широкого использования междисциплинарных научных связей в условиях гуманитаризации вузовского математического образования. Формирование студентами фундаментальных знаний по прикладной математике и основ гуманитарной культуры достигается разработкой содержания обучения на основе современных научных достижений прикладной математики, реализацией научно-образовательного, научно-познавательного и гуманитарного потенциала обучения прикладной математике. Результаты. Полученные фундаментальные знания по прикладной математике, сформированное научное мировоззрение и гуманитарная культура позволят выпускникам в своей будущей профессиональной деятельности проявлять гуманное отношение к природе и окружающему миру, применять природоохранные технологии при реализации прикладных исследований. Кроме того, с таким багажом знаний выпускники способны стать достойными членами современного информационного общества с гуманитарной культурой. Заключение. В процессе обучения прикладной математике, применяя инновационные педагогические технологии, целесообразно не только давать студентам фундаментальные научные знания, но и прививать основы гуманитарной культуры.
Об авторах
Виктор Семенович Корнилов
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vs_kornilov@mail.ru
доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29Список литературы
- Aramanovich I.G., Levin V.I. Uravneniya matematicheskoj fiziki [Equations of mathematical physics]. Moscow: Nauka Publ., 1969. 286 p.
- Arnold V. I. “Zhestkie i myagkie” matematicheskie modeli [“Hard and soft” mathematical models]. Moscow: MCNMO Publ., 2004. 32 p.
- Arsenin V.Ya. Metody matematicheskoj fiziki i special’nye funkcii [Methods of mathematical physics and special functions]. Moscow: Nauka Publ., 1984. 383 p.
- Ashihmin V.N. Vvedenie v matematicheskoe modelirovanie: uchebnoe posobie [Introduction to mathematical modeling: textbook]. Moscow: Logos Publ., 2015. 440 p.
- Bidaibekov E.S., Kornilov V.S., Kamalova G.B. Obuchenie budushhih uchitelej matematiki i informatiki obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij [The training of future teachers of mathematics and informatics inverse problems for differential equations]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2014. No. 3(29). Pp. 57-69.
- Blekhman I.M., Myshkis A.D., Panovko Ya.G. Prikladnaya matematika: predmet, logika, osobennosti podhodov [Applied mathematics: the subject, the logic, the features of the approaches]. Moscow: KomKniga Publ., 2005. 376 p.
- Bolotelov N.V., Brodskij Yu.I., Pavlovskij Yu.N. Slozhnost’. Matematicheskoe modelirovanie. Gumanitarnyj analiz: Issledovanie istoricheskih, voennyh, social’no-ekonomicheskih i politicheskih processov [Complexity. Mathematical modeling. Humanitarian analysis: study of historical, military, socio-economic and political processes]. Moscow: Librokom Publ., 2009. 320 p.
- Bordovskij G.A., Kondrat’ev A.S., Chouderi A.D.R. Fizicheskie osnovy matematicheskogo modelirovaniya: uchebnoe posobie [Physical bases of mathematical modeling: textbook]. Moscow: Akademiya Publ., 2005. 316 p.
- Vajczekker E., Lovins E., Lovins L. Faktor chetyre [Factor four]. Moscow: Akademiya, 1997. 400 p.
- Zel’dovich Ya.B., Myshkis A.D. Elementy prikladnoj matematiki [Elements of applied mathematics]. Moscow: Nauka Publ., 1967. 646 p.
- Kornilov V.S. Vuzovskaya podgotovka specialistov po prikladnoj matematike - istoriya i sovremennost’ [University training of specialists in applied mathematics - history and modernity]. Nauka i shkola [Science and school]. 2006. No. 4. Pp. 10-12.
- Kornilov V.S. Laboratornye zanjatija kak forma organizacii obuchenija studentov fraktal’nym mnozhestvam [Laboratory sessions as a form of organization of teaching students fractal sets]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Informatics and Informatization of Education Series]. 2012. No. 1(23). Pp. 60-63.
- Kornilov V.S. Obratnye zadachi v soderzhanii obucheniya prikladnoj matematike [Inverse problems in the content of teaching applied mathematics]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizacija obrazovanija [Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Informatization in Education]. 2014. No. 2. Pp. 109-118.
- Kornilov V.S. Obuchenie studentov obratnym zadacham matematicheskoj fiziki kak factor formirovanija fundamental’nyh znanij po integral’nym uravnenijam [Training of students in the inverse problems of mathematical physics as factor of formation of fundamental knowledge of the integrated equations]. Bjulleten’ laboratorii matematicheskogo, estestvennonauchnogo obrazovanija i informatizacii: recenziruemyj sbornik nauchnyh trudov [Bulletin of laboratory of mathematical, natural-science education and informatization: the reviewed collection of scientific works]. 2015. Vol. VI. Pp. 251-257.
