Возможности и перспективы применения технологий и средств визуального программирования при обучении школьников
- Авторы: Каган Э.М.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 15, № 1 (2018)
- Страницы: 18-28
- Раздел: ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333516
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2018-15-1-18-28
- ID: 333516
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются типичные проблемы, возникающие у учащихся при освоении программирования. Для каждой проблемы приводится ряд существующих специализированных сред программирования, предлагающих решение. Проводится анализ элементов сред программирования и выделение тех, которые непосредственно участвуют в решении проблем. В завершении проводится агрегация лучших решений, и делается предположение о возможности комбинирования лучших элементов проанализированных сред. Изначально школьный курс информатики был ориентирован на формирование навыков программирования и управления компьютером. Сейчас основная часть курса отводится изучению прикладного программного обеспечения и информационным технологиям. При этом для обучения в большей степени используются классические языки программирования, разработанные еще в прошлом веке. Первой успешной попыткой создания альтернативного языка программирования, который мог бы выступать в роли образовательного средства, является язык Logo. Аналогичный способ отображения можно найти во многих средах программирования, когда пользователь не должен иметь навыков программирования, но быть в состоянии составить работоспособный алгоритм. Это позволяет не отвлекаться на язык программирования, а конструировать программу из блоков. Каждая из упомянутых в статье сред визуального программирования не лишена ряда недостатков. Однако даже при таком положении дел просматривается тенденция расширения использования в обучении визуальных языков программирования.
Об авторах
Эдуард Михайлович Каган
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: eduard.kagan@yandex.ru
аспирант кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета
Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521Список литературы
- Bosova L.L., Bosova A.Ju. Informatika. 5—6 klassy [Informatika. Classes 5—6]: metodicheskoe posobie. BINOM. Laboratorija znanij, 2017. 384 p.
- Bosova L.L., Bosova A.Ju. Informatika. 7—9 klassy [Classes 7—9]: metodicheskoe posobie. BINOM. Laboratorija znanij, 2015. 472 p.
- Grinshkun V.V., Levchenko I.V. Osobennosti fundamentalizacii obrazovanija na sovremennom jetape ego razvitija [Features of fundamentalization of education on the modern stage of its development]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. “Education Informatization” series]. 2011. No. 1. Pp. 5—11.
- Grinshkun V.V. Teorija i metodika ispol’zovanija ierarhicheskih struktur v informatizacii obrazovanija [Theory and methodology of using hierarchical structures in Informatization of education]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2003. No. 12. Pp. 117—119.
- Kuznecov A.A., Zaharova T.B., Zaharov A.S. Obshhaja metodika obuchenija informatike [General methods of teaching computer science]: uchebnoe posobie dlja studentov pedvuzov. M.: Prometej, 2016. 300 p.
- Lapchik M.P., Semakin I.G., Henner E.K. Metodika prepodavanija informatiki [Methods of teaching computer science]: uchebnoe posobie dlja studentov pedvuzov. M.: Akademija, 2001. 624 p.
- Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart srednego (polnogo) obshhego obrazovanija [Federal state educational standard of secondary (complete) General education]. 2012. URL: https://infourok.ru/federalnyy_gosudarstvennyy_obrazovatelnyy_standart_srednego_polnogo_ obschego_obrazovaniya_2012-414883.htm
- Abelson H., diSessa A.A. Turtle Geometry: The Computer as a Medium for Exploring Mathematics: Turtle Geometry: The Computer as a Medium for Exploring Mathematics. MIT Press, 1986. Pp. 6—9.
- Boytchev P. Logo tree project. 2007. URL: http://elica.net/download/papers/LogoTreeProject. pdf
- Finzer W., Gould L. Programming by Rehearsal // BYTE. 1984. Vol. 9. No. 6. Pp. 187—210.
- Guzdial M. Programming environments for novices: Computer Science Education Research. USA: CRC Press, 2004. — Pp. 127—154.
- Gindling J. LEGOsheets: A Rule-Based Programming, Simulation and Manipulation Environment for the LEGO Programmable Brick // IEEE Computer Society Press. Germany, 1995. Pp. 172— 179.
- Kay A., Goldberg A. Personal Dynamic Media // Computer. 1977. Vol. 10. No. 3. Pp. 31—41.
- Miller P. Evolution of novice programming environments: The structure editors of Carnegie Mellon University // Interactive Learning Environments. 1994. Vol. 4. No. 2. Pp. 140—158.
- Myers B.A. Visual Programming, Programming by Example, and Program Visualization: A Taxonomy // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. Boston, Massachusetts, USA: ACM, 1986. Pp. 59—66.
- Papert S. Mindstorms: children, computers, and powerful ideas. New York, USA. Basic Books, 1980. 230 p.
- Resnick M. Scratch: programming for all // Communications of the ACM. 2009. Vol. 52. No. 11. Pp. 60—67.
- Sengupta P. Programming in K-12 science classrooms // Communications of the ACM. 2015. Vol. 58. No. 11. Pp. 33—35.
- Sengupta P., Farris A.V., Wright M. From agents to continuous change via aesthetics: learning mechanics with visual agent-based computational modeling // Technology, Knowledge and Learning. 2012. Vol. 17. No. 1/2. Pp. 23—42.
- Smith D.C. Pygmalion: a computer program to model and stimulate creative thought. Birkhauser, 1977. Vol. 40. Pp. 77—87.
- Soloway E. Learning to Program = Learning to Construct Mechanisms and Explanations // Commun. ACM. New York, NY, USA, 1986. Vol. 29. No. 9. Pp. 850—858.
- Sutherland I.E. Sketchpad: A Man-machine Graphical Communication System // Proceedings of the May 21-23, 1963, Spring Joint Computer Conference. Detroit, Michigan: ACM, 1963. Pp. 329—346.
- Wagner A. Using app inventor in a K-12 summer camp // Proceeding of the 44th ACM technical symposium on Computer science education. ACM. 2013. Pp. 621—626.
Дополнительные файлы

