Обучение физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по Middle Years Programme (программа основной школы) Международного бакалавриата
- Авторы: Корнилов В.С.1, Львова О.В.1, Оболенский И.С.2
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Школа № 1389 г. Москвы
- Выпуск: Том 16, № 3 (2019)
- Страницы: 270-280
- Раздел: ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333506
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-3-270-280
- ID: 333506
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В 1968 году в Швейцарии была создана международная неправительственная организация Международного бакалавриата с консультационным статусом в ЮНЕСКО [11; 26; 27; 29-31]). Методологической основой Международного бакалавриата выступают межкультурное общение, коммуникации, саморазвитие, концептуальное мышление, эффективность обучения и др. Международный бакалавриат является международно признанной учебной программой и реализуется по всему миру, в том числе и в России (Владивосток, Москва, Московская область, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Ульяновск). Кроме того, дипломы Международного бакалавриата признаются многими иностранными учебными заведениями. В процессе обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата у некоторых школьников появляются трудности как при усвоении теоретического материала, так и при решении учебных текстовых задач. В связи с чем для повышения эффективности обучения таких школьников целесообразно не только проводить теоретическое обоснование возможностей использования методов адаптации текстов задач по физике и разрабатывать адаптированные учебные задачи с последующим их включением в содержание обучения, но и использовать современные информационные технологии при изложении школьникам теоретического материала (мультимедийные средства обучения, электронные ресурсы и др.), а также научить школьников использовать компьютерные программы («Живая физика», «Лаборатория L-микро», «1С: Репетитор по физике», «Курс физики XXI века», «Открытая физика», «Физика в анимациях», «Физика. 7-11 классы. Практикум» и др.). Очевидно, что необходимо в дальнейшем проводить и экспериментальную педагогическую деятельность, выявляющую эффективность такого обучения физике. Методология. Эффективность обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата во многом будет обеспечиваться разработанным содержанием обучения, реализацией дидактических принципов обучения и системно-деятельностного подхода в обучении, информатизацией обучения, лингвистическим анализом содержания учебных задач, реализацией технологического подхода к конструированию учебного процесса обучения, учетом особенностей психологических закономерностей формирования умственных действий школьников в процессе решения физических задач [1; 3; 7-9; 12-16; 19; 20; 28]. Результаты. Применение методики адаптации текста учебных задач, использо- вание средств информатизации и различных алгоритмов решения физических задач, лингвистический анализ содержания учебных задач способствуют повышению качества обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата. Заключение. Использование адаптированного формата представления учебных задач, различных алгоритмов решения физических задач, применение современных информационных технологий для обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата способствуют повышению у школьников заинтересованности в обучении и формированию у них фундаментальной системы предметных знаний по физике.
Об авторах
Виктор Семенович Корнилов
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vs_kornilov@mail.ru
доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29Ольга Владимировна Львова
Московский городской педагогический университет
Email: olglvova@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29Игорь Сергеевич Оболенский
Школа № 1389 г. Москвы
Email: iograff@gmail.com
учитель физики школы № 1329 г. Москвы
Российская Федерация, 119602, Москва, ул. Никулинская, 10Список литературы
- Babanskiy Yu.K. Optimizatsiya protsessa obucheniya [Optimization of the learning process]. Moscow: Pedagogika Publ., 2007. 103 p.
- Bozhovich L.I. Lichnost i eye formirovaniye v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Saint Petersburg: Piter Publ., 2008. 400 p.
- Borovskikh T.A. Konstruirovaniye uchebnogo protsessa na osnove tekhnologicheskogo podkhoda [Design of educational process on the basis of technological approach]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education]. 2011. No. 1(62). Pp. 67-73.
- Gendenshteyn L.E., Bulatova A.A., Kornilyev I.N., Koshkina A.V. Fizika. 9 klass: uchebnik: v 2 ch. Ch. 1 [Physics. Grade 9: textbook: in 2 parts. Part 1]. Moscow: Laboratoriya znaniy Publ., 2019. 224 p.
- Gendenshteyn L.E., Bulatova A.A., Kornilyev I.N., Koshkina A.V. Fizika. 9 klass: uchebnik: v 2 ch. Ch. 2 [Physics. Grade 9: textbook: in 2 parts. Part 2]. Moscow: Laboratoriya znaniy Publ., 2019. 144 p.
- Gendenshteyn L.E., Kaydalov A.B., Kozhevnikov V.B. Fizika 9 klass: uchebnik [Physics. Grade 9: textbook]. Moscow: Mnemozina Publ., 2012. 273 p.
- Grinshkun V.V. Kachestvo informatsionnykh resursov i professionalnyye kachestva pedagogov. Vzaimosvyaz i problemy [Quality of information resources and professional qualities of teachers. Interrelation and problems]. Informatika i obrazovaniye [Informatics and education]. 2013. No. 1(240). Pp. 79-81.
- Grinshkun V.V. Informatizatsiya kak znachimyy komponent sovershenstvovaniya sistemy podgotovki pedagogov [Informatization as an important component of improving the system of teacher training]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2014. No. 1(27). Pp. 15-21.
