Возможности и перспективы применения технологий и средств визуального программирования при обучении школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются типичные проблемы, возникающие у учащихся при освоении программирования. Для каждой проблемы приводится ряд существующих специализированных сред программирования, предлагающих решение. Проводится анализ элементов сред программирования и выделение тех, которые непосредственно участвуют в решении проблем. В завершении проводится агрегация лучших решений, и делается предположение о возможности комбинирования лучших элементов проанализированных сред. Изначально школьный курс информатики был ориентирован на формирование навыков программирования и управления компьютером. Сейчас основная часть курса отводится изучению прикладного программного обеспечения и информационным технологиям. При этом для обучения в большей степени используются классические языки программирования, разработанные еще в прошлом веке. Первой успешной попыткой создания альтернативного языка программирования, который мог бы выступать в роли образовательного средства, является язык Logo. Аналогичный способ отображения можно найти во многих средах программирования, когда пользователь не должен иметь навыков программирования, но быть в состоянии составить работоспособный алгоритм. Это позволяет не отвлекаться на язык программирования, а конструировать программу из блоков. Каждая из упомянутых в статье сред визуального программирования не лишена ряда недостатков. Однако даже при таком положении дел просматривается тенденция расширения использования в обучении визуальных языков программирования.

Об авторах

Эдуард Михайлович Каган

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: eduard.kagan@yandex.ru

аспирант кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета

Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

Список литературы

  1. Bosova L.L., Bosova A.Ju. Informatika. 5—6 klassy [Informatika. Classes 5—6]: metodicheskoe posobie. BINOM. Laboratorija znanij, 2017. 384 p.
  2. Bosova L.L., Bosova A.Ju. Informatika. 7—9 klassy [Classes 7—9]: metodicheskoe posobie. BINOM. Laboratorija znanij, 2015. 472 p.
  3. Grinshkun V.V., Levchenko I.V. Osobennosti fundamentalizacii obrazovanija na sovremennom jetape ego razvitija [Features of fundamentalization of education on the modern stage of its development]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. “Education Informatization” series]. 2011. No. 1. Pp. 5—11.
  4. Grinshkun V.V. Teorija i metodika ispol’zovanija ierarhicheskih struktur v informatizacii obrazovanija [Theory and methodology of using hierarchical structures in Informatization of education]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2003. No. 12. Pp. 117—119.
  5. Kuznecov A.A., Zaharova T.B., Zaharov A.S. Obshhaja metodika obuchenija informatike [General methods of teaching computer science]: uchebnoe posobie dlja studentov pedvuzov. M.: Prometej, 2016. 300 p.
  6. Lapchik M.P., Semakin I.G., Henner E.K. Metodika prepodavanija informatiki [Methods of teaching computer science]: uchebnoe posobie dlja studentov pedvuzov. M.: Akademija, 2001. 624 p.
  7. Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart srednego (polnogo) obshhego obrazovanija [Federal state educational standard of secondary (complete) General education]. 2012. URL: https://infourok.ru/federalnyy_gosudarstvennyy_obrazovatelnyy_standart_srednego_polnogo_ obschego_obrazovaniya_2012-414883.htm
  8. Abelson H., diSessa A.A. Turtle Geometry: The Computer as a Medium for Exploring Mathematics: Turtle Geometry: The Computer as a Medium for Exploring Mathematics. MIT Press, 1986. Pp. 6—9.
  9. Boytchev P. Logo tree project. 2007. URL: http://elica.net/download/papers/LogoTreeProject. pdf
  10. Finzer W., Gould L. Programming by Rehearsal // BYTE. 1984. Vol. 9. No. 6. Pp. 187—210.
  11. Guzdial M. Programming environments for novices: Computer Science Education Research. USA: CRC Press, 2004. — Pp. 127—154.
  12. Gindling J. LEGOsheets: A Rule-Based Programming, Simulation and Manipulation Environment for the LEGO Programmable Brick // IEEE Computer Society Press. Germany, 1995. Pp. 172— 179.
  13. Kay A., Goldberg A. Personal Dynamic Media // Computer. 1977. Vol. 10. No. 3. Pp. 31—41.
  14. Miller P. Evolution of novice programming environments: The structure editors of Carnegie Mellon University // Interactive Learning Environments. 1994. Vol. 4. No. 2. Pp. 140—158.
  15. Myers B.A. Visual Programming, Programming by Example, and Program Visualization: A Taxonomy // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. Boston, Massachusetts, USA: ACM, 1986. Pp. 59—66.
  16. Papert S. Mindstorms: children, computers, and powerful ideas. New York, USA. Basic Books, 1980. 230 p.
  17. Resnick M. Scratch: programming for all // Communications of the ACM. 2009. Vol. 52. No. 11. Pp. 60—67.
  18. Sengupta P. Programming in K-12 science classrooms // Communications of the ACM. 2015. Vol. 58. No. 11. Pp. 33—35.
  19. Sengupta P., Farris A.V., Wright M. From agents to continuous change via aesthetics: learning mechanics with visual agent-based computational modeling // Technology, Knowledge and Learning. 2012. Vol. 17. No. 1/2. Pp. 23—42.
  20. Smith D.C. Pygmalion: a computer program to model and stimulate creative thought. Birkhauser, 1977. Vol. 40. Pp. 77—87.
  21. Soloway E. Learning to Program = Learning to Construct Mechanisms and Explanations // Commun. ACM. New York, NY, USA, 1986. Vol. 29. No. 9. Pp. 850—858.
  22. Sutherland I.E. Sketchpad: A Man-machine Graphical Communication System // Proceedings of the May 21-23, 1963, Spring Joint Computer Conference. Detroit, Michigan: ACM, 1963. Pp. 329—346.
  23. Wagner A. Using app inventor in a K-12 summer camp // Proceeding of the 44th ACM technical symposium on Computer science education. ACM. 2013. Pp. 621—626.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».