- Kornilov V.S. Realizacija nauchno-obrazovatel’nogo potenciala obuchenija studentov vuzov obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij [Realization of scientific and educational potential of training of students of higher education institutions in the inverse problems for the differential equations]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2016. No. 6. Pp. 55-59.
- Kornilov V.S. Teorija i metodika obuchenija obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij: monografija [Theory and technique of training to the inverse problems for differential equations: monography]. Moscow: OntoPrint Publ., 2017. 500 p.
- Kornilov V.S. Formirovanie fundamental’nyh znanij po matematicheskomu modelirovaniyu pri obuchenii obratnym zadacham dlya differencial’nyh uravnenij [Formation of the fundamental knowledge on mathematical modeling in teaching inverse problems for differential equations]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2017. No. 1(39). Pp. 92-99.
- Kornilov V.S., Kartashova L.I. Praktikum po prikladnoj matematike: uchebno-metodicheskoe posobie [Practical work on applied mathematics: educational-methodical manual]. Voronezh: Nauchnaya kniga Publ., 2013. 100 p.
- Lavrent’ev M.M., Romanov V.G., Shishatskij S.P. Nekorrektnye zadachi matematicheskoj fiziki i analiza [Ill-Posed problems of mathematical physics and analysis]. Moscow: Nauka Publ., 1980. 286 p.
- Levchenko I.V., Kornilov V.S., Belikov V.V. Rol’ informatiki v podgotovke specialistov po prikladnoj matematike [The role of informatics in the training of specialists in applied mathematics]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2009. No. 2(18). Pp. 108-112.
- Martinson L.K., Malov Yu.I. Differencial’nye uravneniya matematicheskoj fiziki [Differential equations of mathematical physics]. Moscow: MGTU imeni N.E. Baumana Publ., 1996. 367 p.
- Tihonov A.N., Goncharskii A.V. (eds). Nekorrektnye zadachi estestvoznaniya: sbornik nauchnyh trudov [Ill-posed problems of natural science: collection of scientific works]. Moscow: Moskovskii universitet Publ., 1987. 303 p.
- Portal Federal’nyh gosudarstvennyh obrazovatel’nyh standartov vysshego obrazovaniya po napravleniyam bakalavriata [Portal of Federal state educational standards of higher education in the areas of undergraduate]. http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/28 (accessed: 15.01.2019).
- Portal Federal’nyh gosudarstvennyh obrazovatel’nyh standartov vysshego obrazovaniya po napravleniyam magistratury [Portal of Federal state educational standards of higher education in the areas of magistracy]. http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5/30 (accessed: 15.01.2019).
- Petrov A.A. (ed.). Sovremennye problemy prikladnoj matematiki: sbornik nauchno-populyarnyh statej. T. 1 [Modern problems of applied mathematics: collection of scientific-popular articles. Vol. 1]. Moscow: MZ Press Publ., 2005. 231 p.
- Tarasevich Yu.Yu. Matematicheskoe i komp’yuternoe modelirovanie. Vvodnyj kurs: uchebnoe posobie [Mathematical and computer modeling. Introductory course: textbook]. Moscow: Еditorial URSS Publ., 2004. 152 p.
- Izbrannye trudy A.N. Tihonova [Selected works of A.N. Tikhonov]. Moscow: MAKS Press Publ., 2001. 485 p.
- Timofeev Yu.M., Polyakov A.V. Matematicheskie aspekty resheniya obratnyh zadach atmosfernoj optiki: uchebnoe posobie [Mathematical aspects of solving inverse problems of atmospheric optics: textbook]. Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskii universitet Publ., 2001. 188 p.
- Tihonov A.N., Arsenin V.Ya. Metody resheniya nekorrektnyh zadach [Methods of solving ill-posed problems]. Moscow: Nauka Publ., 1986. 287 p.
- Tihonov A.N., Kostomarov D.P. Rasskazy o prikladnoj matematike [Stories about applied mathematics]. Moscow: Nauka Publ., 1979. 206 p.
- Tihonov A.N., Samarskij A.A. Uravneniya matematicheskoj fiziki [Equations of mathematical physics]. Moscow: MGU Publ., 1999. 798 p.
- Yurko V.A. Vvedenie v teoriyu obratnyh spektral’nyh zadach: uchebnoe posobie [Introduction to the theory of inverse spectral problems: textbook]. Moscow: Fizmatlit Publ., 2007. 384 p.
Дополнительные файлы