- Grinshkun V.V. Sushchestvuyushchiye podkhody k ispolzovaniyu sredstv informatizatsii pri obuchenii estestvenno-nauchnym distsiplinam [Existing approaches to the use of informatization tools in teaching natural sciences]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2014. No. 4(30). Pp. 8-13.
- Duek K. Gibkoye soznaniye: novyy vzglyad na psikhologiyu razvitiya vzroslykh i detey [Flexible consciousness: a new look at the psychology of development of adults and children]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2013. 400 p.
- Kondakov A.M. Mezhdunarodnyy bakalavriat i rossiyskaya shkola: normativno-metodicheskaya dokumentatsiya dlya rossiyskikh obrazovatelnykh uchrezhdeniy [International Baccalaureate and Russian school: regulatory and methodological documentation for Russian educational institutions]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 1997. 51 p.
- Kornilov V.S. Metody ratsionalnykh rassuzhdeniy v obuchenii obratnym zadacham dlya differentsialnykh uravneniy [Methods of rational reasoning in teaching inverse problems for differential equations]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2005. No. 2(5). Pp. 63-66.
- Kornilov V.S. Gumanitarnaya komponenta prikladnogo matematicheskogo obrazovaniya [Humanitarian component of applied mathematical education]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2006. No. 2(7). Pp. 94-99.
- Kornilov V.S. Obratnye zadachi v soderzhanii obucheniya prikladnoj matematike [Inverse problems in the content of teaching applied mathematics]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Informatizacija obrazovanija [Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education]. 2014. No. 2. Pp. 109-118.
- Kornilov V.S. Realizacija nauchno-obrazovatel’nogo potenciala obuchenija studentov vuzov obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij [Realization of scientific and educational potential of training of students of higher education institutions in the inverse problems for the differential equations]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2016. No. 6. Pp. 55-59.
- Kornilov V.S. Teorija i metodika obuchenija obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij: monografija [Theory and technique of training to the inverse problems for differential equations: monograph]. Moscow: OntoPrint Publ., 2017. 500 p.
- Krivchenko I.V. Fizika 9 klass: uchebnik [Physics. Grade 9: textbook]. Moscow: Laboratoriya znaniy Publ., 2015. 150 p.
- Levshunova Zh.A., Artyukhova T.Yu. Vozrastnyye osobennosti osoznannoy samoregulyatsii proizvolnoy aktivnosti v period ranney yunosti [Age peculiarities of conscious self-regulation of voluntary activity in the period of early youth]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University]. 2015. Vol. 1. No 3. Pp. 102-106.
- Miroshkina M.R. X, Y, Z. Teoriya pokoleniy. Novaya sistema koordinat [X, Y, Z. Theory of generations. A new coordinate system]. Voprosy vospitaniya [Problems of education]. 2014. No. 2. Pp. 50-57.
- Penrouz R. Novyy um korolya: o kompyuterakh, myshlenii i zakonakh fiziki [New mind of the king: On computers, thinking and the laws of physics]. Moscow: URSS Publ., 2011. 400 p.
- Peryshkin A.V. Fizika: 9 klass: sbornik zadach po fizike [Physics: grade 9: collection of problems in physics]. Moscow: Ekzamen Publ., 2010. 195 p.
- Peryshkin A.V. Fizika: 8 klass [Physics: grade 8]. Moscow: Drofa Publ., 2013. 237 p.
- Peryshkin A.V., Lontsova G.A. Fizika: 8 klass: uchebnik [Physics: grade 8: textbook]. Moscow: Drofa Publ., 2017. 160 p.
- Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya: utv. prikazom Minobrnauki RF ot 29 dekabrya 2014 g. No. 1644 [Federal State Educational Standard of Basic General Education: approved by order of Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 29 December 2014 No. 1644]. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1644.html (accessed: 20.03.2019).
- Federalnyy zakon ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: utv. prikazom Gosudarstvennoy dumy RF ot 29 dekabrya 2012 g. No. 273-FZ (red. ot 03.08.2018) [Federal Law on Education in the Russian Federation: approved by order of the State Duma of the Russian Federation of 29 December 2012 No. 273-FZ (as amended on 03.08.2018)]. http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (accessed: 20.03.2019).
- Chto takoye Mezhdunarodnyy bakalavriat i kak rabotayet nasha shkola [What is the International Baccalaureate and how our school works]. https://infourok.ru/chto-takoe-mezhdunarodniy-bakalavriat-i-kak-rabotaet-nasha-shkola-3160569.html (accessed: 20.03.2019).
- Chto takoye programma Mezhdunarodnogo bakalavriata (IB)? [What is the International Baccalaureate (IB) program?] https://www.globaldialog.ru/articles/chto-takoeib/ (accessed: 20.03.2019).
- Esaulov A.F. Psikhologiya resheniya zadach [Psychology of problem solving]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 1972. 217 p.
- IB Middle Years Programme. https://istudy.com.ru/ib/ib-myp.html (accessed: 20.03.2019).
- MYP: From principles into practice. http://www.ibo.org/ (accessed: 20.03.2019).
- MYP Science guide. https://www.spps.org/site/handlers/ filedownload.ashx?moduleinstanc eid=38378&dataid=21234&FileName=sciences_guide_2014.pdf (accessed: 20.03.2019).
Дополнительные файлы

